Файл: Система управления персоналом в современной организации (ООО «Компетент»).pdf
Добавлен: 05.04.2023
Просмотров: 56
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические аспекты систем управления организации
1.1. Понятие и методы системы управления организацией
1.2. Задачи, принципы и функции управления организацией
2. Анализ системы управления организации ООО «Компетент»
2.1. Организационная характеристика ООО «Компетент»
ВВЕДЕНИЕ
Функционирование современных организаций сталкивается с множеством проблем, многие из которых могут быть урегулированы за счет правильной разработки решений. Проблемы, характеризующие строительную организацию, выступают как одни из самых сложных объектов для изучения и познания. Система управления организаций представляет особый интерес, и изучение и совершенствование системы управления является основной задачей руководителя организации.
Управление организацией представляет непрерывный процесс влияния на производительность труда работника, группы или организации в целом для достижения поставленной цели.
Система управления организацией включает в себя совокупность всех служб организации, всех подсистем и коммуникаций между ними, а также процессов, обеспечивающих заданное функционирование организации. В любой организации выделяют управляющую часть и управляемую часть.
Система управления организацией является одной из основных проблем теории организации, тесно связанной с целями, функциями, процессом управления, работой менеджеров и распределением между ними полномочий во исполнение определённых целей. В рамках этой системы протекает весь управленческий процесс, в котором участвуют менеджеры всех уровней, категорий и профессиональной специализации.
Система управления организации построена для того, чтобы все протекающие в ней процессы осуществлялись своевременно и качественно.
Вышеуказанные положения свидетельствуют об актуальности выбранной нами темы исследования.
В качестве объекта данной работы выступает система управления организации.
Предметом курсовой работы является система управления организацией.
Целью работы является изучение особенностей управления строительной организации в современных условиях и путей его совершенствования.
В соответствии с целью были сформулированы следующие задачи курсовой работы:
1. рассмотреть понятие и методы системы управления организацией
2. изучить задачи, принципы и функции управления организацией
3. провести анализ системы управления строительной организации
ООО «Компетент»
В курсовой работе использовались следующие методы: теоретический анализ по проблеме исследования, формально-логический и системный методы научного познания, описание, сравнение, анализ и синтез.
Теоретическую и методологическую основу исследования составили работы ведущих отечественных и зарубежных ученых в области теории анализа и оценки системы управления организациями. Источники, используемые в курсовой работе, следует считать надежными, так как они являются публикациями в серьезных издательствах, академиях наук. В основе работы – специальная, учебная литература, публикации в периодической печати. Кроме того, использована лишь актуальная литература.
Практическая значимость результатов исследования состоит в том, что содержащиеся в нём выводы и рекомендации могут быть использованы в целях повышения эффективности системы управления организациями.
1. Теоретические аспекты систем управления организации
1.1. Понятие и методы системы управления организацией
Под системой управления организацией понимается совокупность всех служб организации, всех подсистем и коммуникаций между ними, а также процессов, которые обеспечивают заданное функционирование.
Важно отметить, что управление организацией представляет собой непрерывный процесс, который влияет на производительность работника, группы или организации в целом для наилучших результатов с позиций достижения поставленной цели.
Управление представляет собой целенаправленное воздействие на объект для достижения желательного состояния или конечных результатов.
Под управлением организации понимается видение предприятия к его цели, извлекая из этого максимальные возможности из ресурсов, которые имеются в его распоряжении [12].
Итак, система управления организацией представляет собой совокупность правил, действующих в организации, для которых необходимо определить[8]:
- сущность, условия деятельности персонала, который образует организацию;
- порядок установления ключевой идеи деятельности организации;
- основную цель организацию;
- порядок контроля над деятельностью организации и пр..
Любой вид управленческой деятельности, безусловно связан с управлением людьми, которые объединены в рамках организации, в структуры, отделы и пр.[19]
В.М. Мишин считает, что система управления — это своего рода совокупность взаимосвязанных между собой элементов и подсистем, которые взаимодействуют между собой и принимают участие в процессе функционирования системы управления. Данное определение затрагивает организационную структуру системы. Организационная структура разделяется по видам управленческой деятельности [23].
Таким образом, управленческая деятельность – это, прежде всего управление социальными коллективами людей, которые рассматриваются как социально управляемые системы. В качестве социально управляемой системы может рассматриваться организация любого уровня: предприятие, цеха, компании и др. Каждая из этих систем представляет собой исследование объекта самостоятельно, который имеет свои особенности.
Система управления любой организации является сложной, созданной для сбора, анализа и переработки информации с целью получения определенного конечного результата при определенных ограничениях [6].
Система представляет собой совокупность, которая состоит из элементов взаимосвязанных между собой, которые влияют на характеристику единого целого.
Так основными элементами системы управления организацией являются [2]:
- методология управления;
- структура управления;
- процесс управления;
- технология управления;
Рассмотрим сущность данных элементов.
Под методологией управления понимается миссия, видение, цели, задачи, законы и принципы.
Структура управления включает в себя организационные структуры, функциональные структуры, алгоритм организационных отношений.
Под процессом управления понимается организационная культура, коммуникации, стиль общения, принятие управленческих решений.
Технология управления включает в себя организацию документооборота, оргтехнику, внешние и внутренние связи.
Следует подчеркнуть, что процесс управления предусматривает согласованные действия, которые и обеспечивают, в конечном счете, осуществление общей цели или набора целей, стоящих перед организацией. Для координации действий должен существовать специальный орган, реализующий функцию управления [1].
Поэтому в любой организации существуют управляющие части и управляемые.
Рассмотрим данные части более подробно.
В управляющую часть входит дирекция, менеджеры и информационные подразделения, которые обеспечивают работу руководящего звена. Эту часть организации принято называть административно-управленческим аппаратом. Входным воздействием и конечным продуктом управляющей части является информация [26].
Необходимым элементом организации выступает управляющее звено. На этом уровне принимаются управленческие решения как результат анализа, прогнозирования, оптимизации, экономического обоснования и выбора альтернативы из множества вариантов достижения поставленной цели. Управленческое решение принимается с целью преодоления возникшей проблемы, которая представляет собой не что иное, как реальное противоречие, требующее своего разрешения.
Заметим, что управленческое решение – это результат коллективного творческого труда. Оно всегда носит обобщенный характер. Даже когда руководитель самостоятельно принимает решение, то коллективный интеллект в явной или неявной форме влияет на процесс разработки индивидуального управленческого решения [11].
Управляемая часть – это различные производственные и функциональные подразделения, занятые обеспечением производственного процесса. То, что поступает на вход управляемой части, и то, что является ее выходом, зависит от типа организации.
На рисунке 1.1 представим методы системы управления организацией.
Методы управления
Самоуправлен-ческие методы
Социально-психологические методы
Экономические методы
Организационно-административные методы
Рисунок 1.1 – Методы системы управления организацией [8]
Рассмотрим более подробно методы управления организацией.
Первая группа включает в себя организационно-административные методы. Сюда относятся прямые и косвенные методы [10].
Под прямыми методами понимаются методы, которые необходимы для эффективного управления организацией. В процессе осуществления деятельности происходит возникновение непосредственной связи руководителя с подчиненным, а это нередко влечет за собой пассивность последнего.
Под косвенными методами понимаются методы, которые реализуются посредством постановки целей и стимулирования сотрудников. Действия, направленные на повышение мотивации сотрудников, положительно сказываются на деятельности работников организации [14].
Таким образом, организационно-административные методы способствуют скоординированности работы сотрудников.
Вторая группа методов включает в себя экономические методы, под которыми понимается совокупность способов, направленных на успешное функционирование и развитие организации.
К экономическим способам системы управления современной организацией следует отнести [22]:
- экономический расчет прямым методом;
- хозяйственный расчет, направленный на соотношение расходов организации;
- разработка экономических показателей, таких как денежные затраты, доходы, число работников и пр.;
- анализ хозяйственной деятельности, направленный на изучение вариантов роста организации;
- ценообразование, финансирование, кредитование;
- экономическое стимулирование, как основной способ управления организацией, который направлен на экономические интересы работников организации.
Следующая группа представлена социально-экономическими методами управления. Данная группа методов представляет собой объединение определенных видов влияния на отношения в коллективе. К социально-психологическим способам относится: финансовое соревнование, деловые совещания, убеждение, самокритика и пр.[19]
Под самоуправлением следует понимать преобразование делового коллектива либо индивида из объекта управления в субъект. Команда самостоятельно создает функциональные отделы, распределяет заработанные средства [8].
В подобной системе управления организацией весь состав участников деловой команды принимает участие в совещании на тему хозяйственной деятельности и совместно думает, как сохранить товарно-материальные ценности. Самоуправление характеризуется свободой выбора в принятии решений и обязательным выполнением этого решения всеми членами команды. Могут затруднить рост самоуправления факторы вроде разного уровня образования, квалификации, профессиональной пригодности или интеллекта членов коллектива [15].
Таким образом, определение системы управления организацией как совокупности организационной структуры и процессов дает возможность более эффективной организации управления, адаптации к изменяющимся условиям среды.
1.2. Задачи, принципы и функции управления организацией
Основной задачей управления организацией является осуществление прибыльной деятельностью организации. Для выполнения данной задачи необходимо применение профессиональных возможностей и способностей каждого сотрудника организации [11].
Важной задачей управления организацией выступает организация производства с использованием ресурсов организации, и обеспечение прибыльности от осуществления своей деятельности.
На сегодняшний день можно выделить следующие задачи в системе управления организацией [21]:
1. Координация персонала организации, направленная на достижение общей цели организации.
2. Взаимодействие сотрудников организации между собой.
3. Сбор, оценка, обработка и хранение информации.
4. Управление кадрами (разработка системы мотиваций, борьба с конфликтными ситуациями, контроль деятельности членов организации и групп);
5. Маркетинговая и рекламная и инновационная деятельность.
6. Планирование и контроль за исполнением решений.
Задачи управления организацией четко в своих работах выделил Г. Файоль. По его мнению, существует шесть областей деятельности предприятия, которыми необходимо управлять: техническую, коммерческую, финансовую, бухгалтерскую, административную и защитную.