Файл: Эстетическое воспитание младших школьников средствами народного искусства (Виды народного искусства).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 179

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

      Другие  дети  подходят   к   произведению   рационалистически:   получив рекомендацию прочитать книгу или посмотреть фильм, они читают и  смотрят  их без глубокого постижения сути, лишь  для  того,  чтобы  иметь  о  нем  общее представление".[12]

        Яркие впечатления и чувства от созерцания прекрасного в окружающем мире создает в ребенке особые эмоционально-психические состояния, возбуждает непосредственный интерес, обостряет психические процессы.

        Наиболее благоприятным для формирования эстетического воспитания является младший школьный возраст. Это особый возраст, где именно учитель играет главную роль. Учитель способен не только основать прочные знания эстетически развитой личности, но и через эстетическое воспитание заложить подлинное мировоззрение человека, т. к. именно в младшем школьном возрасте формируется отношение к окружающему миру, развитие эстетических качеств личности. Эстетическое воспитание создает личность средствами искусства.

Вывод: эстетическое воспитание должно иметь позитивное направление развития. Оно должно способствовать лучшему познанию окружающего мира самораскрытию и самосовершенствованию личности.

1.3. Пути и средства эстетического воспитания младших школьников

Убранство помещения, опрятность костюма, форма личных отношений и общения, условия труда и развлечений - все это имеет воспитательное значение: либо привлекает детей, либо отталкивает. Задача не в том, чтобы взрослым организовать для детей красоту окружающей среды, в которой они живут, учатся, работают, отдыхают, а в том, чтобы вовлечь всех детей в активную деятельность по созиданию и сохранению красоты.

Очень важно сочетать в процессе эстетического воспитания всю совокупность разнообразных средств и форм, пробуждающих и развивающих в школьнике эстетическое отношение к жизни, к литературе и искусству. В школе должно обращаться внимание не только на содержание школьных предметов, но и на средства действительности, на факторы, оказывающие влияние на эстетическое развитие личности.

  • Фактор эстетизации среды обитания, отмеченный в работе Г.С. Лабковской, по ее мнению, сводится к достижению гармонии между, создаваемой человеком, "второй природой" и естественной природой. Проблема эстетизации среды обитания органически связана с решением одной из сложных и насущных проблем совершенного человечества - проблемы рационального использования природных богатств и охраны окружающей среды. Когда человек остается наедине с природой, как раз и раскрывается истинное лицо его эстетической культуры.
  • Фактор эстетизации быта, выделяемый в работах А.С. Макаренко, Г.С. Лабковской, К.В. Гавриловец и др.

Этому фактору уделял огромное внимание А.С. Макаренко в своей педагогической работе. "Коллектив надо украшать и внешним образом. Поэтому я даже тогда, когда коллектив наш был очень беден, первым делом всегда строил оранжерею. И обязательно розы, не какие-нибудь дрянные цветочки, а хризантемы, розы" .[13] "С эстетической точки зрения быт, можно сказать, является лакмусовой бумажкой уровня развития эстетического развития личности, группы или коллектива. Материальная среда быта, ее духовность или бездуховность, - показатель соответствующих качеств создавших ее людей", - отмечает Г.С. Лабковская.[14]

Особое значение эстетики быта, в эстетическом воспитании отмечает и К.В. Гавриловец в своей работе «Нравственно-эстетическое воспитание школьников». " Эстетика школьного быта - это обстановка классов, кабинетов, залов, коридоров и т.д. Убранство вестибюля, оформление отрядного уголка, стендов - все это либо молчаливые помощники педагога в эстетическом, а, следовательно, и в нравственном воспитании школьников, либо его враги".[15] Если ребенка с первого класса и до окончания школы окружают вещи, отличающиеся красотой, целесообразностью, простотой, то в его жизнь подсознательно входят такие критерии, как целесообразность, упорядоченность, чувство меры, т.е. критерии, которые позднее определят его вкусы и потребности.

  • Эстетика поведения и внешнего облика, - не менее значимый фактор эстетического воспитания. На первый план выходит личность учителя. Как отмечает К.В. Гавриловец: "В своей работе, учитель влияет на воспитанников всем своим внешним обликом. В его костюме, прическе проявляется эстетический вкус, отношение к моде, которое не может не влиять на вкусы юных. Модный и в то же время деловой стиль в одежде, чувство меры в косметике, выборе украшений помогают формировать у подростков правильный взгляд на соотношение внешнего и внутреннего в облике человека, вырабатывать у них "нравственно-эстетический критерий достоинства человека".[16]

А.С. Макаренко также уделял большое внимание внешнему виду и утверждал, что у учеников "ботинки должны быть всегда почищены, без этого какое может быть воспитание? Не только зубы, но и ботинки. На костюме не должно быть никакой пыли. И требование прически… серьезные требования надо предъявлять к каждому пустяку, на каждом шагу - к учебнику, к ручке, к карандашу".[17]


  • Эстетика поведения. О культуре поведения много говорил В.А. Сухомлинский. В это понятие он включал и "культуру общения: общение между взрослыми и детьми, а также общение в детском коллективе". "Сила воспитательного воздействия внутриколлективных отношений на эстетическое развитие личности заключается в том, что опыт общения, даже если он недостаточно осознается, глубоко переживается человеком. Это переживание "себя среди людей", стремление занять желаемое положение среди них является мощным внутренним стимулом формирования личности" (15,с 11).

В качестве примера прекрасных эстетических отношений можно рассматривать такие отношения, как дружба, взаимопомощь, порядочность, верность, доброта, чуткость, внимание. Участие детей вместе со взрослыми в отношениях самого различного достоинства накладывает глубокий отпечаток на детскую личность, делая их поведение прекрасным или безобразным. Через всю совокупность отношений и осуществляется формирование нравственно-эстетического облика ребенка.

Эстетическое воспитание осуществляется целенаправленно в школе. По словам Д.К. Ушинского каждый предмет в школе может эстетически воспитывать: «в любом предмете есть более или менее эстетический элемент» .[18] Опытные педагоги отмечают, что объяснение нового естественнонаучного термина и одновременное определение в нем эстетического элемента является одним из способов развития познавательной активности школьников.

Большой практический опыт в этом деле принадлежит А.С. Макаренко и С.Т. Шацкому. В организованных ими воспитательных учреждениях ребята принимали широкое участие в подготовке самодеятельных спектаклей, творческих драматических импровизаций. Воспитанники часто слушали художественные произведения и музыку, посещали и обсуждали театральные постановки и кинофильмы, работали в изокружках и студиях, проявляли себя в различных видах литературного творчества. Все это служило действенным стимулом развития лучших черт и качеств личности.

Глава 2. Эстетическое воспитание младших школьников средствами народного искусства


2.1. Виды народного искусства

«Жизнь без искусства не формирует и не воспитывает человека целостного, всесторонне и гармонично развитого».[19]

Для более полного и точного раскрытия темы целесообразно рассмотреть различные виды народного искусства, как средства эстетического воспитания младших школьников. В первую очередь потребуется сформулировать основные понятия.

Искусство — это особый вид формотворческой деятельности человека, создающей образные и символические структуры, которые обладают эстетическими, познавательными и коммуникационными функциями.

Народное искусство- синтетическое по характеру искусство, изначально связанное с трудовой деятельностью человека и представляющее одновременно материальную и духовную культуру.

Народное искусство развивается как коллективное творчество на основе

преемственности и традиций.

Коллективный характер народного искусства выражается в тесной связи народного исполнителя с окружающими его людьми. Народный мастер создаёт вещи, нужные, близкие и понятные тем, кто живёт в таких условиях, как и он.

Одна из черт народного искусства- вариативность в творчестве мастера, т.е. видоизменения изделия в рамках традиции. Преемственность традиций означает, что мастер не просто передаёт потомкам то, что в своё время взял от своих предшественников, но обогащает коллективный опыт своими личными творческими достижениями. Этому всему способствует ручной характер труда.

Творчество — процесс деятельности, создающий качественно новые материалы и духовные ценности или итог создания объективно нового. Основной критерий, отличающий творчество от изготовления (производства), — уникальность его результата.

Творчество — мыслительный процесс свободной реализации во внешнем мире, в том числе с помощью инструментов, внутренних ощущений человека представляющих для него и для окружающих интерес и имеющий эстетическую ценность. 

Воображе́ние — способность человека к спонтанному созданию или преднамеренному построению образов, представлений, идей объектов которые в пережитом опыте воображающего в целостном виде ранее не воспринимались или же вообще не могут быть восприняты посредством органов чувств. Эта способность человека создавать образы, представления, идеи и манипулировать ими, играет важную роль в таких психических процессах, как: моделирование, планирование, творчество, игра, память, мышление.


Художественная культура -форма творчества, способ духовной самореализации человека посредством чувственно выразительных средств (звука, пластики тела, рисунка, слова, цвета, света, природного материала и т.д.)

  • Поэзия (предания, сказки, эпос).

Заучивание стихотворений – одно из средств умственного, нравственного и эстетического воспитания детей. Заучивание детьми стихотворений связано с развитием эстетического восприятия поэзии, художественного слова, с воспитанием художественного вкуса. Воспринимая поэтические образы, дети получают эстетическое наслаждение. Стихи действуют на ребенка силой и обаянием ритма, мелодики; детей привлекает к себе мир звуков.

   Стихи воспитывают в детях особое, трепетное, вдумчивое отношение к литературе   Существенное  значение имеет качество художественного чтения стихов  взрослыми.

  • Музыка (песни наигрыши, пьесы),

Музыкальное воспитание в музыкальной педагогике- неотъемлемая часть эстетического подрастающего поколения, итогом которого является формирование общей культуры личности. Музыкальное воспитание рассматривается как составная часть общего развития всего подрастающего поколения. Выдающийся советский педагог В.А.Сухомлинский называл музыку могучим средством эстетического воспитания. «Умение слушать и понимать музыку – один из элементарных признаков эстетической культуры, без этого невозможно представить полноценного воспитания», - писал он.[20]

  • Театр

Важным средством, обладающим значительным эстетическим и воспитательным потенциалом, связанным со всеми видами искусства, является театр. Театр является комплексом искусств, сокровищем мировой человеческой культуры. [21] Театральную деятельность можно включать как в уроки, так и во внеурочную деятельность.

  • Танец

Хореографическое искусство с древних времен связывали с нравственным, эстетическим развитием личности. Танцевальные движения способствуют длительному творческому долголетию, поскольку обладают яркой компенсаторной функцией, снимают нервное напряжение, развивают двигательные умения и навыки, пластическую свободу.

Танцевальное искусство оказывает сильнейшее воздействие на эмоциональный мир современного человека, оно способно возбуждать и формировать эстетические чувства, вкусы, развивать творческий потенциал. Занятия танцами под музыку воспитывает в детях разнообразные эстетические качества: музыкальность, ритмичность, пластичность, красоту движений, мимики, выразительность и др.