Файл: Теоретическое обоснование проблемы формирования оптимальной финансовой политики, выявление значения финансовой политики в экономической теории и практике хозяйствования.pdf
Добавлен: 05.04.2023
Просмотров: 57
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1.Финансовая политика государства: понятие, содержание, задачи
1.1Особенности финансовой политики
1.2 Стратегии финансовой политики
ГЛАВА 2. Анализ финансовой политики на совеременном этапе
2.1 Оценка современного состояния резервов федерального бюджета
2.2. Проблемы имеющиеся на настоящий момент
Представляется, что дальнейшее повышение ставок по акцизам не только будет способствовать регулированию рынка алкогольной, спиртосодержащей и табачной продукции, но и позволит увеличить поступления в федеральный бюджет. Стоит отметить, что речь идет не только о продукции, производимой на территории Российской Федерации из отечественного сырья, но и созданной на базе спирта, произведенного на территории государств-членов Таможенного союза, что призвано обеспечить равные условия для всех производителей алкогольной и спиртосодержащей продукции.
К резервам роста неналоговых доходов федерального бюджета можно отнести повышение качества управления государственным имуществом, а также финансовыми резервами, функционирующими в фондовой и нефондовой формах. Это предполагает необходимость роста результативности и эффективности использования государственного имущества, а при невозможности этого передачу имущества в собственность частных лиц (приватизацию).
ГЛАВА 3. ПУТИ РЕШЕНИЯ финансовой политики России
Российское государство благодаря правильно выбранным направлениям финансовой политики на протяжении длительного периода качественно и с наименьшими потерями выходило из трудных экономических ситуаций. Последние негативные события экономики (финансовый кризис, снижение цен на нефть, продуктовое эмбарго, санкции Евросоюза) естественным негативным образом отражается на экономике Российской Федерации. Данные события привели к снижению курса рубля, стремительному уровню инфляции, росту безработицы, уменьшению ВВП, повышению ключевой ставки на 7 % годовых. Минимизация столь негативных последствий возможна лишь при проведении грамотных мероприятий финансового регулирования экономики.
На сегодняшний день существует множество и других экономических трудностей в Российской Федерации. К таковым можно отнести стремительный спад в развитии, реальное снижение доходов населения, конфликты
в экономике, падение промышленных показателей, а следовательно, уменьшение потребительского спроса. Такое положение дел находит свое отражение в неопределенности экономического развития России и провоцирует поиск подходов к решению сложившейся ситуации.
Кризис экономики представляет собой некий дисбаланс хозяйственной системы, порождающий нарушения прежде всего в деятельности экономической, что влечет к потере равновесия между спросом и предложением в результате снижения доходов населения, что подрывает устойчивость экономического развития регионов, определяющееся направлением на обеспечение нужд социума без подверженности рискам потребностей будущего поколения.
Экономическое положение страны оказалось наиболее шатким в период 2015-2017 г. Многочисленные факторы стали причиной тяжелого состояния рецессии, в том числе снижение цен на нефть, санкции ЕС, экономическое эмбарго и другие.
Современный кризис российской экономики является следствием трех основных причин:
- обострение структурных проблем российской экономики.
- напряженность отношений России и Запада, что привело к применению санкции.
- падение цен на нефть во второй половине 2014 года.
Кризис экономики России в настоящий период имеет общие черты с предшествующими дефолтами - это падение цен на нефть, являющейся основным источником доходов государства.
Ухудшение ситуации также провоцируется спадом производства, отставанием в экономическом развитии, а также проблемами с Западом, которые в настоящее время стоят особенно остро.
В последнее время отмечается рост инвестиций в нефтяную и газоперерабатывающую промышленность, показатели которых выросли в 1,8 раз. В нефтеперерабатывающей промышленности доля инвестиций составляет 47 % от всех инвестиций. Происходившие изменения в структуре инвестиций предопределили ускоренное движение России к инвестиционной структуре, характерной для страны, выполняющей роль топливно-энергетического и сырьевого придатка мировой экономики.
Однако, причинами настоящего кризиса являются не только внешние проблемы страны. Экономика России имеет прямую зависимость от импорта, что не может не вызывать беспокойства. В результате ориентации экономики России на добычу и первичную переработку природных ресурсов между сырьевыми и несырьевыми секторами Российской экономики произошёл существенный разрыв в рентабельности.
На состояние некоторых секторов экономики и крупных компаний России оказывают влияние политическая изоляция от Запада, а также ухудшение ее показателей экономики. Обесценивание рубля является основным фактором негативных событий в этой сфере. Хотя она в какой-то степени приносит пользу тем секторам, которые зависят от импорта товаров и технологий
и извлекает прибыль от экспорта, например, в энергетике, химической или металлургической промышленности, она порождает потери в зависимых от импорта отраслях экономики, которые продаются в основном на внутреннем рынке (например, в машиностроении).
Для решения экономических проблем в стране, необходимо в первую очередь определить приоритетные задачи в финансовой политике. Финансовая политика определяется совокупностью методологических принципов, практических форм организации и методов использования финансов. Важнейшими составляющими финансовой политики являются бюджетная, налоговая, инвестиционная, социальная и таможенная политика.
Распад российского финансового рынка заставил правительство незамедлительно разработать программу антикризисных действий, направленных главным образом на обеспечение стабильности банковской системы, состояние которой является непременным условием стабильности и надежности всей экономической системы России.
Государство как субъект рынка должно проводить политику по стимулированию экономического роста для того, чтобы обеспечить развитие национальной экономики по важным отраслям. Взаимосвязь между политикой государства и с бюджетно-налоговой, кредитной, сельскохозяйственной и другими видами экономической политики необходима, так как именно она сможет обеспечить достаточную устойчивость страны в условиях рынка, чтобы добиться экономического роста.
В настоящее время руководством страны реализуется план финансовой политики РФ на 2016-2018 годы. Основы этого плана были разработаны в соответствии с особенностями распределения бюджета в предыдущие годы. Политика сформирована на основании приоритетов, определенных Президентом РФ, а также указах президента и проекте бюджета на 2015 год. План распределения бюджета отличается тем, что он выражает мероприятия для обеспечения роста экономики и благосостояния граждан России. Целью создания такого плана является правильное формирование бюджета, а также составление прогнозов по развитию экономики страны.
Основные направления совершенствования в сфере финансовой политики на период 2016-2018 года были сформированы на основе прогнозов экономического и социального развития каждого региона и государства в целом.
Можно выделить такие цели финансовой политики:
- Все системы формирования регионов будут сбалансированы для эффективной работы.
- Обеспечение социальной поддержкой некоторых категорий граждан.
- Снижение расходов на отрасли промышленного хозяйства, которые не приносят ощутимых доходов.
- Полноценное финансирование больниц, учебных заведений и других государственных учреждений.
- Формирование новых видов управления бюджетом страны.
- Обеспечение открытого распределения доходов и прозрачной бюджетной системы страны.
- Создание единой информационной системы управления финансами государства.
Задачей государства выступает сокращение расходов на неэффективные отрасли хозяйства и более эффективное использование бюджетных средств. Финансовая политика 2019-2020 годов подразумевает оценку эффективности работы всех органов местного самоуправления в регионах. Задачей работников таких органов является обеспечить сбалансированность положенного им бюджета.
Бюджетная политика Российской Федерации основывается на Бюджетном Кодексе РФ и законодательных актах, регулирующих весь бюджетный процесс. Проводя бюджетную политику, государство распределяет расходы между бюджетами разных уровней, составляет структуру расходной части бюджета, выявляет источники и способы покрытия дефицита бюджета, а также составление методов управления госдолгом. От стратегии решения этих вопросов зависит социально - экономическая направленность бюджетной политики.
Формированием, прогнозированием и планированием государственного бюджета на краткосрочные и долгосрочные перспективы занимается Министерство Финансов РФ; ЦБ России обосновывает направления и параметры финансовой, денежно-кредитной и валютной политик страны, определяет меры совершенствования банковской системы; Министерство труда и социального развития РФ формирует направления развития социальных процессов, обеспечение занятости и функционирования рынка труда, политику доходов населения; Министерство по налогам и сборам определяет возможные налоговые поступления.
На период формирования бюджета с 2019 до 2020 года, приоритетами политики налоговой сферы являются:
- Создание новых производств.
- Стимулирование инвестиций в налоговую сферу.
- Проведение антикризисных налоговых мер.
- Поддержка объектов малого и среднего бизнеса.
Налоговая политика Российской федерации отвечает за формирование налоговой системы страны и своевременной и полной уплаты налогов, и регулируется Налоговым кодексом РФ. От эффективности налоговой политики зависит благосостояние казны государства, и, следовательно, уровень её экономики. Инвестиционная политика РФ связана с созданием благоприятных условий для привлечений отечественных и иностранных капиталов в реальный сектор экономики и реализуется на разных уровнях госуправления финансами. Основной задачей данной политики является создание условий для благоприятных инвестиций и постоянного притока капитала в экономику РФ и не допущения утечки капитала.
Налоговая политика направлена на увеличение поступления средств в бюджет от физических и юридических лиц. Новые положения плана формирования бюджета включают в себя информацию о росте зарплаты для рабочих до среднего по отрасли уровня, а также, о легализации выплат зарплат.
Будут проведены мероприятия по сокращению задолженности по налогам на доходы. Налоговая политика также будет направлена на такие действия:
- Оформление льгот по налогам некоторым категориям населения.
- Улучшение системы администрирования налогов бюджета.
- Налогообложение имущества физических лиц возможно только после выявления кадастровой стоимости.
- Обеспечение роста общего объема заработной платы в регионах.
- Легализация любой незарегистрированной предпринимательской деятельности.
- Борьба с населением, которое осознанно уклоняется от уплаты налогов.
Социальная политика связана в первую очередь с финансовым обеспечением прав граждан России, установленных Конституцией РФ. Данная политика охватывает следующие сферы: пенсионную, миграционную, образовательную, здравоохранения, а также др., установленные федеральными законами РФ.
Таможенная политика представляет собой некое смешение налоговой и ценовой политики, посредством которой государство ограничивает или расширяет доступ на внутренний рынок товаров и услуг, а также поощряет или сдерживает экспорт и импорт товаров и услуг из страны. Данная политика России в настоящее время, во многом зависит от политической обстановки, а также от бюджетной политики и направлена на увеличение сбора таможенных пошлин и платежей.
Однако, кроме этого, необходимо учитывать и другие важные аспекты перспектив финансовой политики.
Государственное регулирование экономических процессов должно быть направлено на восстановление оптимальных пропорций между производством, обменом, распределением и потреблением. Этой цели могут служить институты прав собственности, контрактного права, конкурентного порядка и т.д., активизация которых способна уменьшить фактор неопределенности, сократить риски и угрозы экономической, национальной безопасности государства.
Государство как субъект рынка должно проводить политику по стимулированию экономического роста для того, чтобы обеспечить развитие национальной экономики по важным отраслям. Взаимосвязь между политикой государства и с бюджетно-налоговой, кредитной, сельскохозяйственной и другими видами экономической политики необходима, так как именно она сможет обеспечить достаточную устойчивость страны в условиях рынка, чтобы добиться экономического роста.
С экономическим ростом обязан увеличиваться потенциал страны: должен происходить рост рабочей силы, а также основного и оборотного капитала. Если идет качественный экономический рост, то происходит обновление основных производственных фондов как технической базы производства, улучшается использование оборотного капитала, улучшаются условия труда работающих на предприятиях, заработная плата становится формой достойной цены (а не стоимости) рабочей силы.