Файл: Теоретическое обоснование проблемы формирования оптимальной финансовой политики, выявление значения финансовой политики в экономической теории и практике хозяйствования.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.04.2023

Просмотров: 51

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Для выполнения своих экономических и политических функций и для достижения поставленных перед собой целей любому государству необходимы ресурсы, из которых одним из важнейших являются финансы. В силу их ограниченности важной задачей является их оптимальное использование (распределение). Для оптимального использования финансовых ресурсов государство должно вырабатывать и проводить комплекс мероприятий. Правильно выбранные и корректно проведённые мероприятия, в конечном итоге, приводят к достижению поставленных государством целей, к построению стабильной мощной экономики и к достижению социального благополучия общества.

Такой комплекс мероприятий составляет финансовую политику государства. Формирование финансовой политики требует выработки концепции развития финансов, которая формируется на основе: законов экономики; перспектив развития производительных сил, производственных отношений и потребностей населения; всестороннего анализа состояния развития хозяйства. Правильно сформированная финансовая политика позволяет не только обеспечить оптимальное, с точки зрения поставленных государством целей, использование имеющихся ресурсов, но и обеспечить оптимальное распределение полученных результатов (валового общественного продукта) между отраслями народного хозяйства, социальными группами населения и территориями. Также она позволяет обеспечить наиболее полную мобилизацию финансовых ресурсов и эффективность их использования для социально-экономического развития

Финансовая политика государства рассматривается в курсе «Экономической теории» в учебной литературе под редакцией В.И. Видяпина, В.Д. Камаева, Е.Ф. Борисова. Однако наиболее полно эта тема представлена в литературе по финансам, в частности, в учебниках и учебных пособиях А.И Деевой, под редакцией М.В. Романовского, О.В. Врублевской, Б.М. Сабанти, Г.Б. Поляка, М.В. Родионовой. Вопросам финансовой политики государства посвящены целые монографии, в частности «Финансовая политика России» под редакцией Р.А. Набиева, Г.А. Тахтарова, а также «Формирование национальной финансовой стратегии России: Путь к подъёму и благосостоянию» под редакцией академика В.К. Сенчагова.

При написании курсовой работы были использованы публикации из таких журналов, как «Финансы», «Общество и экономика», «Российский экономический журнал», в частности статьи А. Кудрина, С.Д. Шаталова, Ю.Князева.

Целью данной работы является теоретическое обоснование проблемы формирования оптимальной финансовой политики, выявление значения финансовой политики в экономической теории и практике хозяйствования.


Объектом работы выступает финансовая политика в РФ

Предметом работы бюджет государства

ГЛАВА 1.Финансовая политика государства: понятие, содержание, задачи

1.1Особенности финансовой политики

Финансовую политику определяют как государственную экономическую политику, проявляющуюся в использовании государственных финансовых ресурсов, регулировании доходов и расходов, формировании и исполнении государственного бюджета, в налоговом регулировании, в управлении денежным обращением, в воздействии на курс национальной валюты. В финансовой политике выделяют три основных компонента: разработку общей концепции финансовой политики и определение ее основных направлений, целей, главных задач; создание адекватного финансового механизма; управление финансовой деятельностью государства и иных субъектов экономики.

В основу финансовой политики заложены стратегические направления, определяющие долгосрочную и среднесрочную перспективу реализации финансов и предусматривающие нахождение решения задач, образующихся из особенностей работы экономики и социальной сферы страны. Выделяют следующие задачи финансовой политики: предоставление условий формирования максимально возможных финансовых ресурсов; рациональное распределение и использование финансовых ресурсов; регулирование и стимулирование экономических и социальных процессов финансовыми методами; определение финансового механизма и его последующие развитие, опираясь на изменяющиеся цели и задачами стратегии; разработка результативной системы управления финансами. К целям финансовой политики относят: политические цели, экономические, социальные Финансовая политика выступает частью общей экономической политики и должна быть сбалансированной.

От построения финансовой политики зависимы темпы развития как отдельных отраслей, так и экономики в целом. Финансовая политика РФ - важная составляющая экономической политики.

Включает в себя бюджетно-налоговую политику, инвестиционную политику, социальную политику. Обеспечение безопасности страны в области экономики выступает гарантом ее независимости, условием стабильности и одним из центральных факторов возрастающего развития. Экономической безопасностью - важнейшая качественная характеристика экономической системы, которая определяет ее способность обеспечивать жизнедеятельность населения на должном уровне, равномерное снабжение ресурсами развитие народного хозяйства.


Выделяют три части понятия экономической безопасности, которые тесно взаимосвязаны между собой: полнота финансово-экономических, разработка максимально необходимых условий развития всех легальных секторов экономики, защита экономических интересов государства, общества и личности от внешних и внутренних угроз. Эта составляющая необходима для всех стран, охваченных глобальной экономикой. Имея сложную внутреннюю структуру, экономическая безопасность позволяет выделить три ее важных элемента: экономическую независимость, прочность и безопасность национальной экономики, способность к саморазвитию и прогрессу. Обеспечение экономической безопасности в России рассматривается в роли ведущего направления политики государства, так как без этого нет возможности решить ни одну из задач, поставленных перед страной и внутригосударственном, и в международном плане.

Экономическая безопасность - это залог свободы страны, состояние постоянства и производительности жизнедеятельности общества, результативность успеха.

1.2 Стратегии финансовой политики

В целом, политика предприятия сильно зависима от макроэкономических процессов, однако именно от инфляции особенно зависимой является её финансовая составляющая, влекущая за собой негативные изменения во всех производственно-хозяйственных процессах. Под инфляцией на макроуровне принято понимать как превышение объемов участвующей в обороте денежной массы над уровнем, необходимым для осуществления товарооборота и, влекущее за собой обесценение единицы денежной массы. На микроуровне данный процесс определяется опосредованно как рост уровня издержек производства за счет увеличения уровня цен и обесценение финансовых активов [1, c.481]. Исходя из вышесказанного, стоит определить, является ли инфляция для предприятий только негативным внешним фактором или при грамотной постановке политики из подобной ситуации возможно извлечение положительных результатов. К негативным последствиям инфляции на микроуровне принято относить: - рост общего уровня цен, влекущий за собой рост всех издержек как производственного, так и непроизводственного характера;

- обесценение капиталовложений, искажающее и затрудняющее планирование инвестиционной политики предприятия; - искажению всего анализа по оценке платежеспособности, рентабельности, финансовой устойчивости предприятия, создающему риски возможной потери объективного управления финансовым положением; - невозможности осуществления поставленной финансовым планированием политики в долгосрочной перспективе в виду частого отсутствия возможности отложения части прибыли для дальнейших капиталовложений; - занижение стоимости имущества организации, в том числе и финансовых активов, а так же дебиторской задолженности [2, c. 127]. Однако, при правильной ориентации финансовой политики предприятия возможны и положительные последствия: - обесценение кредиторской задолженности и возможность более выгодного её погашения через денежные средства с заниженной покупательной способностью; - использование финансовых инструментов, не учитывающих инфляционные изменения, для привлечения дополнительных средств, приводит к их удешевлению и возможности более эффективного их использования; - получение повышенного финансового результата в случае высокого спроса на товары и возможности увеличения на них цен более высокими, чем инфляция, темпами; - в случае умеренной инфляции создается мотивирующий фактор развития инвестиционных процессов с целью сохранения покупательной способности сбережений и др. [3]. Исходя из всего вышесказанного, стоит рассмотреть статистику инфляционных процессов для возможности дальнейшего анализа финансовых результатов и финансовой политики подавляющего большинства предприятий в России (рис. 1).


Как видно из рисунка 1, наиболее быстрый рост инфляции в РФ наблюдался с 2013 по 2015 гг., после чего начался спад и нормализация экономических процессов. В целом, можно утверждать, что инфляционные процессы в стране существуют в умеренных темпах, поэтому можно утверждать, что проведение грамотной финансовой политики предприятиями может способствовать извлечению большего числа положительных моментов, нежели отрицательных.

Однако проверим данную гипотезу через статистический анализ соотношения дебиторской и кредиторской задолженности, а так же коэффициента обеспеченности их собственными оборотными средствами, т.е. финансовой независимости, после чего рассмотрим соотношение на рынке ценных бумаг двух основных инструментов – акций и облигаций. Начнем с соотношения дебиторской и кредиторской задолженности (рис. 2).

Управление дебиторской и кредиторской задолженностью предприятия может являться одним из основных элементов управления денежным потоком предприятия. Поэтому анализ дебиторской и кредиторской задолженности необходимо осуществлять с максимальной детализацией. Управление дебиторской задолженностью является неотъемлемой частью сбытовой деятельности любого субъекта хозяйствования. Управление кредиторской задолженностью – это оптимизация суммы задолженности предприятия перед другими юридическими и физическими лицами

ГЛАВА 2. Анализ финансовой политики на совеременном этапе

2.1 Оценка современного состояния резервов федерального бюджета

Начало XXI века ознаменовалось для России высокими ценами на нефть, которые позволили не только обеспечить профицит государственного бюджета и реализацию огромного количества социальных программ, но и создание так называемого Резервного фонда, попросту говоря, подушки безопасности на «черный день».

С наступлением в 2014 году экономического кризиса оказалось, что тот самый день гораздо ближе, чем предполагалось ранее. Превышение расходной части бюджета над доходной привело к необходимости использования части средств, находящихся в Резервном фонде.


С точки зрения внешних условий развития отечественной экономики, проектировки подразумевают продолжающееся замедление темпов мирового экономического роста, в результате чего не ожидается улучшение конъюнктуры цен и спроса на товары российского экспорта. Также предполагается сохранение режима санкций на протяжении всего рассматриваемого периода. По предварительной оценке, в 2018 г. средняя цена на нефть марки Urals составит 41 долл./барр., в 2019–2021 гг. она прогнозируется на стабильном уровне в 40 долл./барр.

Таблица 2.1

Основные параметры базового варианта прогноза социально-экономического развития РФ на 2019-2021 гг

Наименование

2017

2018

2019 (прогноз)

2020 (прогноз)

2021 (прогноз)

ВВП, млрд. руб.

80804,0

82815,0

86806,0

92296,0

98860,0

Темп прироста ВВП, % к пред. году

-3,7

-0,6

0,6

1,7

2,1

Средняя цена нефти марки Urals, долл./барр.

51,2

41,0

40,0

40,0

40,0

Среднегодовой курс рубля к доллару США, руб. за долл.

60,7

67,5

67,5

68,7

71,1

Индекс потребительский цен в годовом исчислении, %

12,9

5,8

4,0

4,0

4,0

Что касается внутренних факторов, то ожидается возобновление роста российской экономики после двухлетнего спада: темп роста ВВП в 2019–2021 гг. достигнет 0,6, 1,7 и 2,1% соответственно. При умеренном номинальном росте внутреннего спроса и относительно стабильной курсовой динамике замедление инфляции до 4% в год должно благоприятно отразиться на экономическом развитии. Курс национальной валюты будет колебаться в интервале 67,5–71,1 рубля за доллар.

В целом 2018 год в законопроекте о бюджете охарактеризован как период адаптации к внешнеэкономическим вызовам 2014–2017 гг. Планируется, что на смену ему должен прийти период выхода на параметры сбалансированного развития экономики.

Основные характеристики федерального бюджета сформированы в соответствии с базовым вариантом прогноза социально-экономического развития (см. табл. 2.2).

Таблица 2.2

Основные характеристики федерального бюджета

млрд, руб

% ВВП

2017

(факт)

2018

(оценка)

2019

(проект)

2020

(проект)

2021

(проект)

2017

(факт)

2018

(оценка)

2019

(проект)

2020

(проект)

2021

(проект)

Доходы

13659

13369

13437

13989

14825

16,9

16,1

15,5

15,2

15,0

В том числе

нефтега-

зовые 

5863

4778

5029

5133

5370

7,3

5,8

5,8

5,5

5,4

ненефте-

газовые

7797

8591

8408

8856

9455

9,6

10,4

9,6

9,6

9,6

Расходы

15620

16403

16181

15978

15964

19,3

19,8

18,6

17,3

16,1

Дефицит (-/)

профицит (+)

-1961

-3034

-2744

-1989

-1139

-2,4

-3,7

-3,02

-2,2

-1,2

Ненефте-

газовый

дефицит

-7823

-7812

-7773

-7122

-6509

-9,7

-9,4

-9,0

-7,7

-6,5