Файл: Фрайлингер К., Фишер И. Управление изменениями в организации - 2002.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Книга

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.10.2018

Просмотров: 12580

Скачиваний: 85

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Вопрос 11

Сколько по времени длятся процессы преобразований, как долго сохра­няются на предприятии обычные преобразования? Как много времени потребовалось для того, чтобы «привить», «укоренить» преобразования, то есть, чтобы они успешно применялись на практике ?

В ходе беседы выяснилось, что по этому вопросу не велось точной статистики. Если бы что-нибудь подобное было в наличии, то можно было бы из высказываний интервьюируемых сделать обобщенный вывод, что, например, от двух до пяти лет требуется для того, чтобы преобразование «укоренилось» на предприятии, и еще два-пять лет — это цикл развития преобразования на предприятии, когда уже можно будет пожинать плоды, принесенные этими преобразованиями. Суще­ствует вполне обоснованное предположение, что в дальнейшем эти периоды будут становиться менее долговечными. Если, например, предприятие очень зависимо от ситуации на рынке, то такие периоды должны длиться не более полугода или ... года: в противном случае, они будут не просто запоздалыми, а будут несвоевременными.

Если принятие решений об осуществлении преобразований долго не принимаются, то в большинстве случаях для этого есть свои при­чины. Практически остается лишь одна причина: руководство никогда серьезно не задумывалось над необходимостью преобразований. Так, на одном предприятии уже 10 лет назад было запланировано что-то предпринять, но все оставалось только на словах. Время шло, а ника­ких изменений на предприятии не происходило. Бывает так, что вся­кого рода новые веяния достаточно быстро воспринимаются, но при этом практически невозможно сломать старые структуры и изменить менталитет старых сотрудников. Так, было намерение закрыть ограни­ченно действующее «казино» правления — и хотя на собрании работ­ников предприятия председатель правления назвал его работу «уже не соответствующей духу времени» — оно не было ликвидировано и по прошествии трех лет.

Обязательное условие при проведении преобразований заключает­ся в том, что нужно всегда действовать сообща, то есть если только ответственный работник (контролер) что-то делает и при этом не сотрудничает с ответственными за повышение квалификации кадров, с ответственными за организационное развитие и с главными руко­водителями подразделений, то, скорее всего, все планы обречены на провал.

Вопрос 12

Когда проекты преобразований уже запушены, ничего из ряда вон выходящего не происходит. «Что обычно происходит, после того как проекты преобразований были запущены?»

247


Конечно, реакция бывает разной. Так, на одном предприятии про­ект преобразований отличался тем, что все обдумывалось и взвешива­лось до малейших деталей, так как руководство боялось совершить «ошибку». Проект продвигался очень медленно, вызывал, скорее, чув­ство усталости и разочарования, чем радости, и постоянно был на грани срыва. Как правило, предприятия, при осуществлении крупно­масштабных проектов, прибегают к помощи внештатных консультан­тов, чтобы самим не выбиваться из сил, и, как говорили наши интер­вьюируемые, это всегда приносило успех.

Вопрос 13

Каким образом руководство предприятия информирует различные груп­пы сотрудников и клиентов о своем намерении осуществить преобразо­вания ?

Мало кто проводит такое информирование. Очень редко существу­ет официальное информирование сотрудников и клиентов. Беседы руководства с сотрудниками мало что приносят. В одном интервью упоминалось о том, что сотрудников мероприятия вообще ни о чем не информируют, потому что в противном случае они могут поме­шать процессу. Не очень было приятно такое услышать.

Вопрос 14

В какой степени сотрудники привлекаются к работе над осуществле­нием преобразований?

К сожалению, во всех случаях ответ на этот вопрос варьировался от «частично» до «вообще нет»»! Во многих случаях — роковая ошибка!

Вопрос 15

Также нам хотелось узнать, что предпринимается для того, чтобы однажды осуществленные преобразования «пустили корни» на пред­приятии: «Какие меры предпринимаются на Вашем предприятии, чтобы «укоренить» преобразования?»

И на этот вопрос ответы, в основном, были для нас неожиданны­ми. На большинстве предприятий просто существует обмен опытом на высшем руководящем уровне (правление, высшее руководство, час­тично совет предприятия). Чтобы отслеживать, насколько сохраняют­ся результаты проведенной работы, на многих предприятиях действу­ет внутренний контроль или что-то типа «Планирования и контроля проектов».

Вопрос 16

К этому вопросу относится и последний вопрос нашего интервью: «Существует ли на Вашем предприятии система финансовых поощрений для тех, кто вносит предложения по осуществлению каких-либо преобра­зований ?»

248


В основном ответ был «нет». Существует только система выплаты премий, вознаграждений и надбавок к зарплате в рамках внесения предложений на предприятии — но все это только для руководящих работников самого высокого уровня. К сожалению, подобные ответы бросают тень на всю работу по проведению преобразований. И если быть до конца откровенными, деньги распределяются между теми сотрудниками, которые их в меньшей степени заслужили — в психо­логическом плане и в плане участия их в осуществлении преобразова­ний. Конечно, такое положение вещей требует внесения поправок, если руководство предприятия хочет, чтобы все сотрудники с одина­ковым воодушевлением и энтузиазмом участвовали в работе.

Вопрос 17

В нашем интервью мы не преминули задать вопрос из сказок: «Если бы у Вас была возможность осуществить свою мечту, что бы Вы измени­ли на Вашем предприятии в первую очередь ?»

Ответы были с «двойным дном»:

                  1. собственные взгляды, собственную систему ценностей

                  1. представительную роль на предприятии.

Мы поняли, что мечты интервьюируемых несколько притянуты за уши (например, «предоставлять людям возможности для саморазви­тия!»). Другие ответы были, скорее, слишком скромны (например, «задуматься о том, что сотрудник является важнейшим ресурсом!»). Некоторые опрашиваемые судорожно пытались найти хоть какой-ни­будь ответ, но тщетно. Также были и слишком уж детально описанные мечты, их мы приводить здесь не будем.

Вопрос 18

На последних вопросах (18—21) мы хотели завершить наш опрос и развить начальные вопросы. Кроме того, мы хотели поговорить о резуль­татах, полученных после проведения проектов преобразований. Но по этому поводу мы не получили точных ответов, и поэтому у нас возникло еще больше вопросов.

Что Вы считаете наиболее важным при составлении планов, разра­ботке проектов и осуществлении преобразований ?

Следующие четыре пункта представляют собой резюме ответов:

                  1. Проводим преобразования только с энтузиазмом!

                  1. Нельзя осуществлять преобразования путем приказа!

                  1. Преобразование должно иметь успешные результаты!

                  1. Преобразования должны осуществляться под четким контролем!

В своих рассуждениях мы постарались доказать, как важно при осу­ществлении проектов преобразований ставить перед собой ясные цели и иметь в голове образ предприятия в будущем. Не менее важно и то,

249


о чем говорится в пункте «Мотивация». Нельзя приказать сотрудникам подходить к делу с энтузиазмом, нельзя заставить их работать с энту­зиазмом — энтузиазм нужно культивировать! Тем самым будет урегу­лирован и второй аспект («Преобразования под приказом»). Если у руководителя не получается «заразить» сотрудников энтузиазмом, он действует путем приказов. Но в этом случае любой проект преобразо­ваний обречен на провал. А такая идея показалась нам интересной: «Преобразования должны быть «привязаны» к человеку!» В этом зак­лючается успех предприятия. Сотрудники должны всегда понимать, что осуществление преобразований — это их задача, потому что это в их же интересах. Сотрудники в большей степени, чем принято думать, умеют генерировать идеи об усовершенствовании деятельности пред­приятия. Почти всегда этот аспект недооценивается.

Вопрос 19

Существует ли на Вашем предприятии что-нибудь типа организации всеобщего обучения, и, если да, то как все это осуществляется ?

Понятие организованного обучения сотрудников не для всех опро­шенных что-то значило. Только на одном предприятии этот вопрос официально обсуждался, руководство было на пути к созданию сис­темы передачи знаний и опыта и обдумывало, как все это будет осу­ществляться.


Приложения

Приложение 1

«3.1 Как лично Вы относитесь к изменениям?», с. 31.

Тип А. Традицоналист

Изменения беспокоят Вас, если не сказать, внушают страх. Вы уважаете старые порядки, потому, что Вам нужны неизменные правила, чтобы чув­ствовать себя защищенным. Поэтому Вы с радостью лелеете традиционные ценности. Вас нельзя обвинить в неправоте, когда Вы говорите, что опреде­ленные принципы порядка до сих пор являются определяющими для со­вместной жизни людей. Однако при этом не следует забывать о том, что времена меняются. Нельзя отрицать, что общество развивается, а вместе с этим старые традиции отмирают или теряют свой смысл. Поэтому не дер­житесь за старые принципы, которые отягощают Вашу жизнь и жизнь Ва­ших близких.

Тип Б. Реалист

Вы реалистично оцениваете изменения: что должно, то что должно быть. Даже тогда, когда изменения связаны с болезненными расставаниями и при­вычками. Хотя Вы идете в ногу со временем, Вы совершаете изменения толь­ко такого содержания, какое Вам кажется оправданным. Изменения любой ценой — это не Ваш стиль. Новшества Вы вводите не резко, а последователь­но приспосабливая их к меняющимся условиям окружающей среды. Инстин­ктивно Вы чувствуете, что жизнь означает рост и изменения. Этот принцип Вы подняли до лейтмотива Ваших действий. Ваше кредо: если изменить боль­ше ничего нельзя, приходит смерть.

Тип В. Вольнодумец

Изменения означают для Вас радость жизни. Традиции и обычаи Вы не очень уважаете. Заезженные структуры и устаревшие идеи нагоняют на Вас тоску. Это находит выражение как в Вашем поведении, так и в одежде. Вы не держитесь за длительные отношения. Представление о том, что Вы должны всю жизнь прожить с одним человеком, пугает Вас. В работе Вам также нужно разнообразие. Как только работа перестает Вас интересовать, Вы начинаете искать другую. Неужели это всего лишь Ваша тоска по свободе и независимо­сти, ради которой Вы хотите в течение всей Вашей жизни что-то переделы-

251