Файл: Фрайлингер К., Фишер И. Управление изменениями в организации - 2002.doc
Добавлен: 23.10.2018
Просмотров: 12584
Скачиваний: 85
Часть III
Последующие шесть интервью Йоханнес Фишер взял частично в анонимном порядке. Анонимность этих интервью заключается в нераскрытии имен руководителей и названий предприятий. Кроме того, мы включили в этот раздел отрывки еще из четырех интервью, взятых в неформальной обстановке, в которых интервьюируемые согласились на публикацию только при сохранении полной анонимности. Они позволили нам внести некоторые добавления к предоставленной ими информации.
Ниже приведены отрывки из шести подробных интервью:
-
с двумя членами правления предприятий, котирующихся на бирже
-
с двумя управляющими из обществ с ограниченной ответственностью
-
с двумя руководителями: организационной сферой и сферой повышения квалификации сотрудников.
Данные отрывки из интервью даны в форме тематических вопросов и обобщенных ответов на них.
Вопрос 1
Как развивалось Ваше предприятие в последние 5—10 лет ?
Для ответа на этот вопрос надо обрисовать исходную ситуацию. Предприятия отличаются друг от друга тем, какие процессы на них происходят. Одни процессы могут быть начаты вследствие влияния внешних факторов, другие — в соответствие решений, принятых внутри предприятия. Преобразования могут быть «запоздавшими», то есть несвоевременными, и быть поэтому вынужденными, но также могут быть запланированы по инициативе руководства предприятия заранее, когда еще не поздно, с перспективой на будущее. Кроме того, существуют, конечно, и другие «отправные точки» для развития предприятия.
237
В наших примерах было два случая, когда вследствие дополнительных покупок и слияний нужно было по-новому организовывать работу предприятия. В другом случае санация предприятия стала толчком для принятия соответствующих мер. Еще на двух предприятиях стали осуществляться процессы преобразований после расширения (экспансии) предприятия (внутри страны и за границей). Одно предприятие оказалось в ситуации, когда нужно было изменить ассортимент своих товаров и выступить на рынке в новом ракурсе.
Таким образом, главные аспекты преобразований в разных случаях бывают совершенно разными. В случае слияния сначала это было увеличение в два раза штата сотрудников (при одновременном росте оборота в три раза), и в конце — период сокращения штатов на треть при товарообороте, оставшимся прежним. Для дополнительных покупок второго предприятия было характерно то, что это было сделано при перспективе интернационализации и проникновения на мировые рынки. Одновременно с этим были улажены основные сферы деятельности предприятия.
Экспансии были осуществлены в тех целях, чтобы не отстать от похожих предприятий, в другом случае толчком стал резкий отход предприятия от чуть ли не ремесленных (кустарных) структур и переход к производству, рассчитанному на сегменты рынка, при котором появляется возможность реагировать на запросы клиентов в этих сегментах.
Такое разное развитие данных предприятий повлекло за собой и совершенно разное развитие преобразовательных процессов.
Вопрос 2
Какие конкретно преобразования произошли за последние 5—10 лет ?
Редко назывались конкретные преобразования. Можно предположить, что причиной тому был выбор предприятий или дефиниция преобразований. В пользу первой причины говорит тот факт, что все еще есть такие предприятия, которые вращаются в общих сферах деятельности, и тогда преобразования на одном предприятии не вызовут ничего, кроме тревоги и паники у клиентов или на рынке. Такая ситуация могла бы, например, возникнуть в государственных банках. Также и в сфере потребления во многих торговых предприятий больше идет разговоров о преобразованиях, чем что-то делается в реальности (например, «Валь Март»). Акции (мероприятия, кампании) осуществляются в Германии по-прежнему в большей степени по цене, а не по сервисным услугам.
Что касается описания преобразований, планка дефиниции преобразований находилась очень глубоко: каждому виду мероприятий можно было дать название.
238
Общества с ограниченной ответственностью провели только организационное укрепление структур или остались вообще нетронутыми, потому что холдинг-компания не ставила никаких требований. Что касается расширяющихся предприятий (экспансия), только относительно молодые из них (которым около 20 лет) могут совершить дальний «прыжок» вперед. Экспансии других предприятий представляются, скорее, как освоение рынка без дальнейших качественных изменений. Представитель этого предприятия, напротив, указал на то, что экспансия мало повлияла на внутреннюю «экспансию» мышления и деятельность сотрудников. На предприятиях, активно осуществляющих слияние (объединение), тоже есть значительные различия по этому вопросу. В одном случае акцент в осуществлении преобразований был поставлен на «мягких факторах» — таких, как мотивация, идентификация и философия предприятия. Здесь, для продвижения вперед, много было сделано в отношении повышения квалификации кадров. В другом примере акцент был поставлен на активизированном управлении информацией и знаниями.
Очень интересно было узнать о деятельности относительно молодых предприятий. Руководство этих предприятий было готово расстаться с теми сотрудниками, которые не смогли работать при такой скорости и качестве проводимых преобразований. Вот интересный факт, о котором раньше почти нигде не упоминалось: это были не ненужные, не лишние сотрудники, а те люди, которые по своим взглядам и отношению к жизни не были готовы приспособиться к новым условиям работы. На других предприятиях при сокращении штатов ушли как раз те сотрудники, которые были готовы к преобразованиям, а остались скорее те, которые нехотя согласились идти по новому пути. На этом предприятии была предпринята новая технология организации работы, и все до последнего сотрудника тщательно прорабатывались (им перемывали косточки). Верен ли такой образец поведения, будет ясно только через пару лет. Но главно.е то, что на предприятиях были предприняты структурные и качественные попытки продвинуться вперед.
Вопрос 3
В этой связи возникает следующий вопрос: «Какие у Вас представления о будущем Вашего предприятия ?»
Этим вопросом мы как бы обозначили, что предприятие, не имеющее никаких перспектив, вряд ли будет предпринимать масштабные преобразования. А дальше картина выглядела так: в ответе на этот вопрос все, за редким исключением, в нерешительности заикались и «лепетали» что-то невнятное. В данном случае требовалось проведение тщательной психологической работы. Было запланировано, что новой целью АО должно стать проведение программы по стимуляции моти-
239
вации и идентификации. Эта программа имела черты энтерпренерства и была составлена по принципам «Total Quality» (общий контроль качества). Также она руководствовалась принципами внутренней и внешней ориентации на запросы клиентов и была задумана как ориентация на процесс. Когда представляешь себе все многообразие отправных точек преобразований, то просто начинает кружиться голова.
На некоторых предприятиях картина была, скорее, несколько бледной. В одном случае нам хотя и показали какие-то письменные образцы, но в то же время признались, что это все макулатура. На всех предприятиях при ответе на этот вопрос преобладали общие фразы, также как и при детальном опрашивании и рассмотрении.
Даже на одном крупном предприятии в ответ мы услышали «нет». Здесь выяснилось, что на различных руководящих уровнях этого предприятия есть менеджеры, которые, руководствуясь своей личной стратегией, имели очень узкие, личные цели на будущее, так как они были убеждены в том, что это является важным средством осуществления руководства. Интересен был тот факт, что на этом предприятии все цели на будущее — конечно, подсознательно — сводились к личным целям под лозунгом: «Как бы мне побыстрее сделать себе карьеру?»
На других предприятиях так называемые цели на будущее сводились к лидерству на рынке. И еще на одном предприятии цели на будущее ограничивались получением солидной годовой прибыли.
Подобная картина не возникает ни с того ни с сего. Мы думаем, что современная ситуация в мире бизнеса характеризуется несколько показным планированием. Само понятие «образ предприятия в будущем» («цели на будущее») сейчас очень модно. Но на самом деле люди плохо понимают, что это такое, и не хотят понять. Достаточно сложно после принятия мер по экономии затрат приступить к разработке целей предприятия на будущее. Ни один сотрудник не воспримет подобную постановку вопроса всерьез и вообще правильно ее не воспримет. Очень немногие менеджеры и члены руководства понимают, что образ будущего предприятия, цели на будущее должны разрабатываться в первую очередь — прежде, чем краткосрочные, среде-несрочные и долгосрочные цели. Однако общее впечатление от интервью было таково, что на предприятии не может быть предпринято никаких разумных мер, если руководство предприятия не может воссоздать образ предприятия на будущее и определить цели на будущее.
Вопрос 4
Каким образом осуществлялись преобразования на Вашем предприятии: «про-актив» ( то есть заранее, преследуя какие-то будущие цели) или «ре-актив» (тогда, когда уже другого выхода нет) ?
240
После ответов на вопрос два уже ничему не стоит удивляться: во всех шести интервью люди не могли понять, что значит «про-актив», даже после подробнейших объяснений. В результате опроса интервьюируемых к тому же выяснилось, что даже реакционные формы преобразований выражались в странных формах. В одном случае были учтены пожелания членов семейной фирмы, и члены семьи были приняты на работу в дочерние предприятия. В другом случае нам рассказывали о членах высшего руководства, которым любое активным образом форсируемое преобразование чуть ли не противно. Для руководства другой фирмы было крайне важно, что предписывает холдинг, а там и не хотели расставаться со своими экономическими взглядами (подходами). Еще в одном случае ответ был таков, что на данном предприятии существует минимум столько представлений о необходимых преобразованиях, сколько и членов правления, и что все эти представления день ото дня «размножаются». А если речь идет о санации предприятия и/или о солидной прибыли, то все «предвосхищающие» идеи «застревают» на пути.
Вопрос 5
Ответы на вопрос: «Что послужило толчком для преобразований?»— тоже были несколько скудными.
Этот вопрос открыл различные горизонты. Мы получили разъяснения:
-
о поводах, темах и проблемах
-
о силе стимулов
Что было названо?
-
экономическое развитие
-
проблемы поколений (старение руководящего состав предприятия)
-
политическая переориентация
-
организационное усиление (укрепление) ассортимента
-
санация
Все эти пункты отражают ранее описанную ситуацию на предприятиях. Тем не менее некоторые аспекты вызывают интерес. В вопросе о преобразованиях часто приводится проблема поколений как главное препятствие на пути преобразований. Мы думаем, что это не совсем так. Есть такие команды руководителей далеко не молодого возраста, о которых нельзя сказать, что от них не исходит никаких импульсов к преобразованиям. Напротив, в рамках «новой экономики» то и дело предполагается, что такие предприниматели гораздо более гибкие и динамичнее в вопросе преобразований, чем многие другие. Просто нельзя путать некоторые вещи: такие качества человека, как невозмутимость и спокойствие, необязательно являются признаком медли-
241