Файл: Проблема детской лжи (Социально- психологические основы ).pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 558
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Детская ложь как предмет исследования
1.1 Основные понятия и термины
1.2 Социально-психологические сущность детской лжи
1.4 Особенности и причины детской лжи
1.5. Методы изучения детской лжи
Глава II. Рекомендации родителям по проблеме предотвращении детской лжи
2.1 Влияние родителей на возникновение и предотвращение детской лжи
2.3 Рекомендации родителям, столкнувшимся с проблемой детской лжи.
Введение
С самого раннего возраста ребёнок проходит период первоначального становления личности, приобщения к миру познания и миру общечеловеческих ценностей. Постепенно ребёнок учится ценивать своё поведение и его последствия. На современном этапе развития современного общества весьма актуальной является проблема детской лжи. Правда и ложь как добро и зло сопровождают ребенка по тропе взросления, периодически предоставляя возможность делать выбор в пользу той или иной стороны.
При этом важно подчеркнуть, что особую значимость имеют исследования по проблеме возникновения лжи у детей, поскольку именно они через несколько лет будут определять морально-нравственный и психологический облик граждан своей страны, а в ближайшем будущем составит основной слой людей, от которых в значительной мере будет зависеть ее развитие. Ещё в дошкольном возрасте впервые возникает система соподчинённых мотивов, создающих единство личности.
Ложь производит огромное опустошение в душе человека, в его личной жизни и жизни общественной. Он ослабляет волю, рождает недоверие к людям, усиливает эгоизм и трусость, а это чаще всего порождает гордыню.
Таким образом, актуальность и значимость этой проблемы очевидна, что и определило тему курсовой работы «Проблема детской лжи».
Объект исследования: детская ложь
Предмет исследования: факторы появления детской лжи.
Цель курсовой работы: изучить особенности детской лжи.
Выделенная цель определила основные задачи исследования:
- Рассмотреть основные подходы к пониманию понятия ложь;
- Рассмотреть особенности и виды детской лжи;
- Выявить основные причины детской лжи;
- Подобрать методы исследования детской лжи;
- Рассмотреть влияние семьи и взрослых на появление детской лжи;
- Разработать рекомендации для родителей, столкнувшихся с проблемой детской лжи.
Практическая значимость исследования обусловлена возможностью использования полученных знаний в работе с детьми для формирования у них правдивости, а также для дальнейшей коррекции детской лжи. Возможно применение таких методов воздействия, которые исключат по отношению к детям принуждение и авторитаризм, снизят стереотипность в их воспитании.
В курсовой работе применялись следующие методы исследования: теоретический анализ психологической и педагогической литературы по проблемам, связанным с темой детской лжи; обобщение информации, полученной из научных, методических, психологических источников.
Глава 1. Детская ложь как предмет исследования
1.1 Основные понятия и термины
В повседневной жизни ложь - это умышленная передача реальной и внутренней информации с целью убедить другого человека в том, что он сам считает неправдой.[2][3, С.45]
Проблема лжи рассматривалась разными авторами, но на данный момент я могу выделить двух авторов, на мой взгляд наиболее ярких, это наш отечественный психолог - Виктор Знаков, и в зарубежной литературе - Пол Экман.
Само понятие «ложь» учёные описывают по-разному.
Научное мнение гласит: «Ложь есть порождение неправильного воспитания, искаженного формирования системы ценностей, дурного характера и других негативных причин, которые, как правило, устраняются нравоучениями, усилением контроля, использованием системы запретов и наказаний».[3] [18, С.122]
В книге Пола Экмана «Психология лжи» автор определяет ложь как «намеренное решение ввести в заблуждение того, кому адресована информация, без предупреждения о своём намерении сделать это».[4] [19, С.27]
Очень хорошее определение лжи и обмана даёт В.В. Знаков: «Ложью обычно называют умышленную передачу сведений, не соответствующих действительности».[5] [8, .28]
Наиболее распространено в европейской культуре определение Блаженного Августина: «Ложь - это сказанное с желанием сказать ложь».
Психология понимания и распознания лжи для российской науки является относительно новой и малоизученной областью исследований. Об этом свидетельствует ограниченное число публикаций, касающихся важных вопросов о психологических видах, причинах и мотивах лжи. В повседневной жизни многие люди используют слова «ложь», «обман», «неправда» в качестве синонимов, однако эти понятия с точки зрения психологии имеют различное содержание.
В.В. Знаков считает проблему лжи очень актуальной и насущной и в своем теоретическом исследовании «Неправда, ложь и обман как проблемы психологии понимания» задается таким вопросом: «Существуют ли какие-то различия между психологическим содержанием лжи, неправды и обмана или это просто синонимы?».[6] [8, С.30] В повседневной жизни люди частенько используют слова «ложь», «неправда», «обман» как синонимы, но, эти понятия с точки зрения различных зарубежных и отечественных психологов имеют различное по своей сути содержание.
Ложь - феномен общения, состоящий в намеренном искажении действительного положения вещей; чаще всего выражается в содержании речевых сообщений, немедленная проверка которых затруднительна или невозможна. Представляет собой осознанный продукт речевой деятельности, имеющий своей целью ввести слушателей в заблуждение.
Обман - это полуправда, провоцирующая человека на ошибочные выводы. Обманщик сообщает только часть подлинных сведений, одновременно он утаивает другую часть важной информации, которая необходима для производства правильного умозаключения.
Обман, как и ложь, возникает тогда,когда сталкиваются чьи-либо интересы и нравственные нормы, и там, где для «обманщика» достигнуть желаемого иным путём трудно или невозможно. Главное, что роднит обман с ложью,- это сознательное стремление исказить истину.
Неправда - это «высказывание, основанное на искреннем заблуждении говорящего или его неполном знании о том, о чем он говорит». Неправда, как и обман, основывается на неполноте информации, но, в отличие от обмана, говорящий не утаивает известной информации и не преследует иных целей, кроме передачи сообщения, содержащего неполную (или искаженную) информацию. В данном случае человек верит в реальность существования чего-то, но ошибается. В результате он говорит неправду, сам того не осознавая.
Многие психологи считают ложь, обман и неправду как отдельные категории с различными функциями. Пол Экман[7] [19, С.47] не делит ложь и больше обращает свое внимание ни на определение, а на функции. Ложь была, есть и будет всегда проявляться в нашем мире и не важно, в какой форме. Важно, как ее искоренить.
Детская ложь - нестандартный возрастной вид лжи, который заключается в том, что ребенок выдает своё воображение за реальность. Большинство психологов думают, что явление детская ложь связан с тем, что дети до шести лет не всегда могут различить действительность от своей фантазии и принимают игру за реальность.
Значительное внимание данной проблеме уделено в классической педагогике (К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, П.Ф. Каптерев и др.), а также в зарубежной педагогике и психологии (В.Штерн, Ст.Холл, З.Фрейд, Э.Берн, Ж. Пиаже, Л. Кольберг, Б. Спок, Х. Джайннотт, П. Лич, Олдред К. и др.). В исследованиях обращается внимание на определяющую роль взрослого в воспитании у детей правдивости, раскрываются различные виды детской лжи, фиксируется внимание на том, что дошкольники часто прибегают ко лжи в результате неправильных педагогических воздействий.
Большую помощь в изучении проблемы детской лжи оказали труды многих отечественных и зарубежных ученых. Среди них: Адам А., Алешинцев И. А., Гартьер К., Дубровский Б. И., Знаков В. В., Ильин И. А., Каптерев П. О., Мэй М., Нечаев А. П., Преображенский С. А., Секацкий А. К., Сосновский А., Х. Хартшорн, Шеталова А., Штерн В., Щербатых Ю. К., Экман П. и другие.
В начале прошлого века изучение проблемы лжи было актуально как в отечественной, так и мировой психологии. Работы авторов были посвящены исследованию, мотивации лжи и обмана, классификации. Позже, в советское время, ей перестали уделять должное внимание, что было обусловлено не столько логикой развития самой психологической науки, сколько идеолого- политическими соображениями.
Процесс формирования нравственных ценностей , жизненных ориентиров и идеалов у детей выззвало в последнее время нарастание интереса к проблеме лжи.
Подобный интерес объясним. В обществе произошли коренные изменения во всех его основных сферах: экономической, политической, правовой, культурно-образовательной и так далее, которые, к сожалению, часто отрицательно сказываются на морально-нравственных устоях людей разных поколений. Итак, «ложь — это утверждение, заведомо не соответствующее истине и высказанное в таком виде сознательно».[8] [1, С.23]
Когда люди общаются, ложь представляет собой выраженное намерение одного из собеседников исказить правду.[9] [17, С. 334]
В целом, можно констатировать, что ложь, обман и неправда неискоренимы: они являются неизбежными спутниками жизнедеятельности человека в обществе. Поэтому любые попытки «исключить» из нашей жизни ложь, обман, неправду являются утопичными, психологически неверными и, в силу этого, бесперспективными.
При выполнении данной работы у меня возникали некоторые трудности. Несмотря на то что, данная тема еще не до конца изучена в психологической науке, мне было сложно охватить и прочитать весь найденный материал, чтобы раскрыть тему в полной мере и рассмотреть ее под разным углом.
1.2 Социально-психологические сущность детской лжи
Уже античные философы, начиная с Аристотеля и Платона, пытались разобраться не только в сущности лжи и обмана, но и в морально-психологических аспектах этих явлений, а также выработать рекомендации, препятствующие распространению лжи. В наше время основные исследования лжи, причины ее порождающие и формы проявления становились предметом изучения юристов, философов, педагогов и психологов. Огромный вклад в изучение феномена лжи внес известный американский ученый Пол Экман.
В. В. Зеньковский признаёт социальный характер детской лжи, подчеркивая, что в жизни ребенка ложь вполне закономерна, она является формой «борьбы за существование», защитным приспособлением, что вполне естественно.[10] [10, С.6]
«Обманывать нехорошо», - внушают нам с детства. «Однако что именно нехорошо, ребенку не сразу удается понять. Нехорошо фантазировать? Нехорошо недоговаривать? Нехорошо, когда говоришь неправду с выгодой для себя? А если с выгодой для друга, которому хочешь помочь? А если вообще без выгоды. И почему мне обманывать нельзя, а маме с папой можно».[11] [16, С.34]
С точки зрения возрастной психологии, лживость не может быть первоначальным состоянием человека. Естественный человек прост, доверчив, непосредственен, не обманывает ни себя, ни других; он живет исключительно в сфере действительных фактов, всякие выдумки ему чужды, мир лжи и фантазии ему неизвестен. Он знает только то, что есть и было и совсем не подозревает о существовании никогда не бывшего — мира выдумки, искусства, мечты, лжи.
Суть лжи всегда сводится к тому, что человек верит или думает одно, а в общении выражает другое.[12] (Виктор Знаков).
Ложь – это явление не только психофизиологическое, но и психосоциальное. Каждая детская ложь должна быть расшифрована и понята взрослыми. Мотивы, по которым врут дети, не имеют ничего общего с мотивами взрослых людей, они связаны с развитием сознания ребенка. Детская ложь своим источником имеет свою внутреннюю правду, правду своего эмоционального переживания.
Детский возраст является периодом кардинального изменения в жизни ребенка. Ребенок осуществляет процесс вхождения в социальную среду, новую для него и, по сути, совершенно непривычную, которая в значительной мере отличается от всех социальных контактов, имеющих место быть в прошедшие годы ребенка.
В детской душе имеют место процессы, которые совсем не являются, в своей сущности, ложью, но которые, под влиянием социальных условий, становятся настоящей ложью. Эти процессы, сами по себе, могли бы развиваться и в таком направлении, что они никак не могли бы стать ложью, если бы тот социальный резонанс, который они порождают, не превращал их в ложь и не закреплял их в этом свойстве. Ложь у детей создается на социально – психической основе и имеет, прежде всего, социальную функцию.[13] [5, С.31-34]
Считается, что до наступления первого кризиса взросления (в возрасте 1-1,5 лет) никаких обманов и манипуляций по отношению к родителям ребенок совершать не может. Все его потребности и желания продиктованы нуждой. Если он плачет и зовет маму, значит, ему необходимо ее присутствие. Даже если он сыт, ему тепло и сухо и, казалось бы, причин для беспокойства нет, возможно, малышу просто не хватает внимания. Интересно, что до 2 лет ребенок считает мать как бы продолжением самого себя. Он захотел – мама сделала. Да и как может быть иначе, если все потребности ребенка – в еде, тепле, смене обстановки, в телесных контактах удовлетворяются матерью или при ее активном участии. Таким образом, до 2-х лет малыш полностью и физически, и психологически зависит от матери. При этом она должна стараться «распознавать» его желания и намерения, и по возможности, выполнить их.