Файл: Исследование особенностей политики содействия конкуренции в регионе.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.04.2023

Просмотров: 71

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Согласно Федеральному закону «О защите конкуренции», признаками ограниченной конкуренции являются:

1. Сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке;

2. Рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке;

3. Отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке;

4. Определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке;

5. Иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации[23].

Основываясь на теории организационных полей, можно выделить пять основных признаков товарных рынков с ограниченной конкуренцией:

1. Осуществление конкурентных действий происходит между совокупностями фирм, имеющих сходную организационную форму и занимающих соответствующие рыночные ниши;

2. Наличие социальных контактов: участники рынка включены в переплетающиеся деловые сети, в рамках которых они наблюдают за действиями конкурентов и взаимодействуют друг с другом;

3. Установление согласованного порядка посредством вырабатывания конвенциональных и поддерживаемых правил;

4. Наличие властной иерархии;

5. Ведение символической конкурентной борьбы.

2.2. Оценка состояния конкуренции региона на примере Ростовской области

Одним из ключевых направлений государственной антимонопольной и конкурентной политики является развитие сферы малого и среднего предпринимательства в Ростовской области.


Сфере малого и среднего предпринимательства в России уделяется особое внимание и имеет особую актуальность. Вопросы развития МСП являются повесткой заседания Государственного совета России в 2015 г., а именно повышение эффективности государственной поддержки МСП, расширение доступа предпринимателей к кредитным ресурсам, решение проблем, связанных с кадровым обеспечением, налоговым и правовым регулированием, в том числе трудовых отношений, проведением проверок со стороны контрольно-надзорных органов.

Вместе с этим, институциональная среда МСП представлена рядом нормативно-правовых актов, среди которых Федеральный закон № 209-ФЗ от 24.07.2007 г. «О развитии малого и среднего предпринимательства», также Распоряжение Правительства №1083-р от 02.06.2016 г. «Об утверждении Стратегии развития малого и среднего предпринимательства до 2030 года», а также законами субъектов Российской федерации и региональными стратегиями. Также среда представлена рядом органов власти в функции которых входят вопросы развития и регулирования сферы МСП, организации обеспечивающие инфраструктуру предпринимательства.

Цель Стратегии – развитие сферы малого и среднего предпринимательства как одного из факторов инновационного развития страны и улучшения отраслевой структуры экономики.

В случае успешной реализации Стратегии к 2030 г. удастся увеличить долю МСП в ВВП страны в два раза (с 20 до 40%), оборот МСП в 2,5 раза, производительность труда в 2 раза, долю занятых в сфере МСП до 35%.

Развитая сфера МСП: создает новые рабочие места; обеспечивает самозанятость населения; стимулирует рост инновационности экономики; повышает конкурентоспособность предприятий; смягчает влияние экономических кризисов; обеспечивает диверсификацию отраслевой структуры экономики.

Таблица 1.

Численность МСП в России, тыс.

Размер

2007

2008

2009

2010

2011

2012

2013

2014

2015

2016

ИП

3443

3774

4100

2742

2653

4119

1594

3550

3558

2929,4

Малые

1137,4

1347,7

1600

1644,3

1836,4

2003

2063

2103

2110

Средние

14,2

25,2

15,9

13,8

13,7

13,7

13,7

Исходя из приведенных данных, можно сделать вывод о резком сокращении ИП в 2013 году (на 60%) и недостижимости этого уровня на сегодняшний день.


Численность занятых в МСП в России 18 млн. человек (24% экономически активного населения). Доля в ВВП около 21%.

В сопоставлении со странами Европейского союза можно отметить отставание МСП от среднеевропейских показателей. Доля занятых в МСП -60-70%, доля в ВВП на уровне 50-60%.

Исходя из указанных данных в таблице 2 можно сделать вывод о том, что сфера торговли занимает наибольший вес для ИП и малых предприятий. В сфере среднего предпринимательства примерно сопоставимые сферы промышленного производства и торговли.

Таблица 2.

Отраслевой разрез МСП в России, в %.

Отрасль

ИП

Малые (включая микро)

Средние

Сельское хозяйство

5,3

7,7

16,8

Промышленное производство

4,5

26,1

28,4

Строительство

3

24,3

11,6

Торговля

54

70,3

26,4

Транспорт и связь

12,4

12,5

4,7

Операции с недвижимостью, аренда и услуги

11,7

41

9,6

Прочие услуги

9,2

18,1

2,4

По результатам 2016 года, согласно данным Росстата, доля обрабатывающей промышленности в структуре малого бизнеса, например, в Ростовской области — менее 9%, а в Краснодарском крае — менее семи. А количество занятых в малом бизнесе в Ростовской области составляет 15,3%, в Краснодарском крае — 15,8%, в целом же по ЮФО это лишь 13,5%.

В общем виде, основными нарушениями антимонопольного законодательства являются: монополистическая деятельность; недобросовестная конкуренция; антиконкурентные акты и действия органов власти; другие нарушения.

При этом следует обратить внимание на то, что порядком 50% всех устраненных нарушений приходится на сферу антиконкурентных действий органов власти.

В 2016 году в Ростовской области был проведен мониторинг состояния развития конкурентной среды в Ростовской области (в рамках реализации Стандарта развития конкуренции в регионах России).

Одним из основных негативных факторов, препятствующих развитию конкуренции, являются административные барьеры (ограничения ведения предпринимательской деятельности и входа на рынок новых участников, создаваемые органами государственной власти и местного самоуправления и иными органами и организациями, наделенными аналогичными правами), снижающие стимулы входа на рынки новых участников, повышающие непроизводственные издержки. Такой точки зрения придерживаются 43,8 % респондентов.


Результаты мониторинга показали, что в МСП нет единого и слаженного мнения, на что в первую очередь должна быть направлена работа по развитию конкуренции в Ростовской области. Большинство ответов субъектов предпринимательской деятельности о приоритетности направлений работы по развитию конкуренции получено по следующим направлениям:

— контроль работы естественных монополий, таких как водоснабжение, электро- и теплоснабжение, ж/д и авиатранспорт (15,4 % опрошенных);

— контроль за ростом цен (15,2 %);

— обеспечение условий, чтобы одна компания не полностью диктовала условия на рынке (14,9 %);

— создание условий для увеличения хозяйствующих субъектов на рынках Ростовской области (12,9 %);

— повышение открытости процедур региональных и муниципальных конкурсов и закупок (12,3 %);

— помощь начинающим предпринимателям (9,6 %).

С точки зрения развития конкуренции субъектам предпринимательской деятельности наименее значимыми, недейственными направлениями были названы:

— сокращение муниципальных предприятий, оказывающих услуги населению, за счет появления новых коммерческих предприятий (3,2 %);

— обеспечение добросовестной конкуренции (3,0 %);

— обеспечение того, чтобы все желающие заняться бизнесом могли получить эту возможность (2,9 %);

— юридическая защита предпринимателей (2,6 %);

— обеспечение качества продукции (2,4 %);

— создание системы информирования населения о работе различных компаний, защите прав потребителей и состоянии конкуренции (2,3 %);

— ведение учета обращений граждан, связанных с проблемами развития конкуренции (2,1 %).

Вариант «Другое» выбрали лишь 1,2 % респондентов из числа субъектов предпринимательской деятельности

2.3. Практические вопросы внедрения «Стандарта развития конкуренции» в субъектах Российской Федерации

Начиная с 2015 года российские регионы осуществляют реализацию положений Стандарта развития конкуренции в субъектах Российской Федерации (далее — Стандарт).

Он утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 сентября 2015 г. No 1738-р.

Стандарт является одним из ключевых инструментов для формирования и реализации конкурентной политик и на региональном уровне. Он представляет собой пошаговую инструкцию для органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в части выработки механизмов реализации данной политики.


Деятельность по содействию развитию конкуренции на основе Стандарта является одним из направлений для оценки эффективности деятельности глав регионов и региональных органов исполнительной власти.

Представим полномочия участников внедрения Стандарта:

-ФАС РФ. ммьтт содействии субъектам РФ ФАС России-содействие субъектам РФ по внедрению Стандарта, методическая и аналитическая поддержка в части проведения мониторинга и анализа состояния конкуренции, ежегодный доклад с учетом докладов регионов.

—Минэкономразвития=России-содействие субъектам РФ по внедрению Стандарта (консультативная помощь регионам по мере поступления соответствующих обращений по вопросам внедрения).

— АНО «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов»- содействие внедрению Стандарта.

— Аналитический центр при Правительстве РФ – анализ докладов о состоянии и развитии конкурентной среды на рынках товаров и услуг субъектов РФ, информационно – организационная поддержка внедрения Стандарта

В 2017 году регионы во второй раз отчитались по результатам реализации данного направления, предоставив сведения о реализации положений Стандарта в Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации (далее—Аналитический центр), Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов, Минэкономразвития России и ФАС России.

Рис. 2 Количество субъектов РФ, выполнивших требования Стандарта

В 2015 год Перечень разрабатывался с учетом старой редакции приложения к Стандарта, которое включало в себя следующие социально значимые рынки:

— рынок услуг дошкольного образования;

— рынок медицинских услуг;

— рынок розничной торговли;

— рынок услуг ЖКХ;

— рынок услуг перевозок пассажиров наземным транспортом;

— рынок услуг широкополосного доступа в информационно

— телекоммуникационную сеть "Интернет".

Согласно новой редакции Стандарта обязательный перечень дополнен следующими социально значимыми рынками:

— рынок услуг дополнительного образования детей;

— рынок услуг детского отдыха и оздоровления;

— рынок услуг психолого - педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья;

— рынок услуг в сфере культуры;

— рынок услуг социального обслуживания населения.

На март 2016 года перечни разработаны и утверждены в 65 субъектах Российской Федерации.

Представим организационное впечатление «Соглашение между Правительством Ульяновской области, Ульяновским УФАС России и Советом муниципальных образований о внедрении в Стандарта развития конкуренции.