Добавлен: 23.10.2018
Просмотров: 14552
Скачиваний: 230
4.3. Этапы разработки
«Положения об организационной структуре» компании
Таблица проекций функций на исполнительные звенья (рис. 4.2, блок 4) может иметь весьма большую размерность. В средних компаниях — это 500 единиц — 20 звеньев на 25 функций, в больших компаниях может быть 5000 единиц — 50 звеньев на 100 функций. Становится очевидным, почему задача построения правильной организационной структуры компании не может быть решена методом, принятым в нашей стране, т.е. директорским рисованием клеточек «сверху вниз». Конечно, есть гении, способные проделать подобные упражнения в уме. Однако практики считают, что лучше ориентироваться на людей обыкновенных, как это делал Генри Форд. Поэтому проводить такую работу под управлением руководителя должна специальная группа, работающая по специальной методике, четко разбивающей и регламентирующей работу по этапам.
Сообщив о своих принципиальных решениях относительно организационной структуры компании персоналу, директор должен зафиксировать все это в документе — «По-южении об организационной структуре», содержащем следующие разделы:
♦ Виды деятельности, продукты и услуги, бизнесы.
♦ Перечень обеспечивающих функций.
♦ Перечень функций менеджмента.
♦ Перечень организационных (структурных) звеньев.
♦ Закрепление видов деятельности, обеспечивающих функций, функций менеджмента за структурными звеньями.
♦ Организационная структурная схема.
Порядок разработки «Положения об организационной структуре» (рис. 4.3).
1. Создание рабочей группы, назначение руководителя.
2. Ознакомление с методикой и анкетами по обследованию организационной структуры.
3. Ознакомление с примерами заполнения анкет.
4. Ознакомление с примером «Положения об организационной структуре».
5. Проведение обследования организационной структуры выбранной фирмы и заполнение соответствующих моделей.
6. Подготовка в соответствии с результатами обследования проекта «Положения об организационной структуре» и согласование его с заинтересованными должностными лицами и службами.
7. Утверждение «Положения об организационной структуре».
8. Подготовка и утверждение приказа по фирме о порядке разработки и изменения «Положения об организационной структуре».
Потом директор обязан выпустить приказ примерно следующего содержания. Пункт первый — утвердить «Положение об организационной структуре»; пункт второй — назначить Иванова Ивана Ивановича ответственным за «введение в жизнь» организационной структуры; пункт третий — проводить актуализацию организационной структуры не реже чем раз в квартал (или чаще, по необходимости).
Рис. 4.3. Общий алгоритм разработки «Положения об организационной структуре»
Источник: [Семь нот менеджмента, 2001, с. 436].
Это постоянное возвращение и повторение управленческого цикла является принципиальным элементом регулярного менеджмента. В противном случае уже через 2-3 месяца описание структуры не будет соответствовать сложившемуся распределению функций и звеньев.
Далее мы рассмотрим на примере компании «Росбытхим», как практически разрабатывается «Положение об организационной структуре» и входящие в него модели1.
1 этап. Составление перечня продуктов и услуг (продуктовая модель)
Удовлетворение нужд потребителя входит в число главных функций компании. Поэтому составление и согласование перечня продуктов и услуг открывает разработку «Положения об организационной структуре».
На принятый компанией перечень продуктов и услуг настраиваются все компоненты ее системы управления:
♦ маркетинговый блок поддерживает необходимые исследования рыночного окружения компании, прогнозирует объемы продаж, обеспечивает продвижение и продажи содержащихся в перечне продуктов и услуг;
♦ финансовый блок поддерживает управление финансовыми ресурсами и результатами деятельности компании в целях обеспечения предоставления потребителю необходимого объема продуктов и услуг;
♦ блок учета обеспечивает регистрацию управленческой информации, необходимой для предоставления потребителю выбранного перечня продуктов и услуг;
♦ ... также по всем основным блокам системы управления.
Составление перечня продуктов и услуг требует определенной аккуратности и точности. Для небольших компаний этот перечень может включать всего несколько позиций, которые легко можно найти в прайс-листе компании. Для больших компаний или работающих с широким ассортиментом продукции и услуг этот список может включать тысячи позиций и требует продуманной группировки и иерархического упорядочения.
1 Приведенный в качестве примеров материал главным образом демонстрирует форматы и модели «Положения об организационной структуре». Модели не следует воспринимать как эталон, они являются только результатом первого этапа работы автора этой книги в качестве консультанта для одной конкретной компании.
В качестве упражнения, хорошо помогающего разобраться в существе дела, можно порекомендовать читателям попробовать составить перечень направлений деятельности или продуктов и услуг известной им компании, а приведенный ниже перечень продуктов компании «Росбытхим» использовать как опорный пример. Графически иллюстрирует этот перечень рис. 4.4.
Перечень направлений деятельности компании «Росбытхим»
Анкета 1
Код направления |
Направление |
Код бизнеса |
Бизнес-проект |
1.1 |
Торговля |
1.1.1 |
Торговля косметикой |
1.1 |
Торговля |
1.1.2 |
Торговля галантереей |
Рис. 4.4. Основные направления деятельности компании «Росбытхим»
2 этап. Составление перечня функций и построение функциональных моделей
Предоставление потребителю продуктов и услуг требует реализации компанией функций закупки, поставки, производства, хранения, сбыта и т.д. Современный подход к организации управления, зафиксированный в стандарте ISO 9000, предполагает аккуратное выделение и документирование функций, выполняемых компанией.
При документировании функций часто используются два списка: во-первых, список функций обеспечения деятельности компании: поставки, производство, сбыт (их часто также называют функциями логистики, бизнес-функциями); во-вторых, список функций менеджмента: управление финансами, учет, маркетинг и т.д. Помимо такого разделения функций могут встречаться и другие варианты, например группировка функций, выполняемых компанией по продуктовому или территориальному признаку. Возможно и составление единого общего списка всех функций.
В любом случае функции должны быть обязательно выделены и пронумерованы. При более детальном рассмотрении сложные функции могут разделяться на составляющие, и таким образом возникают иерархические перечни функций: сначала указываются более общие, а затем составляющие их частные функции. В нашем примере мы будем использовать разделение всех функций компании на функции обеспечения направлений деятельности и функции менеджмента, а в качестве перечня функций менеджмента — классификацию, предложенную в книге «Семь нот менеджмента», где основными компонентами менеджмента выступают: структура, финансы, учет, маркетинг, экономика, бизнес-планирование, персонал [Семь нот менеджмента, 2001].
Следующим шагом станет составление перечня функций обеспечения и перечня функций менеджмента знакомой компании, а в качестве опорного решения используем приведенный ниже перечень функций компании «Росбытхим», основным направлением деятельности которой является торговля косметикой и галантереей. Для визуального представления иерархических перечней функций удобно использовать язык структурных схем (рис. 4.5 и 4.6). Иерархические перечни функций и их визуализацию часто называют функциональной моделью компании.
Перечень обеспечивающих функций компании «Росбытхим»
Анкета 2
Код функционального направления |
Функциональное направление |
Код функции |
Функции обеспечения |
2.1 |
Организация закупок |
2.1.1 2.1.2 2.1.3 2.1.4 |
Заказ товаров Заключение контрактов Формирование товарных запасов Изучение динамики продаж |
2.2 |
Организация сбыта |
2.2.1 2.2.2 2.2.3 2.2.4 2.2.5 |
Заключение договоров реализации Реализация продукции оптовым и розничным покупателям Ценовая политика по сбыту Поиск новых клиентов Анализ спроса |
2.3 |
Организация хранения |
2.3.1 |
Обеспечение работы склада |
2.4 |
Организация транспортной доставки |
2.4.1 2.4.2 |
Доставка товара клиентам Доставка товара со склада перевозчика на склад компании |
2.5 |
Техническое обеспечение |
2.5.1 2.5.2 |
Обеспечение оргтехникой Компьютеризация и развитие сети |
Рис. 4.5. Основные функции обеспечения направлений деятельности компании «Росбытхим»
Перечень функций менеджмента компании «Росбытхим»
Анкета 3
Код компонента менеджмента |
Компонент менеджмента |
Код функции |
Функции менеджмента |
3.1 |
Структура |
3.1.1 3.1.2 |
Мониторинг организационной структуры Мониторинг финансовой структуры |
3.2 |
Финансы |
3.2.1 3.2.2 3.2.3 |
Ведение операционных бюджетов Ведение бюджета движения денежных средств Ведение бюджета доходов и расходов |
3.3 |
Учет |
3.3.1 3.3.2 |
Ведение бухгалтерского учета Ведение учета реализации бизнес-плана |
3.4 |
Маркетинг |
3.4.1 |
Проведение маркетингов ых исследований |
3.5 |
Экономика |
3.5.1 |
Управление затратами |
3.6 |
Бизнес-планирование |
3.6.1 |
Разработка бизнес-плана |
3.7 |
Персонал |
3.7.1 |
Подбор и управление персоналом |