Файл: Основные функции в системе менеджмента(Основные цели и принципы управления организацией).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.04.2023

Просмотров: 72

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Современная система управления экономикой обусловлена объективной необходимостью функционирования рыночного хозяйства, основанного на изучении спроса, высоких результатах интеллектуального и физического труда, инновационных процессах, выверенной стратегии развития предприятия. Этой системой является менеджмент (англ. management - наука об управлении) - система гибкого управления, дающая возможность своевременно перестраиваться под влиянием внутренних и внешних факторов, реагировать на конъюнктуру рынка и изменения в социальной сфере.

Система менеджмента - это профессионально осуществляемое управление предприятием (фирмой) в условиях рыночных отношений в любой сфере хозяйственной деятельности, направленное на получение прибыли или другого положительного эффекта путем рационального использования ограниченных ресурсов.

Актуальность темы: «Основные функции системы менеджмента» обусловлена недостаточной разработанностью отдельных, но в современных условиях весьма важных вопросов теории, методологии и практики использования эффективных инструментов управления предприятием.

Целью исследования является разработка отдельных теоретических положений и методических рекомендаций по совершенствованию реализации функций в системе менеджмента для повышения эффективности социально-экономической деятельности предприятий.

Для достижения цели в работе поставлены и последовательно решены следующие задачи:

-изучить цели и принципы управления предприятием;

-исследовать управление по целям;

-охарактеризовать функции и задачи менеджмента;

-выявить экономические приемы и методы эффективности управления предприятием;

-сделать выводы по исследуемой теме.

Предметом исследования являются основные функции в системе менеджмента предприятия. Объект исследования - предприятия и организации.

Теоретическую и методологическую основу исследования составили диалектический и системный подходы, экономические законы, отдельные положения экономической теории и теории менеджмента.

В ходе исследования использовались научная литература по различным аспектам данной проблематики, методические пособия, материалы периодической печати и интернет-ресурсов.

Курсовая работа содержит две главы.


1.Основные цели и принципы управления организацией

1.1 Цели управления организацией

Особенностью современного менеджмента является его направленность на эффективное ведение хозяйства в условиях дефицитности материальных, трудовых и финансовых ресурсов, развития инновационных процессов и совершенствование самой системы управления, ее методов и функций.

Современный менеджмент должен способствовать развитию рынка, конвертируемости рубля, совершенствованию качества системы управления и рыночного ценообразования, повышению эффективности производства, его наукоемкости и экологизации[1].

Руководство совместной деятельностью людей состоит во взаимосвязи единоначалия и самоуправления группы. Административные, организационные и исполнительные функции могут концентрироваться в руках руководителя высшего звена или делегироваться низшим ступеням управленческой иерархии - функциональным службам, вспомогательным подразделениям и т.п. Управление совместной деятельностью людей и составляет сущность менеджмента - особого вида управленческой деятельности[2].

Руководитель достигает цели совместной деятельности благодаря тому, что целенаправленно использует физические и интеллектуальные силы подчиненных своей организации. Это и есть первостепенная задача руководителя любого управленческого уровня[3].

Организация представляет собой группу людей с осознанными целями. Одновременно организацию можно рассматривать и как средство достижения цели, позволяющее людям вместе добиться того, чего они не могли бы достигнуть порознь. Под целью организации понимают желаемые результаты, которых стремится добиться группа работающих. Цели планируются руководством и сообщаются работникам организации, чтобы они знали, к чему нужно стремиться[4].

Организации различных типов имеют различные цели. Если организация занимается бизнесом - она сосредоточена на создании конкретных товаров или оказании услуг. Целями здесь являются высокая рентабельность и производительность. Некоммерческие организации (государственные органы, организации, университеты, бюджетные больницы) не стремятся получать прибыль. Они добиваются уменьшения затрат, и это отражается в наборе целей бюджетных ограничений[5].


Крупные организации многоцелевые. Конечная цель управления крупным предприятием состоит в обеспечении его прибыльности (доходности). Для этого необходимо рационально организовать производственный процесс, управлять им, развивать технико-технологическую базу, эффективно использовать кадровый потенциал, развивать творческую активность и деятельность каждого работника[6].

Главная цель производственного менеджмента заключается в достижении рационального функционирования производственных подразделений путем воздействия всех уровней управления через систему количественных методов, способных быстро реагировать на любые незапланированные отклонения в производственно-сбытовом цикле[7].

Цели составляют основу управленческого труда в производстве. Они являются главным фактором, на который ориентируются при постановке задач и выработке подходов их решения на ближнюю перспективу.

Различают главную цель организации, исходя из которой ставятся цели производственным подразделениям на каждый конкретный период производства и продвижения продукта к потребителю. Цели производственных подразделений часто носят различный характер, поэтому по ним невозможно принять единого управленческого решения. Менеджерам приходится ориентироваться на главную цель, периодически ущемляя достижение целей производственных подразделений, исходя из объективных условий производственно-сбытового цикла.

Если имеется только один способ достижения цели, то с принятием решения проблемы нет. Если есть варианты решений, то предстоит выбрать оптимальный[8].

Путем оперативного управления и регулирования внедряются принятые решения по подразделениям организации. В этом и состоит основная работа менеджеров производства. Устранение помех в достижении цели достигается путем текущего регулирования. Для достижения общей цели организации разрабатывают как тактические, так и стратегические решения[9].

Для повышения эффективности деятельности разрабатывается множество стратегических решений. Но наиболее эффективные следующие:

-простота выпускаемых изделий;

-уменьшение размера партий изделий;

-более частая поставка комплектующих;

-снижение складских запасов;

-уменьшение незавершенного производства;

-увеличение однообразия работ;

-уменьшение бумажных работ и частоты проверок.


При разработке стратегии производства исходят из следующих принципов[10]:

-организация производства по принципу «точно в срок», который предусматривает поставку материалов и комплектующих изделий непосредственно в цех, минуя складирование;

-внедрение системы комплексного контроля качества продукции. По этой системе ответственность за качество продукции включается в каждую должностную инструкцию или описание работ производственного рабочего. Получается, повышается роль контроля качества продукции на каждом рабочем месте;

-организация специальной ремонтно-профилактической службы для обеспечения комплексного ремонтно-профилактического обслуживания машин и оборудования[11].

В рамках общей цели организации ставятся конкретные задачи для каждого производственного подразделения. Общими задачами производственных звеньев является:

-постоянное внедрение в производство новых более современных изделий;

-постоянное сокращение затрат на производство единицы изделия;

-повышение качественных и потребительских характеристик изделий при снижении цен на выпускаемую продукцию;

-снижение издержек во всех звеньях производственно-сбытового цикла при расширении номенклатуры выпускаемой продукции и изменении ассортимента[12].

При выработке целей и задач учитывают современное положение организации и перспективы ее развития. Очень важно предварительно выявить имеющиеся резервы в подразделениях организации и заранее закрепить выполнение необходимых мероприятий за конкретными лицами[13].

Процесс управления есть совокупность целенаправленных действий руководителя и аппарата управления по согласованию совместной деятельности людей для достижения определенных целей[14].

Процесс производства не только находится в определенной зависимости от управления, но и оказывает влияние на него, поэтому для развития производства требуется совершенствование управления.

Постановка текущей цели (на ближайшую перспективу) - это конкретный уровень разработки управленческого решения.

Каждая цель требует выбора своих ориентиров. Между ориентирами, целями и стратегией устанавливается тесная взаимосвязь. Стратегия, выработанная на высших уровнях управления, становится ориентиром и целью для низовых звеньев управления[15].


Общие или глобальные цели организации (предприятия, фирмы) служат основой разработки целей по основным видам и направлениям деятельности производственно-хозяйственных подразделений[16].

Общие цели отражают дальнюю перспективу развития организации, но они должны быть увязаны с ресурсами. Происходит также ранжирование целей по их приоритетности, т.е. устанавливается очередность их достижения[17].

Управление организацией имеет следующую цель: эффективное и планомерное использование всех технических, экономических, организационных и социальных возможностей для обеспечения производства[18]. Цели деятельности производственного объединения, корпорации, предприятия разрабатываются на основе изучения конъюнктуры рынка и основных направлений развития отрасли, в которую входит объединение, предприятие. Главная цель заключается в выполнении обязательств по выпуску и поставкам высококачественной продукции для удовлетворения потребностей населения и народного хозяйства. Эта цель предусматривает также удовлетворение потребностей обороны страны и экспорта соответствующих видов продукции[19]. При этом непременными условиями являются минимальные затраты на производство и доведение продукта до потребителя (Таблица 1.1).

Процесс управления предполагает и выработку специфических целей, которые разрабатываются в рамках общей цели[20]. Среди специфических целей первое место занимает определение рентабельности по каждому отдельному подразделению[21]. И уже только после этого могут ставиться такие специфические цели, как развитие новой продукции, совершенствование технического уровня производства, определение источников финансирования, уменьшение налогообложения и др.[22]

Таблица 1.1

Области и цели деятельности предприятия

Области деятельности

Цели деятельности

1. Изготовление и поставка продукции

Ритмичное выполнение планов, заданий, договоров и обязательств по производству и поставкам продукции по объему, качеству, номенклатуре и ассортименту в установленные сроки и с оптимальным производственным циклом

2. Повышение качества продукции

Обеспечение постоянного соответствия технического уровня, качества разрабатываемой и выпускаемой продукции потребностям населения, народного хозяйства, обороны страны и экспорта

3. Формирование и использование ресурсов

Повышение сбалансированности использования всех видов ресурсов (трудовых, материальных, финансовых, основных производственных фондов),повышение и поддержание их качественного уровня, снижение их относительных объемов и стоимости и повышение на этой основе эффективности использования ресурсов

4. Научно-техническое развитие производства

Совершенствование производственно-технической базы в соответствии с новейшими достижениями науки, техники, технологии и организации производства, обеспечивающее устойчивую и эффективную работу на текущий и перспективный период, установленные планом развития