Файл: Вокативные предложения в английском языке.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.04.2023

Просмотров: 205

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность темы исследования. В современном языкознании широкое распространение получило мнение, согласно которому язык и речь представляют собой различные аспекты лингвистической реальности. В связи с чем, в настоящее время все больше возрастает интерес современной лингвистики к проблемам разговорной речи, к поиску возможностей преломления языковых структур в рамках грамматики речи. Рассматривая вокативные предложения в рамках грамматики речи, появляется возможность с иной точки зрения рассмотреть характер речевого взаимодействия участников коммуникативного процесса, по-новому распределить языковые средства внутри объединяющего их концепта «обращение».

Вокативные предложения или как их еще называют «предложения-обращения» оцениваются не единообразно. Одни ученые выделяют их в особый тип односоставных предложений, другие включают в число номинативных, третьи рассматривают как нечленимые предложения. Таким образом, мы считаем, что выбранная нами тема является актуальной для проведения исследования.

Цель исследования – изучить вокативные предложения в английском языке.

Объектом исследования являются обращения, как особые грамматические модели, разновидностью которых являются вокативные предложения.

Предмет исследования – вокативные предложения в английском языке, как одна из форм обращения.

В соответствии с поставленной целью, в работе необходимо решить следующие задачи:

- рассмотреть сущность понятия вокативные предложения;

- изучить история изучения вокативных предложений;

- исследовать функции вокативных предложений;

- определить формы вокативных предложений как особый вид стилистической организации ораторской речи на материале английского языка;

- сформулировать функциональные особенности вокативных предложений в прозе.

Методологической основной для проведения исследования послужили труды отечественных и зарубежных ученых-исследователей данной темы, таких как А.А. Шахматов, М.Я. Блох, В.А. Звегинцев, И.Г. Кошевая, М.А. Кузьмина, А.Р. Сарбаева, Т.А. Ван Дейк и т.д.

Методы, применяемые в исследовании: метод лингвистического описания; метод семантико-функционального анализа; метод статистического анализа; метод структурно-семантического анализа.

Теоретическая и практическая значимость работы заключается в том, что результаты исследования могут быть апробированы в работе преподавателей при чтении лекционных курсов, на семинарских и практических занятиях по теоретической грамматике, стилистике, лексикологии, истории языка, в рамках спецкурса по речевому этикету.


Структура работы состоит из введения, двух глав, подразделяющихся на пять параграфов, заключения и списка использованной литературы.

Глава 1. Теоретические основы вокативных предложений

1.1. История изучения вокативных предложений

Вокативные предложения до настоящего времени не были предметом пристального внимания ученых. В различных учебных пособиях дана только их общая характеристика. Термин «вокативное предложение» принадлежит академику А. А. Шахматову, который впервые обратил внимание на данный тип предложений, а также указал на близость вокативных предложений и обращений. Вокативные предложения являются обращениями и одновременно предложениями с богатым содержанием. Такие предложения не только называют адресата, но и передают содержание речи [32, с. 94].

А. А. Шахматов разработал классификацию односоставных предложений, разделил все односоставные предложения на основные типы, среди которых были выделены вокативные предложения. Все лингвисты относят вокативные предложения к односоставным, однако не все выделяют их как отдельный тип односоставных предложений.

Так, например, А. С. Попов относит вокативные предложения к числу предложений, главный член которых не похож ни на подлежащее, ни на сказуемое. Он полагает, что в основе вокативных предложений лежит обращение, которое передает мысль, выражающуюся при обычном обращении отдельным предложением. По мнению А. С. Попова, употребление названия лиц и имен собственных в таких предложениях не случайны, так как они содержат определенный эмоциональный тон, чем является отличительной особенностью от обращений [20, с. 53].

В соответствии с утверждением Н.В. Моисеева-Пронь, вокативные предложения – это одна из составляющих прямой речи, в которой присутствует больше восклицания, чем в побудительных предложениях. Но в произведениях художественной литературы, в которых часто используются вокативные предложения, автор должен пояснять, как произнесено обращение и что оно обозначает [17, с. 189].

Так же по мнению ряда ученых-исследователей данного вопроса вокативные предложения относятся к номинативным. А.Г. Руднев делит номинативные предложения на шесть видов в зависимости от выполняемой функции: номинативные предложения с описательной функцией, указательные номинативные предложения, полупредикативные предложения, вокативные номинативные предложения, назывные в собственном смысле и именительные представления. По его мнению, вокативные предложения – это такие обращения, заключающие в себе какой-то дополнительный смысл, обычно поясняющийся писателем [21, с. 127].


Некоторые авторы полагают, что такие предложения употребляются в тесной смысловой связи с другими, так как нуждаются в поясняющем контексте. Они претендуют на фразовую самостоятельность и воспринимаются как семантически и интонационно завершенные [7, с. 318].

Также принято придерживается позиции, что не следует относить вокативные предложения к номинативным предложениям, несмотря на то что они совпадают с ними по форме и главным и единственным членом является вокатив – название лица, произнесенное с особой интонацией, в которой и заключена вся информация [1, с. 264].

При изучении вокативных предложение, А. Н. Гвоздев выдвинул теорию, что данные предложения относятся к нечленимым междометным. По его мнению, вокативные предложения занимают особое место среди междометных предложений. Такие предложения также выражают различные эмоции, но обязательным является их употребление в именительном падеже [10, с. 364].

При изучении истории вокативных предложений, А. Н. Гвоздев одним из первых обратил внимание на особую роль интонации вокативных предложений. Впоследствии этот вопрос наиболее полно рассмотрен Л.К. Свиридовой, которая считает, что интонация играет особенно яркую роль в определении коммуникативной направленности и эмоциональных проявлений вокативных предложений, грамматическая структура которых не отличается большим разнообразием. В своем исследовании Л.К. Свиридова сделала вывод о том, что предложения такого типа в процессе общения являются полноценными речевыми единицами и не нуждаются в дополнительных словах [26, с. 291]. Такого же мнения придерживается и В. В. Бабайцева, с точки зрения которой, предложения, осложненные выражением нерасчленённой мысли, чувства, волеизъявления, также очень близки с междометными предложениями [2].

Анализируя особенности вокативных предложений на материале художественной прозы А. П. Чехова, Т.А. Колоскова предложила разграничивать вокативные предложения от схожих с ними конструкций номинативных предложений и обращений, и пришла к выводу о том, что вокативные предложения – это самостоятельная единица, которая имеет свои, только ей свойственные грамматические и семантические особенности [12, с. 28].

Таким образом, рассмотрев различные точки зрения разных авторов-исследователей истории вокативных предложений, мы можем сказать, что нет единого мнения о том, к какому типу предложений относятся вокативные предложения. На наш взгляд, точки зрения А. А. Шахматова и Н.В. Моисеевой-Пронь, считающие вокативные предложения самостоятельным типом предложений, более полно отражают сущность вокативных предложений. Эти предложения содержат признаки обращений, односоставных номинативных, нечленимых междометных. В связи с этим вокативные предложения нельзя отнести ни к одному из указанных типов предложений.


1.2. Сущность понятия вокативные предложения

Впервые понятие «вокативные предложения» были выделены в отдельный тип синтаксических моделей академиков А.А. Шахматовым. «Сюда относятся предложения, в которых главным и единственным членом является обращение, имя лица, к которому обращена речь, если это имя произнесено с особою интонацией, вызывающею сложное представление, в центре которого стоит данное лицо» [32, с. 94]. В данную синтаксическую модель входит направленность на адресата и представление говорящего об адресате, выражающееся при помощи особой интонации.

По мнению А.М. Пешковского обращения рассматриваются как слова или словосочетания, не являющиеся членами предложения и в то же время не составляющие отдельных предложений. Он считает, что обращения остаются элементами внутренне чуждыми приютившему их предложению, подобно пуле, которая попала в организм [18, с. 113].

В Словаре лингвистических терминов можно увидеть следующее определение вокативным предложениям, которое предложено Д.Э. Розенталь, М.А. Теленковой. Вокативное предложение это – предложение-обращение, которое является односоставным предложением, в котором главным членом предложения является название лица, то есть адресата речи. Произнеся такое слово-предложение, говорящий одновременно называет лицо, к которому обращена речь, и выражает различные эмоции по средством интонации, такие как упрёк, испуг, радость и т. д. [41, с.241].

В настоящее время вокативные предложения рассматриваются со многих точек зрения, ввиду чего данное понимание стало более расширенным. Согласно теории И.Г. Кошевой, в состав вокативных предложений входят не только обращения, но и приветственные, прощальные, представительские посылы. За основу данной концепции взято разделение грамматики на две составляющие: грамматика языка и грамматика речи.

Грамматика языка рассматривает определённый набор устойчивых языковых моделей, а грамматики речи - речевые модели, которые зависят от речевой ситуации и от интенции говорящего [13].

Признаками вокативных предложений можно выделить:

- оформление речевым моделям синтаксической организации, не повторяющие модели повествовательного, повелительного, восклицательного и вопросительного предложения;

- обязательное наличие отправителя и получателя информации;


- субъективный характер отражен в термине, закреплённым за ними, т.е. «вокативные» - как исходящие от говорящего [13, с. 107].

Семантика вокативности находится в неразрывной связи с обозначением адресата речи. Направленность на адресата происходит по определенной линии адресант – адресат, и является основополагающей для категории вокативности, ввиду чего мы приходим к линии первично-коммуникативной связи: «я» (говорящий) – «ты» (слушающий). Важным элементов является наличие отправителя и получателя информации, в то время как третье лицо («он») остается на периферии высказывания по линии вторичной коммуникативной связи, но с наличием вероятной возможности перейти в главную позицию, при том условии, что «он» включается в процесс коммуникации и переходит в статус говорящего или слушающего.

Таким образом, категория вокативности обладает оппозицией коммуникативности или некоммуникативности, реализующаяся определенным образом: коммуникативность по линии первичного приближения: «я – говорящий» - «ты – слушающий» и некоммуникативность по линии вторичного приближения, в данном случае «он» выступает потенциальный участником коммуникации, но не входит в отдельно взятое коммуникативное пространство, которое включает отправителя и получателя информации.

Вокативные предложения – это особый тип односоставных именных предложений, которые во многом схожи с изолированными обращениями. В таких предложениях называется лицо, к которому обращена речь, выражающая волеизъявление и чувства говорящего (недовольство, сожаление, восхищение, одобрение, упрек огорчение и т.д.), а также дается оценка состояния, поведения того, к кому обращена речь.

Вокативные предложения характеризуются семантико-синтаксической изолированностью, нерасчлененностью выражаемой мысли. Структурным центром данных конструкций является существительное в именительном падеже, произносимое с интонацией призыва, несогласием собеседника, просьбы или побуждения к выполнению или прекращению действия, негодования радости и других оттенков. Эти оттенки выражаются при помощи соответствующей интонации, являющаяся основным средством различения вокативных предложений и обращений, например,

  • My dear! I didn’t expect it from you!
  • Mary! I can`t understand you!

По форме вокативные предложения похожи на номинативные, по семантике – на нечленимые предложения, так как выражают нерасчленимую мысль. Синтаксический синкретизм этих конструкций объясняет разноречивость квалификации этих синтаксических единиц: одни исследователи выделяют их в самостоятельных тип, другие относят к номинативным, третьи – к нечленимым.