Файл: Основные функции в системе менеджмента (Контроль, учет и анализ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.04.2023

Просмотров: 58

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Продолжение Таблицы 1.1

5. Социальное развитие трудового коллектива

Повышение степени удовлетворенности трудом, удовлетворение материальных и духовных потребностей членов коллектива, улучшение условий труда, быта и отдыха, повышение социальной активности каждого работающего

6. Охрана окружающей среды

Выполнение норм и требований к воздействию процессов производства и выпускаемой продукции на окружающую среду, рациональное использование природных ресурсов, их восстановление и воспроизводство

7. Совершенствование организации производства и управления

Повышение уровня организации производства и управления

Источник: Менеджмент: учебное пособие/Е.Е.Вершигора, А.В.Неверов

Таким образом, для достижения цели организации необходимо постоянно приводить в действие управляемую систему, которая функционирует под влиянием постоянных и периодически повторяющихся управленческих воздействий.

1.2 Управление по целям

Стремление персонала организации достичь желаемых результатов является основой успешного менеджмента. Эти результаты предусматриваются заранее и рассматриваются как цели, достижение которых желательно и жизненно необходимо[23].

Можно сказать, что цели - это будущие состояния, желательные для работника или организационной системы в целом. Достижение цели как бы ограничивает наше нынешнее и будущее поведение, вытекающее из прошлых и будущих потребностей[24].

Цели определяют поведение и, с точки зрения их мотивации, повышение результативности и производительности. Постановка цели является главным фактором в управлении производством[25].

Подтверждением этого является то, что цели:

-концентрируют внимание и усилия индивида или трудового коллектива на определенных направлениях;

-являются прогнозируемыми нормативами, с которыми сопоставляются результаты;

-являются основанием для планирования ресурсов;

-могут оказать влияние на структуру, мотивы и особенности как индивидов, так и организаций[26].

Исследователями в области менеджмента установлено:

1) трудные цели ведут к более высокой результативности по сравнению с легкими;

2) конкретные сложные цели ведут к более высокой результативности, чем отсутствие целей или их постановка в общем виде типа: «Делайте максимум возможного»;


3) цели опосредствуют или смягчают влияние, которое оказывают на результаты денежные стимулы, недостаток времени, знание результатов, участие в принятии решений, конкуренция и т.д.[27]

Управление по целям является основным методом, используемым в настоящее время менеджерами для придания постановке цели операционного вида.

Управление по целям дает возможность резко увеличить результативность индивидуального труда.

Установлено 10 ориентиров, которых следует придерживаться при формировании целей в области производительности:

1) цели должны быть измеримыми;

2) результаты должны быть однозначными (для толкования их);

3) цели должны включать точные сроки;

4) они должны быть мобилизующими, но достижимыми;

5) цели должны концентрировать внимание на возможностях роста производительности труда;

6) предусматривать потенциальные стимулы для тех, кто должен достичь цели;

7) пользоваться поддержкой организации;

8) цели должны быть контролируемыми;

9) должны быть лица, ответственные за цели;

10) цели должны поддаваться оценке, результаты их достижения должны быть ясны[28].

Процесс управления по целям включает следующие основные элементы и основные шаги[29]:

Таблица 1.2

Процесс управления целями

Основные элементы

Основные шаги

Постановка цели

1. Сформулируйте долгосрочные цели и стратегические планы

2. Сформулируйте конкретные задачи всей организации

3. Определите задачи подразделений

4. Определите задачи каждого работника

Планирование мероприятий

5. Разработайте план мероприятий

Самоконтроль

6. Внедрите и осуществите корректирующие действия

Периодический пересмотр

7. Оцените степень достижения цели

8. Оцените будущую результативность, подкрепите поведение и усильте мотивацию с помощью:

а) обучения и самосовершенствования менеджеров

б) вознаграждения

в) планирования служебного роста

Источник: Менеджмент: учебное пособие / В.И.Гончаров

Различают следующие разновидности постановки цели:

-цель как деятельность (что-нибудь делать);

-цель как результат (добиться каких-либо (локальных) результатов);

-цель как процесс (добиться бесперебойного протекания процесса);


-цель как достижение определенного состояния (например, состояния предприятий, состояния в природе)[30].

Состояние понимается как готовность к какому-либо действию, стабильность, способность противостоять нежелательным отклонениям[31].

Таким образом, цели - это не только желательные ориентиры наших устремлений, они требуют также определенного поведения и материальных, трудовых и финансовых ресурсов для того, чтобы добиться этих целей.

Специалисты, руководствуясь основными целями управления предприятием, направляют действия подчиненных на достижение поставленных целей, применяя метод влияния эффективный в данных условиях. Это влияние достигается путем определения норм поведения подчиненных, удовлетворения их нужд в меру возможностей и защиты их интересов .

2. Функции менеджмента

2.1. Функции и задачи менеджмента

Содержание управления раскрывается в его функциях, возникших в результате разделения и специализации труда в сфере управления как особого вида деятельности.

Функциями менеджмента являются:

-планирование;

-организация;

-координация и регулирование;

-мотивация;

-контроль, учет и анализ.

Общие функции управления представляют собой части управленческого цикла, определяют специализацию труда. Их характерной особенностью является взаимное проникновение друг в друга. Например, планирование организуется, координируется, мотивируется, контролируется, анализируется. Организация планируется, стимулируется, контролируется и т.д.[32]

Взаимодействие элементов производства порождает множество задач управления, которые реализуются с помощью вполне конкретных функций. Между задачами управления, функциями управления и управленческими решениями существует постоянная зависимость. В этой зависимости раскрывается сущность управления[33].

Задачи управления подразделяют на два класса.

К первому классу относятся общие задачи создания устойчивой и надежной системы производства, ее развития[34]. Их выполнение позволяет создавать рациональные формы управления и оценивать результаты жизнедеятельности всей системы[35]. К общим задачам относятся:


-развитие производственной кооперации, совершенствование организационных структур системы производства;

-поддержание заданных режимов структурных подразделений системы производства, повышение заинтересованности работающих в результатах своего труда;

-организация учета и контроля за деятельностью объектов управления[36].

Эти задачи управления обусловливают возникновение функций, которые реализуются в соответствующих управленческих решениях[37].

Взаимосвязь задач управления, функций и результатов их воздействия представлена в следующей таблице:

Таблица 2.1

Взаимосвязь задач управления, функций и результатов их воздействия

Общие задачи управления

Общие функции

Результаты (решения)

1.Обоснование темпов планомерного развития организации

Планирование

Планы-прогнозы, стратегический план, план экономического, научно-технического, социального развития

2.Образование структурных подразделений системы производства и установление взаимосвязей между ними

Образование структурных подразделений системы управления, установление связей между объектом и субъектом управления

Организация

Утверждение структур производства и управление взаимосвязями

Утверждение штатов, положений, инструкций и т.п.

3.Установление взаимодействия подразделений производства, согласование действий управленческих подразделений, руководителей, управленческого персонала Сохранение установленных режимов, устойчивости, стабильности системы производства

Координация и регулирование

Утверждение графиков взаимодействия и распорядок работ

Утверждение стандартов, обязательств, норм

Продолжение Таблицы 2.1

4.Создание условий для эффективной, творческой работы и поддержание постоянной заинтересованности в результатах труда

Мотивация

Утверждение материальных и моральных стимулов к труду

5.Количественная и качественная оценка, а также учет результатов деятельности. Проверка решений по развитию производства

Контроль, учет,

анализ

Решение по результатам ревизий, проверок, учета, анализа хозяйственной деятельности

Источник: Менеджмент: учебное пособие / В.И.Гончаров


Например, задача управления - обоснование темпов планомерного развития системы производства - вызывает к жизни общую функцию - планирование, а результатом ее воздействия являются планы, прогнозы социального, экономического и научно-технического развития[38].

Ко второму классу относятся задачи специфического характера, обусловленные необходимостью поддержания непрерывности производственного процесса, экономического обслуживания производства, развития коллектива как социальной группы[39]. Эти задачи охватывают непосредственно производственную, научно-техническую, экономическую, политическую сферы; область производства, а также научно-техническое развитие[40].

Таким образом, для решения задач управления требуются действия специфических функций, к которым в первую очередь относятся производственные функции (технические, технологические, организация труда, обеспечение сырьем и материалами, обслуживание производства), задач научно-технического развития производства - действия функций управления научно-техническим прогрессом, задач экономического обслуживания - действия экономических функций, а также задач социально-политического и духовно-идеологического развития производственного коллектива -действия политических функций.

2.2 Общие функции менеджмента

2.2.1. Планирование

Планирование - это разработка плана, определяющего то, что нужно достичь и какими рычагами, сообразуясь со временем и пространством. Планирование предусматривает разработку комплекса мероприятий, определяющих последовательность достижения конкретных целей с учетом возможности наиболее эффективного использования ресурсов каждым производственным звеном предприятия[41].

Планирование осуществляется в три этапа: прогнозирование, моделирование и программирование.

Экономическое прогнозирование - это научное предвидение хода экономического развития на предстоящий период для конкретной организации[42].

В широком смысле слова планирование - это деятельность по выработке и принятию управленческого решения.

План как система взаимосвязанных решений, направленных на достижение желаемого результата, предусматривает следующее.