Файл: Теоретическое обоснование проблемы формирования оптимальной финансовой политики, выявление значения финансовой политики в экономической теории и практике хозяйствования.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.04.2023

Просмотров: 57

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Представляется, что дальнейшее повышение ставок по акцизам не только будет способствовать регулированию рынка алкогольной, спиртосодержащей и табачной продукции, но и позволит увеличить поступления в федеральный бюджет. Стоит отметить, что речь идет не только о продукции, производимой на территории Российской Федерации из отечественного сырья, но и созданной на базе спирта, произведенного на территории государств-членов Таможенного союза, что призвано обеспечить равные условия для всех производителей алкогольной и спиртосодержащей продукции. 

К резервам роста неналоговых доходов федерального бюджета можно отнести повышение качества управления государственным имуществом, а также финансовыми резервами, функционирующими в фондовой и нефондовой формах. Это предполагает необходимость роста результативности и эффективности использования государственного имущества, а при невозможности этого передачу имущества в собственность частных лиц (приватизацию). 

ГЛАВА 3. ПУТИ РЕШЕНИЯ финансовой политики России

Российское государство благодаря правильно выбранным направлениям финансовой политики на протяжении длительного периода качественно и с наименьшими потерями выходило из трудных экономических ситуаций. По­следние негативные события экономики (финансовый кризис, снижение цен на нефть, продуктовое эмбарго, санкции Евросоюза) естественным негатив­ным образом отражается на экономике Российской Федерации. Данные собы­тия привели к снижению курса рубля, стремительному уровню инфляции, ро­сту безработицы, уменьшению ВВП, повышению ключевой ставки на 7 % го­довых. Минимизация столь негативных последствий возможна лишь при про­ведении грамотных мероприятий финансового регулирования экономики.

На сегодняшний день существует множество и других экономических трудностей в Российской Федерации. К таковым можно отнести стреми­тельный спад в развитии, реальное снижение доходов населения, кон­фликты

в экономике, падение промышленных показателей, а следовательно, умень­шение потребительского спроса. Такое положение дел находит свое отраже­ние в неопределенности экономического развития России и провоцирует поиск подходов к решению сложившейся ситуации.

Кризис экономики представляет собой некий дисбаланс хозяйственной системы, порождающий нарушения прежде всего в деятельности экономиче­ской, что влечет к потере равновесия между спросом и предложением в ре­зультате снижения доходов населения, что подрывает устойчивость экономи­ческого развития регионов, определяющееся направлением на обеспечение нужд социума без подверженности рискам потребностей будущего поколения.


Экономическое положение страны оказалось наиболее шатким в пе­риод 2015-2017 г. Многочисленные факторы стали причиной тяжелого со­стояния рецессии, в том числе снижение цен на нефть, санкции ЕС, эконо­мическое эмбарго и другие.

Современный кризис российской экономики является следствием трех основных причин:

  1. обострение структурных проблем российской экономики.
  2. напряженность отношений России и Запада, что привело к приме­нению санкции.
  3. падение цен на нефть во второй половине 2014 года.

Кризис экономики России в настоящий период имеет общие черты с предшествующими дефолтами - это падение цен на нефть, являющейся основным источником доходов государства.

Ухудшение ситуации также провоцируется спадом производства, от­ставанием в экономическом развитии, а также проблемами с Западом, кото­рые в настоящее время стоят особенно остро.

В последнее время отмечается рост инвестиций в нефтяную и газопе­рерабатывающую промышленность, показатели которых выросли в 1,8 раз. В нефтеперерабатывающей промышленности доля инвестиций составляет 47 % от всех инвестиций. Происходившие изменения в структуре инвести­ций предопределили ускоренное движение России к инвестиционной струк­туре, характерной для страны, выполняющей роль топливно-энергетиче­ского и сырьевого придатка мировой экономики.

Однако, причинами настоящего кризиса являются не только внешние проблемы страны. Экономика России имеет прямую зависимость от им­порта, что не может не вызывать беспокойства. В результате ориентации экономики России на добычу и первичную переработку природных ресур­сов между сырьевыми и несырьевыми секторами Российской экономики произошёл существенный разрыв в рентабельности.

На состояние некоторых секторов экономики и крупных компаний России оказывают влияние политическая изоляция от Запада, а также ухуд­шение ее показателей экономики. Обесценивание рубля является основным фактором негативных событий в этой сфере. Хотя она в какой-то степени приносит пользу тем секторам, которые зависят от импорта товаров и тех­нологий

и извлекает прибыль от экспорта, например, в энергетике, химической или металлургической промышленности, она порождает потери в зависимых от импорта отраслях экономики, которые продаются в основном на внутрен­нем рынке (например, в машиностроении).

Для решения экономических проблем в стране, необходимо в первую очередь определить приоритетные задачи в финансовой политике. Финан­совая политика определяется совокупностью методологических принципов, практических форм организации и методов использования финансов. Важ­нейшими составляющими финансовой политики являются бюджетная, налоговая, инвестиционная, социальная и таможенная политика.


Распад российского финансового рынка заставил правительство неза­медлительно разработать программу антикризисных действий, направлен­ных главным образом на обеспечение стабильности банковской системы, состояние которой является непременным условием стабильности и надеж­ности всей экономической системы России.

Государство как субъект рынка должно проводить политику по сти­мулированию экономического роста для того, чтобы обеспечить развитие национальной экономики по важным отраслям. Взаимосвязь между полити­кой государства и с бюджетно-налоговой, кредитной, сельскохозяйствен­ной и другими видами экономической политики необходима, так как именно она сможет обеспечить достаточную устойчивость страны в усло­виях рынка, чтобы добиться экономического роста.

В настоящее время руководством страны реализуется план финансо­вой политики РФ на 2016-2018 годы. Основы этого плана были разработаны в соответствии с особенностями распределения бюджета в предыдущие годы. Политика сформирована на основании приоритетов, определенных Президентом РФ, а также указах президента и проекте бюджета на 2015 год. План распределения бюджета отличается тем, что он выражает мероприятия для обеспечения роста экономики и благосостояния граждан России. Целью создания такого плана является правильное формирование бюджета, а также составление прогнозов по развитию экономики страны.

Основные направления совершенствования в сфере финансовой поли­тики на период 2016-2018 года были сформированы на основе прогнозов эко­номического и социального развития каждого региона и государства в целом.

Можно выделить такие цели финансовой политики:

  1. Все системы формирования регионов будут сбалансированы для эффективной работы.
  2. Обеспечение социальной поддержкой некоторых категорий граждан.
  3. Снижение расходов на отрасли промышленного хозяйства, которые не приносят ощутимых доходов.
  4. Полноценное финансирование больниц, учебных заведений и дру­гих государственных учреждений.
  5. Формирование новых видов управления бюджетом страны.
  6. Обеспечение открытого распределения доходов и прозрачной бюд­жетной системы страны.
  7. Создание единой информационной системы управления финансами государства.

Задачей государства выступает сокращение расходов на неэффектив­ные отрасли хозяйства и более эффективное использование бюджетных средств. Финансовая политика 2019-2020 годов подразумевает оценку эф­фективности работы всех органов местного самоуправления в регионах. За­дачей работников таких органов является обеспечить сбалансированность положенного им бюджета.


Бюджетная политика Российской Федерации основывается на Бюджет­ном Кодексе РФ и законодательных актах, регулирующих весь бюджетный про­цесс. Проводя бюджетную политику, государство распределяет расходы между бюджетами разных уровней, составляет структуру расходной части бюджета, выявляет источники и способы покрытия дефицита бюджета, а также составле­ние методов управления госдолгом. От стратегии решения этих вопросов зави­сит социально - экономическая направленность бюджетной политики.

Формированием, прогнозированием и планированием государствен­ного бюджета на краткосрочные и долгосрочные перспективы занимается Министерство Финансов РФ; ЦБ России обосновывает направления и пара­метры финансовой, денежно-кредитной и валютной политик страны, опре­деляет меры совершенствования банковской системы; Министерство труда и социального развития РФ формирует направления развития социальных процессов, обеспечение занятости и функционирования рынка труда, поли­тику доходов населения; Министерство по налогам и сборам определяет возможные налоговые поступления.

На период формирования бюджета с 2019 до 2020 года, приоритетами политики налоговой сферы являются:

  1. Создание новых производств.
  2. Стимулирование инвестиций в налоговую сферу.
  3. Проведение антикризисных налоговых мер.
  4. Поддержка объектов малого и среднего бизнеса.

Налоговая политика Российской федерации отвечает за формирова­ние налоговой системы страны и своевременной и полной уплаты налогов, и регулируется Налоговым кодексом РФ. От эффективности налоговой по­литики зависит благосостояние казны государства, и, следовательно, уро­вень её экономики. Инвестиционная политика РФ связана с созданием бла­гоприятных условий для привлечений отечественных и иностранных капи­талов в реальный сектор экономики и реализуется на разных уровнях госу­правления финансами. Основной задачей данной политики является созда­ние условий для благоприятных инвестиций и постоянного притока капи­тала в экономику РФ и не допущения утечки капитала.

Налоговая политика направлена на увеличение поступления средств в бюджет от физических и юридических лиц. Новые положения плана форми­рования бюджета включают в себя информацию о росте зарплаты для рабо­чих до среднего по отрасли уровня, а также, о легализации выплат зарплат.

Будут проведены мероприятия по сокращению задолженности по налогам на доходы. Налоговая политика также будет направлена на такие действия:


  1. Оформление льгот по налогам некоторым категориям населения.
  2. Улучшение системы администрирования налогов бюджета.
  3. Налогообложение имущества физических лиц возможно только по­сле выявления кадастровой стоимости.
  4. Обеспечение роста общего объема заработной платы в регионах.
  5. Легализация любой незарегистрированной предпринимательской деятельности.
  6. Борьба с населением, которое осознанно уклоняется от уплаты налогов.

Социальная политика связана в первую очередь с финансовым обеспе­чением прав граждан России, установленных Конституцией РФ. Данная поли­тика охватывает следующие сферы: пенсионную, миграционную, образова­тельную, здравоохранения, а также др., установленные федеральными зако­нами РФ.

Таможенная политика представляет собой некое смешение налоговой и ценовой политики, посредством которой государство ограничивает или расширяет доступ на внутренний рынок товаров и услуг, а также поощряет или сдерживает экспорт и импорт товаров и услуг из страны. Данная поли­тика России в настоящее время, во многом зависит от политической обста­новки, а также от бюджетной политики и направлена на увеличение сбора таможенных пошлин и платежей.

Однако, кроме этого, необходимо учитывать и другие важные аспекты перспектив финансовой политики.

Государственное регулирование экономических процессов должно быть направлено на восстановление оптимальных пропорций между производством, обменом, распределением и потреблением. Этой цели могут служить инсти­туты прав собственности, контрактного права, конкурентного порядка и т.д., ак­тивизация которых способна уменьшить фактор неопределенности, сократить риски и угрозы экономической, национальной безопасности государства.

Государство как субъект рынка должно проводить политику по сти­мулированию экономического роста для того, чтобы обеспечить развитие национальной экономики по важным отраслям. Взаимосвязь между полити­кой государства и с бюджетно-налоговой, кредитной, сельскохозяйствен­ной и другими видами экономической политики необходима, так как именно она сможет обеспечить достаточную устойчивость страны в условиях рынка, чтобы добиться экономического роста.

С экономическим ростом обязан увеличиваться потенциал страны: должен происходить рост рабочей силы, а также основного и оборотного капитала. Если идет качественный экономический рост, то происходит об­новление основных производственных фондов как технической базы произ­водства, улучшается использование оборотного капитала, улучшаются условия труда работающих на предприятиях, заработная плата становится формой достойной цены (а не стоимости) рабочей силы.