Файл: Теории происхождения государства ( О ПОНЯТИИ «ГОСУДАРСТВО»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.04.2023

Просмотров: 87

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Данная работа посвящена основным концепциям или теориям происхождения государства и права. Изучение этой темы является актуальным, поскольку знание этих теорий позволит более глубоко подойти к исследованию процесса образования государств в мире на разных этапах исторического развития. Особое внимание необходимо уделить теологической теории происхождения государства, так как она представляет собой одну из наиболее ранних и полных, аргументированных, получивших широкое распространение теорий происхождения государства.

Также следует отметить, что проблема происхождения государства и права в целом является дискуссионной, на сегодняшний день существует достаточно много базовых теорий, сформулированных учёными и мыслителями прошлого.

Главная цель данной работы – подробно рассмотреть основные теории происхождения государства и права.

В связи с поставленной целью необходимо выполнить следующие задачи:

  1. Рассмотреть понятие «государство».
  2. Охарактеризовать главные признаки государства и выявить предпосылки появления государства.
  3. Подробно изучить основные и наиболее известные, обстоятельные теории происхождения государства и права.

Объект исследования – государство.

Предмет исследования – теории (концепции) происхождения государства и права.

При разработке предложенной темы была использована как научная, так и учебная литература, посвященная проблемам образования государства, признакам государства. Рассматриваемая нами тема является достаточно хорошо изученной в научной литературе. Выделим следующих ученых, которые занимались данной проблемой: Н.И. Лазаревский, Г.Ф. Шершеневич, Б.А. Кистяковский, М.Н. Марченко, О.Э. Лейст.

Структура работы подчинена целям и задачам исследования. Работа включает в себя две главы, введение, заключение, список литературы.

Во введении дается краткая характеристика исследования, формулируются цели и задачи исследования, обосновывается его актуальность.

Первая глава посвящена понятию государства. Здесь рассматриваются признаки государства, основные причины появления государства.

Во второй главе исследуются главные теории происхождения государства и права: теологическая, материалистическая, естественно-правовая, теория разделения властей, патриархальная, социально-психологические теории.

В заключении представлены основные выводы по исследованию.


ГЛАВА 1. О ПОНЯТИИ «ГОСУДАРСТВО»

Государство и его основные признаки

Государство – «сложная политико-правовая форма организации общественной жизни». Государство выполняет функцию управления всеми ключевыми процессами в обществе (в частности, оно стоит на защите прав и законных интересов граждан, обеспечивает законность и правопорядок, безопасность общества и граждан государства). Государство является продуктом появления и последующего развития человеческой цивилизации. Однако только на определенном этапе развития общества может появиться и сформироваться полноценное государство. Результатом эволюционного развития человечества стала выработка системы правил поведения, управляющей процессами, происходящими в обществе. Эти правила поведения устаналивает публичная власть. Со временем социальные связи усложнялись, что вызвало усложнение форм социальных норм и институтов политической власти[1].

В целом, для государства как для формы политико-юридической организации общественной жизни характерны следующие основные признаки.

1. Народ. Государство является союзом людей, который был организован на началах права на единой территории. Тем не менее, не далеко не всякий союз может образовать государство. В первую очередь, у союза должен присутствовать некий общий для всех членов союза интерес. В качестве такого общего интереса для граждан государства выступает заинтересованность в усовершенствовании совместной жизни за счет того, что устанавливается и поддерживается справедливый правопорядок. Государственный союз основывается на правовых началах. У граждан государства имеются субъективные публичные права, а сами граждане также выступают в качестве субъектов публичных обязанностей. Законодательство определяет публично-правовой союз граждан с государством. Каждая страна принимает это законодательство самостоятельно.

2. Наличие определенной территории, т.е. территориальная организация государственной власти – это постоянный признак государства. Под территориальной организации государства подразумевается, что государственная власть имеет силу на определенной территории, находящейся под юрисдикцией государства. В государственно-организованном обществе принцип кровно-родственной организации населения сменяется принципом его территориальной организации. Население, которое проживает на территории государства, становится подданными или гражданами данного государства. Юридически только граждане входят в состав государства и обладают всеми гражданскими и политическими правами (правом избирать и быть избранными в представительные органы государственной власти, занимать должности в органах государственной власти, осуществлять определенные виды деятельности и т. д.). Государство обязуется обеспечивать граждан всеми правами и свободами не только в самой стране, но и за ее пределами. Государство должно законодательно гарантировать основные права и свободы человека и гражданина. Однако государство не только признает права и свободы своего гражданина, но также и обязано защищать права и свободы иностранцев и лиц без гражданства[2].


3. Наличие публичной власти – это важнейший признак государства. Учреждение публичной власти осуществляется народом, а сама публичная власть выступает от имени народа. Под публичной (государственной) властью предполагается особая группа людей (управленцев), которые занимаются осуществлением задач и функций государства. Одной из самых необходимых функций государственной власти является упорядочение общественной жизни и общественных отношений. Властные полномочия государства ограничивается, во-первых, правами и свободами, принадлежащими его гражданам и, во-вторых, властными полномочиями других государств. Важно заметить, что упорядочение общественных отношений может быть достигнуто и антиправовыми средствами. Однако, стремясь к порядку, они самоуничтожаются, лишив себя всех прав и свобод, своей личности. Из этого следует, что право – это важнейший ценностный регулятор, в котором власть остро нуждается. Право выступает в качестве основы власти, основы деятельности государства, иными словами, организацию государственной власти следует осуществлять только на правовых началах, а ее деятельность заключать в рамки права (правового закона)[3].

4. Налоговая и финансовая системы. Система налогов и сборов для формирования государственного бюджета также устанавливается государством. Затем эти средства распределяются на различные общественные нужды, в том числе на содержание государственного аппарата, на содержание социально не защищенных слоев населения.

5. Суверенитет. В юридической и политологической литературе государственный суверенитет трактуется как верховенство государственной власти на своей территории и ее независимость в международной сфере. Самостоятельность и независимость государственной власти выражается в ее исключительном праве свободно решать свои задачи и выполнять свои функции в рамках права[4]. Государственный суверенитет следует отличать от суверенитета народа. Они связаны между собой, однако есть существенная разница между ними: государственный суверенитет возникает вместе с государством, а суверенитет народа основывается на признании гражданами государственной власти. Таким образом, народный суверенитет является источником государственного суверенитета[5].

6. Система права. Государство не просто является союзом людей, которых объединяет общая территория, но и правовым союзом, организованным и действующим согласно правовым нормам. Государство за счет установления системы общеобязательных правил поведения, выполняет функцию регуляции и упорядочивания существующей системы отношений в обществе.


Таким образом, государство – это «территориально организованная публично-правовая общность населения, построенная на началах власти и осуществляющая свою деятельность на основе права с помощью специального государственного аппарата»[6].

В целом, в общественной природе уже заложены предпосылки появления государства. Общество – это «определенный тип отношений и связей между людьми (социальных, экономических, политических, духовных, юридических и т. д.), объединенных территориально, в рамках которых удовлетворяются их основные жизненные интересы и потребности (обеспечение прав и свобод, безопасность и др.). Необходимость реализовывать и обеспечивать эти потребности является предпосылкой для возникновения и существования государства». Все общество должно стоять на страже всех значимых общественных интересов, которые определяются необходимостью нормального социального существования и развития человека в обществе. Соблюдение этих общественных интересов – это важнейшее условие стабильного функционирования любого общества. Публичная власть упорядочивает общественные отношения. Стоит также отметить, что публичная власть представляет общество как во внешних, так и во внутренних отношениях[7].

У государственной власти имеется монополия на принуждение, если нарушаются законы. Для того, чтобы реализовывать свои полномочия, у государственной власть есть система специальных органов, которая называется государственным аппаратом. Те властные решения, которые исходят от публичной власти, являются общеобязательными, то есть, всеми должны исполняться и соблюдаться. Таким образом, государство возникло и упрочилось для того, чтобы обеспечить внутренний порядок и внешнюю безопасность. Можно согласиться с Аристотелем, который отмечал, что государство создается «ради прекрасной жизни»[8].

В общественных отношениях мы можем найти причины, или условия формирования государственности. На самом раннем этапе своего развития основой жизни социальной организации являлось присваивающее хозяйство (охота, рыболовство и собирательство, т.е. присвоение готовых продуктов). Человеку было достаточно того, что он мог найти в природе. Однако постепенно общество развивалось, наступила так называемая «неолитическая революция», за счет чего общество перешло от «присваивающего хозяйства» к производящему[9]. С этого времени на смену охоте, рыболовству и собирательству пришли земледелие и скотоводство, появились также металлургия и металлообработка. Развитие имущественной и социальной дифференциации осуществлялось параллельно с функциями управления общественной организацией. Особую роль в этой дифференциации играли военные вожди и жрецы, обладавшие огромным влиянием на общество. За счет развития ремесла и торговли появились ремесленные и купеческие сословия. «Усложнение общественной жизни потребовало более совершенной формы ее организации и стимулировало развитие тех политических институтов, которые занимались функциями управления (обеспечением порядка в обществе, охраной собственности и т. д.). В механизме регулирования общественных отношений особую роль играет государство как важнейший политический институт, выполняющий необходимые для общества социальные, политические и юридические функции»[10].


1.2. Исторические предпосылки возникновения государства и права

Неолитическая революция стала причиной появления специализации производства, а также последующего общественного разделения труда. Первое крупное общественное разделение труда – это отделение скотоводства от земледелия. Появление двух видов производства дало возможность осуществления регулярного обмена. Товарные отношения способствовали разложению общины, то есть, обмен является главным средством обособления индивидов.

Второе крупное общественное разделение труда представлена отделением ремесла от земледелия. Внутри родовой организации происходило постепенное формирование имущественной и производственной разобщенности, имущественного расслоения. Стали появляться богатые и бедные.

Третье крупное общественное разделение труда – это появление класса купцов, социального слоя людей, которые занимались только обменом продуктов, но не участвовали в производственном процессе. Они выступили в качестве неустранимых посредников между производителями, извлекали прибыль. Рост производительности труда стал причиной увеличения объема избыточного продукта, ставшего причиной появления частной собственности, что явилось материальным выражением обособленности членов рода.

За счет общественного разделения труда стал развиваться институт собственности.

Постепенный переход от парного брака к моногамному приводит к экономической самостоятельности отдельной семьи (familia), которая теперь противостоит всему роду. Семья становится социальной формой материальной обособленности членов рода, т.к. и частная собственность и наследство сосредотачиваются в рамках отдельной семьи. В данных условиях родоплеменные связи теряют своё значение, органы родового строя оказываются неспособными урегулировать общественные разногласия, возникающие в связи с частной собственностью.

Усложнение структуры общества, развитие новых общественных взаимосвязей, формирование новых форм собственности привело к тому, что организация общественной власти, основавшейся на кровнородственных связях, даже и в форме «военной демократии» оказались бессильными перед новыми требованиями общества. Необходимо было такое учреждение, которое могло бы урегулировать сложные общественные отношения, эффективно управлять процессами, происходившими в обществе, обеспечить защиту не только интересов отдельных классов, но и общества в целом. Этим учреждением и явилось государство. Таким образом, общество создаёт себе орган для защиты своих интересов как внутренних, так и внешних[11].