Файл: Основные функции в системе менеджмента (Контроль, учет и анализ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.04.2023

Просмотров: 64

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В 40-х гг. XX столетия появились психологические теории мотивации труда. Они подразделяются на две группы: основанные на внутренних побуждениях (потребностях) и на поведении людей с учетом их восприятия и познаний окружающего мира[65].

Потребности людей бывают первичными и вторичными: первичные - это врожденные физиологические потребности: дыхание, сон, пища; вторичные вытекают из психологического состояния человека, например, потребности в уважении, успехе, власти. Вторичные потребности появляются с развитием интеллекта и приобретением жизненного опыта. Этим объясняется их многообразие[66].

Являясь продуктом физиологического и психологического состояния человека, потребности выражаются в его поведении, побуждают к определенным действиям. Побуждение проявляется в определенном поведении, которое ставит своей целью удовлетворение потребности. Когда эта цель достигнута, потребность может быть удовлетворена полностью, частично или вовсе не удовлетворена[67].

Степень удовлетворения потребности в данной ситуации влияет на поведение человека, если сложится похожая ситуация в будущем. Человек будет стремиться обязательно повторить то свое поведение, которое дало возможность максимально удовлетворить потребность в прошлом. Это состояние называется «законом результата».

Все люди абсолютно разные по материальному положению, воспитанию, уму, культуре, интересам и т.п., поэтому существует множество разнообразных потребностей и целей. По-разному люди ведут себя и при достижении этих целей, поэтому нельзя предложить какой-то один «лучший» способ мотивации. То, что приемлемо для одного, может быть абсолютно неподходящим для другого. Постоянные изменения в организационной структуре, технологии производства, кадровые перемещения - все это также усложняет процесс мотивации[68].

Для побуждения работников к активной деятельности применяется вознаграждение. Применительно к мотивации вознаграждение имеет более глубокий смысл, чем деньги, выгода или удовольствия. Вознаграждение - это все то, что человек считает ценным для себя. Но ценности у каждого человека свои. Портфель с долларами цивилизованным человеком будет воспринят как ценное вознаграждение, но для дикаря - более ценным окажется портфель[69].

Различают внутреннее и внешнее вознаграждение. Внутреннее вознаграждение человек получает от работы: удовольствие от общения с сослуживцами, удовлетворение от достижения результата, полезности произведенного продукта. Внутреннее вознаграждение обеспечивается путем создания хороших условий труда и точной постановки задачи[70].


Внешнее вознаграждение может выступать в виде как материального, так и морального вознаграждения: материальное - зарплата, дополнительные выплаты, премии, оплата определенных расходов; моральное - присвоение звания «лучший работник», похвала, отметка в приказе и др.

Для мотивации, прежде всего, необходимо определить потребности людей. А. Маслоу множество человеческих потребностей подразделил на пять групп по приоритетности их удовлетворения:

1) физиологические - вода, еда, жилище;

2) безопасность и уверенность в будущем. Защита от физических и физиологических опасностей и уверенность, что физиологические потребности будут удовлетворены в будущем;

3) социальные - социальное признание, взаимодействие, привязанность и поддержка;

4) уважение - самоуважение, личные достижения, признание, уважение коллег;

5) самовыражение - реализация своих потенциальных возможностей[71].

Первые две группы - первичные потребности, остальные - вторичные, удовлетворить которые человек стремится после удовлетворения первичных. В общей массе людей в основном выдерживается приведенная последовательность потребностей, хотя в конкретных обстоятельствах какая-то из потребностей может доминировать.

Из теории Маслоу следует, что мотивация людей зависит от множества их потребностей. С ростом материального благосостояния и стабильности в обществе на первый план выступают вторичные потребности. Однако потребности людей изменяются, поэтому руководителю необходимо следить за мотиваций в каждом конкретном случае[72].

При управлении людьми следует исходить из того, что четкого разграничения потребностей не существует. Кроме того, руководитель должен учитывать индивидуальные качества людей, особенно прошлый опыт, который оказывает доминирующее влияние на потребности в настоящем.

Еще одна модель мотивации была разработана Ф. Херцбергом. Он считал, что на процесс побуждения себя и других к деятельности влияют гигиенические факторы и мотивация. Гигиенические факторы - это факторы окружающей среды. Херцберг утверждал, что при отсутствии или при недостаточном наличии этих факторов возникает ощущение неудовлетворенности работой. Но если их достаточно, то они ни на что человека не воодушевляют. Человек к ним безразличен.

К мотивациям Херцберг относит успех, продвижение по службе, признание и одобрение результатов работы, высокую степень ответственности, возможности творческого и делового роста. Их отсутствие не вызывает неудовлетворенности работой, но наличие побуждает к эффективной деятельности[73].


Анализируя вышеназванные теории, можно сделать вывод, что применение их в практике управления, безусловно, дает положительный результат. Но все же следует внимательно относиться к отдельным группам, отдельным типам людей и использовать предложенные теоретические положения с учетом конкретных условий и конкретной ситуации. Рассмотренные теории основаны на потребностях, удовлетворение которых влияет на поведение людей[74].

Таким образом, можно заключить, что в общей системе мотивации особую роль играет заработная плата. Рыночная экономика ориентирована на конечные результаты деятельности. Справедливое общество должно стремиться к полной компенсации затраченного труда, которая реализуется через заработную плату, а заработная плата удовлетворяет многие потребности - физиологические, безопасности, защищенности и др.

2.2.5. Контроль, учет и анализ

Управление следует рассматривать как непрерывный процесс целенаправленных действий, потому что цели не всегда достигаются в предусмотренном виде, люди не всегда или не так выполняют поручения, изменение окружающей среды ведет к изменению внутренних переменных.

Определение степени достижения цели осуществляется при помощи контроля, который представляет собою процесс установления отклонения от предусмотренных величин и действий, людей в хозяйственной деятельности. Благодаря контролю организация имеет возможность устранять помехи на пути выполнения плановых заданий, поэтому контроль можно определить как процесс, при помощи которого организация обеспечивает достижение своих целей[75].

Контроль - одна из функций управления. Как функция контроль имеет двоякий характер. С одной стороны, это элемент каждой функции управления (организации, регулирования, координации, планирования, учета, анализа), а с другой - это самостоятельная функция управления.

Посредством функции контроля выявляются проблемы, что позволяет скорректировать деятельность организации на предотвращение кризисного положения. Контроль позволяет фиксировать ошибки, сознательные и несознательные нарушения и исправлять их до того, как они возникнут на пути достижения цели. Вместе с тем контроль дает возможность определить, какая деятельность на пути достижения цели была наиболее эффективна[76].

Имея большой диапазон воздействия на организацию, контроль не должен ограничиваться только рамками деятельности контрольных органов. Он входит в обязанности руководителя любого ранга.


В замкнутом цикле управленческой деятельности контроль взаимодействует с другими функциями, особенно тесно с бухгалтерским учетом и анализом хозяйственной деятельности[77]. Бухучет является информационной базой контроля, а анализ - методом его проведения. Контроль имеет свои объекты, субъекты, цели и задачи.

Объектами контроля выступают предприятия, организации. Внутри организаций контролю подвергаются происходящие в них процессы или отдельные элементы системы[78].

Субъектом контроля выступает контролирующее звено. Контроль осуществляют как государственные органы, так и ведомственные и частные.

Контроль способствует укреплению дисциплины и соблюдению законности. Благодаря ему обеспечиваются единство решений и их исполнение, достижение поставленных задач, а также предупреждаются ошибки и недоработки.

Контроль, осуществляемый до фактического начала работы, называется предварительным. Он предусматривает предупреждение нарушений установленных правил ведения работ.

Кроме того, предварительный контроль предшествует хозяйственной операции и направлен на предупреждение нарушения законности, нецелесообразного, неэффективного использования средств и принятия необоснованных решений. При планировании, составлении смет, заключении договоров этот вид контроля имеет наиболее высокую эффективность. Благодаря ему устраняются диспропорции в финансировании[79].

Контроль, осуществляемый на стадии хозяйственного процесса, называется текущим контролем. Его объектом являются подчиненные сотрудники, а осуществляется он начальниками. Задачи текущего контроля - оперативное выявление и своевременное пересечение нарушений и отклонений, возникающих в процессе выполнения хозяйственных операций и производственных заданий[80].

Текущий контроль осуществляется на основе обратной связи. Материальные, финансовые и человеческие ресурсы составляют «вход» системы обратной связи, а готовая продукция, услуги -«выход». В роли регулятора системы выступает руководитель-менеджер, который осуществляет контроль за заданными параметрами. Контроль дает возможность также своевременно реагировать на изменяющиеся внутренние и внешние факторы.

Заключительный, или последующий, контроль осуществляется после того, как работа выполнена. Фактически полученные результаты сравниваются с предусмотренными. Целями этого вида контроля являются установление правильности, законности и экономической целесообразности производимых работ и хозяйственных операций, вскрытие недостатков и упущений в работе[81].


При заключительном контроле формируется информация для учета, если аналогичная работа повторяется в будущем. Она используется для мотивации труда.

Функция контроля осуществляет сбор, обработку и анализ информации о полученных результатах хозяйственной деятельности всех структурных звеньев предприятия, сравнивает их с плановыми показателями и выявляет отклонения, анализирует причины этих отклонений; разрабатывает мероприятия по их устранению[82].

Таким образом, контроль - это не только установление отклонений от запланированных показателей, но и действенный рычаг повышения эффективности работы подразделений. Непосредственно проверяется и анализируется установленная стандартная отчетность как предприятия в целом, так и его подразделений, т.е. функция контроля базируется на учете и отчетности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Суть управленческой деятельности на всех уровнях управления обеспечивают функции менеджмента. Управленческие процессы на предприятии происходят на основе функционального распределения.

В связи с высокой востребованностью эффективного менеджмента, тема исследования «Основные функции системы менеджмента» является весьма актуальной, цель которой заключается в поиске алгоритма управления предприятием.

Для достижения поставленной цели было выполнено ряд задач: изучены цели и принципы управления предприятием; проведено исследование по целям; дана характеристика функциям и задачам менеджмента; исследованы приемы и методы эффективности управления предприятием; по итогам исследования сделаны выводы.

А именно, установлено, что главной целью любого предприятия является стабильное функционирование на базе рационального использования материальных и не материальных ресурсов.

Так, в бюджетных организациях важной целью является снижение затрат, тогда как для производственного менеджмента , кроме уменьшения затрат, конечной целью управления является обеспечение прибыльности предприятия, используя технико-технологический и кадровый потенциал.

Цели являются главным фактором, на который ориентируются при постановке задач при выработке тактики и стратегии предприятия. Стремление достичь желаемых результатов является основой успешного менеджмента.

Приводя в действие управляемую систему, взаимодействие элементов производства порождает множество задач управления, которые реализуются с помощью определенных функций. Между задачами управления, функциями управления и управленческими решениями существует постоянная зависимость. В этой зависимости раскрывается сущность менеджмента.