Файл: Фрайлингер К., Фишер И. Управление изменениями в организации - 2002.doc
Добавлен: 23.10.2018
Просмотров: 12590
Скачиваний: 85
сультантами и стараемся применять свой особый подход к каждой части рынка — в отношении продукции, в отношении рекламы и в отношении связи. Я думаю, что именно это способствует нашему успеху. В противовес тенденциям к глобализации, которая обезличивает всех австрийцев, всех жителей стран Центральной Европы, всех жителей Европы, наш принцип называется «регионализация» — это принцип индивидуального подхода к менталитету жителей разных регионов.
Общеизвестный факт, что все нововведения рано или поздно все меньше и меньше применяются на практике, так как ослабевает внимание сотрудников к этим новшествам. Какие меры Вы предпринимаете для того, чтобы преобразования постепенно стали реальностью, то есть «пустили корни» на предприятии ?
В этом вопросе тоже нужна определенная дифференциация. Преобразования, касающиеся новшеств в технике или организационной структуры предприятия, более или менее «зафиксированы». Но есть ведь и преобразования, касающиеся образа поведения сотрудников, при которых всегда существует опасность возвращения к старым привычкам. Мы стараемся использовать все возможности, чтобы контролировать и напоминать сотрудникам о новом образе поведения — с помощью контроллинга (управления путем планирования и контроля. — Прим. переводчика) и «тайных проверок». Мы обращаем внимание на все детали, начиная от телефона и заканчивая остальной аппаратурой и оборудованием, — мы называем это «детальным ориентированием на запросы клиента» и стараемся путем обучения сотрудников и другими средствами сохранить все преобразования на предприятии.
Не могли бы Вы рассказать подробнее, как сотрудники соблюдают правила этих преобразований на практике?
Мы пригласили консультанта, мы назвали его «наглядный клиент», который на выборку ездит от одного бюро обслуживания клиентов к другому. Он проверяет каждую деталь, которая встречается у него на пути; все начинается с парковки, продолжается в офисе — он обращает внимание на все: порядок ли в офисе, чисто ли, на месте ли кресла, плакаты, было ли «клиенту» предложено сесть, как с «клиентом» обращаются, приходится ли ему ждать, не ведется ли при этом пустых разговоров. Существует анкета из более 200 вопросов. По этим вопросам все проверяется: телефон, как делаются предложения (оферты) и т.д. Потом консультант сообщает нам свои наблюдения. Это обсуждается с сотрудниками в очень откровенной форме.
Знают ли сотрудники, что они проверяются консультантом по контрольному перечню вопросов?
Наши сотрудники знают, что это имеет место. Это осуществляется по телефону и по факсу, мы обсуждаем все с сотрудниками заранее.
227
Данная анкета прорабатывается с сотрудниками в рабочих группах, в одночасовых беседах. Тогда сотрудники знают, чего от них хотят. Все важно: начиная от одежды сотрудников и заканчивая их манерой говорить, начиная от бюро и заканчивая представлением предложений (оферт). Самое важное для нас — обслужить клиентов быстрее и качественнее, то есть имея особый подход к каждому. Временной фактор: например, разговор по телефону, как быстро снимается трубка, в какой манере отвечают, как быстро срабатывает факс. Все эти детали для нас важны.
Означает ли это, что проверяется не только работа с клиентами, но и различные рабочие области и отделы офисы ?
Да, проверяется все — от генерального директора до исполнительного уровня, в том числе и мой офис. Например, как быстро мы отвечаем, когда к нам поступает запрос, проверяется и бухгалтерия; причем надо отметить, что все же сферы деятельности, непосредственно не связанные с работой с клиентами, контролируются в меньшей степени. Ведь в первую очередь нам важна ориентации на запросы клиентов, а эти отделы тоже, в конце концов, имеют к этому какое-то отношение, потому что стандарты, выработанные посредствам проверок, действительны для всего предприятия и для всех обязательны.
Таким образом, Вы подчиняетесь этим «тайным проверкам» и подаете тем самым хороший пример своим сотрудникам. Считаете ли Вы это главной предпосылкой того, что подобные преобразования будут в дальнейшем практиковаться все больше и больше?
Подавать пример, я считаю, необходимо, даже в мелочах. Я не имею права, будучи генеральным директором, оставлять свою машину на парковке, предназначенной для машин клиентов, также я должен соблюдать все сроки — сроки дачи ответа и сроки выполнения обязательств. Я должен подавать пример и в вопросе проявления доброжелательности по отношению к клиентам. Вообще, для успешного осуществления преобразований очень важно во всем подавать пример.
Если бы Вы могли осуществить свою мечту, что бы Вы сразу изменили на своем предприятии ?
Наша основная цель на будущее — занять главенствующую позицию в вопросе ориентации на запросы клиентов и в вопросе качества. Эта цель должна быть как можно быстрее и как можно конкретнее реализована, при этом особенно важны следующие три пункта:
-
индивидуальный подход к клиентам
-
быстрота
-
небюрократическое отношение к клиентам.
228
Самая большая радость для меня — когда клиенты поражены нашей готовностью к исполнению услуг. Я могу себе представить, что для клиента это слишком, если его у нас не только хорошо обслужат, а обслужат так, что он будет поражен.
Можно ли сказать, что на Вашем предприятии произошла перемена культуры управления ?
Да, это так. Я считаю, что в наше время интернационализации и глобализации нам необходимо правильно расставить приоритеты. Для нас это — поддержание контакта с клиентами и индивидуальный подход к клиентам.
Я думаю, это наш единственный шанс устоять в интернациональной конкурентной борьбе. Тогда мы сможем выделиться из общей массы.
Благодарю за интервью.
Интервью с госпожой Валентиной Юрьевой
Ответственный за рационализаторские предложения
Название фирмы
Фосфорит
Адрес
Кингисепп, Ленинградская область Россия
ВиД деятельности
Экономические данные
В млн (рубли) |
1997 |
1998 |
1999 |
Оборот |
523 611 |
1 294 404 |
1 493 056 |
Итоговая сумма основных фондов |
3 184 044 |
3 035 099 |
3 077 278 |
Сотрудники
|
1997 |
1998 |
1999 |
Количество сотрудников |
4422 |
4565 |
4758 |
В прошлые годы Вы осуществили много преобразований на Вашей фирме по производству удобрений. Какие именно преобразования были претворены в жизнь за последние годы ?
На нашем предприятии было, действительно, предпринято много преобразований, которые можно обозначить как реструктуризация. Это связано с тем, что первоначально наше предприятие было основано для добычи такого сырья, как фосфорит. По соседству с нами, на той же территории и под тем же руководством, работала фабрика по производству удобрений, которая использовала в качестве исходного материала не наше сырье, а сырье, которое мы импортировали с Кольского полуострова (Мурманск). Внезапно мы потеряли рынок сбыта для наших фосфоритов и понесли, тем самым, убытки. Чтобы компенсировать убытки, мы решили производить удобрения не из наших собственных фосфоритов. Тогда мы создали инновационный центр (центр по рационализаторским предложениям), сотрудники которого должны были обдумать, как осуществить нашу задумку. Для этого требовалось полностью изменить структуру предприятия.
230
То есть существовало два предприятия: первое предприятие производило фосфориты и продавало это сырье другим фабрикам по производству удобрений в бывшем Советском Союзе; второе предприятие само производило удобрения, не закупая, однако, сырье у соседнего предприятия.
Процесс преобразования заключался в том, что сегодня фосфорит поставляется непосредственно в область производства удобрений и там перерабатывается. Был создан инновационный центр и разработана новая номенклатура изделий. Был также создан конструкторский отдел, так как оборудование старых фабрик по производству удобрений нужно было переналадить и создать новое оборудование.
Раньше производился только один вид удобрений — амофос, который был известен во всем мире. После реорганизации предприятия было налажено производство новых, еще неизвестных удобрений. Для этого нам потребовалось все досконально проанализировать, разработать новые подходящие технологии и найти аргументы, с помощью которых мы могли бы доказать, что, то что мы выпустили, действительно является удобрением. Сначала нам нужно было найти рынок сбыта для наших удобрений. Чтобы убедить наших сотрудников, что все наши планы будут иметь успех, в первую очередь мы произвели удобрения, которые производились и на других советских фабриках с помощью наших фосфоритов. Наши сотрудники смогли убедиться, что производить на нашей фабрике новые удобрения вполне реально. После этого мы могли уже предлагать новые виды продукции и применять новые способы ее изготовления.
Осуществление этого крупномасштабного процесса преобразований совпало по времени с переменами на политической арене. Раньше Ваше предприятие получало производственные заказы. Теперь же Вы стали экономически независимыми и должны были сами принимать решения. Вы стали все больше и больше ориентироваться на рынок. Так ли это?
Да, преобразования на нашем предприятии, действительно, совпали с политическими переменами. Мы лишились наших прежних рынков сбыта. Многие сельскохозяйственные предприятия были закрыты, и, тем самым, резко упал спрос на удобрения. Поэтому нам пришлось заняться решением проблемы, как сохранить конкурентоспособность производимых нами удобрений и как сделать так, чтобы их покупали сельскохозяйственные предприятия в нашей стране.
Таким образом, Вашей целью победить в конкурентной борьбе путем производства не известных всем удобрений, а совершенно новых видов удобрений. Для этого требовались новые технологии, новые разработки, новое производственное оборудование, а также переподготовка (переквалификация) сотрудников и многое другое. Полагаю, что Вы поставляете
231