Файл: Построение организационных структур (О ОО «ФММР»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.04.2023

Просмотров: 106

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность темы. На предприятии организация системы управления сводится, главным образом, к формированию ее структуры, распределению функций и задач между отдельными звеньями, установлению эффективной системы информационных связей между звеньями, уровнями и подсистемами управления. Динамичность рыночных условий приводит к необходимости построения гибкой системы экономического управления. Формирование структуры управления осуществляется с учетом множества факторов. Поэтому особую актуальность приобретают изменения и тенденции в развитии структур управления современных предприятий на современном этапе.

Конечным результатом эффективной организационной структуры управления предприятием является повышение его эффективности в целом. Предприятие может увеличивать свою производительность, улучшая способы комбинирования производственных ресурсов. Поэтому эффективность его работы существенно зависит от организационной структуры управления.

В современной экономической науке нет однозначного подхода к сущности и содержанию организационной структуры управления, а также недостаточно проработаны вопросы ее проектирования и оценки.

Таким образом, возникает потребность в методах оценки организационной структуры управления предприятием с целью повышения его эффективности. Это и свидетельствует об актуальности темы данного исследования.

Степень разработанности проблемы. Вопросами совершенствования структуры управления в отечественной и зарубежной литературе занимались такие авторы как А. К. Семенов, А. К. Набоков, В. И. Набоков, Л. А. Сорокина, Б. Е. Токарев, О. Б. Угурчиев, З. М. Бероева, И. Ворст, В. А. Ден, А.О. Шевченко и др. В их работах раскрыты вопросы эффективного управления предприятием, а также роли системы кадрового управления в построении эффективных оргструктур на современных предприятиях.

Цель исследования – рассмотрение системы построения организационной структуры управления предприятием ООО «ФММР».

Для реализации цели работы необходимо решить следующие задачи:

  1. рассмотреть понятие, сущность организационной структуры;
  2. изучить основные типы организационных структур управления;
  3. исследовать методы проектирования и совершенствования организационных структур управления;
  4. исследовать недостатки организационной структуры управления предприятием;
  5. предложить проектирование новой организационной структуры управления на предприятии;
  6. рассчитать экономическую эффективность оптимизационных решений.

Объект исследования – организационная структура ООО «ФММР».

Предмет исследования – процесс изменения организационной структуры и введения новых должностей предприятия.

Теоретико-методологическая основа исследования представлена следующими методами исследования.

Индукция и дедукция – используются при первоначальной обработке исходных данных и составлении связей между факторами исследования.

Анализ и синтез – применяется для оценки организационной структуры, что позволяет получить наиболее достоверную картину управленческой ситуации в изучаемой компании.

Экономическое прогнозирование – применяется для оценки окупаемости и вероятной эффективности проекта, предложенного в практической части исследования.

Структура работы определяется целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.

ГЛАВА 1. О теоретических аспектах управления организационной структурой предприятия

1.1 Понятие, сущность и организационной структуры управления

Организационной структурой управления предприятием является упорядоченная совокупность органов управления деятельностью предприятия и совокупность всех отношений, возникающих в процессе осуществления управления и связей между подразделениями. К элементам структуры управления относятся отделы и службы, отдельные работники, различные звенья, составляющие аппарат управления. Отношения между составными элементами структуры управления поддерживаются благодаря коммуникационным связям, которые разделены на вертикальные и горизонтальные связи [30]. Связи между элементами структуры управления приведены на рисунке 1.

Рис. 1. Классификация связей между элементами организационной структуры управления предприятия [27]

Вертикальные связи предполагают взаимодействие между руководителями и подчиненными. Горизонтальные связи предполагают взаимодействие равноправных элементов. Виды отношений внутри организации аналогичны типу построения структуры ее управления:


‒ линейные отношения (отношения в организации между руководителями и их сотрудниками в подчинении);

‒ функциональные отношения (отношения специалиста, уполномоченного выполнять определенные задачи и функции в рамках всего предприятия в целом и других его членов);

‒ отношения управленческого аппарата (имеют место в случае представления чьих-либо прав и полномочий, должностные обязанности при этом состоят в том, чтобы предоставлять рекомендации, советы) [23].

Структура управления серьезным образом влияет на все стороны управления, так как связана с ключевыми понятиями менеджмента (цели, функции, процесс, механизм, функционирование, полномочия людей), поэтому менеджеры всех уровней уделяют огромное внимание таким направлениям, как: принципы и методы формирования структур; выбор типа или комбинаций типов структур; изучение тенденций их построения; оценка их соответствия решаемым целям и задачам. Элементы структуры управления приведены на рисунке 2.

Рис. 2. Элементы организационной структуры управления предприятия [20]

Первичная группа ‒ коллектив работников управления, у которого есть общий руководитель, но нет подчиненных. Структура управления должна отражать цели и задачи предприятия, быть подчиненной производству и меняться вместе с ним.

Она должна отражать функциональное разделение труда и объем полномочий работников управления (последние определяют политика, процедуры, правила и должностные инструкции, они расширяются в направлении более высоких уровней управления). Полномочия руководителей ограничивают факторы внешней среды, уровень культуры и ценностные ориентации, принятые традиции и нормы.

Структура управления должна удовлетворять множеству требований, которые отражают ее значение для менеджмента, что учитывается в принципах проектирования организационной структуры управления, приведенных на рисунке 3.

Рис. 3. Принципы проектирования организационной структуры управления [16]

Важнейшие требования, которым должна удовлетворять ОСУ, приведены на рисунке 4. Устойчивость структуры управления должна быть обоснована ее неизменностью при любом внешнем воздействии, ОСУ должна оставаться целостной.

Изменение во внешних условиях функционирования предприятия ведет к необходимости преобразований стратегии предприятия, что ведет далее к изменениям самих организационных характеристик и, в итоге, преобразованию подвергается организационная структура предприятия. Среди наиболее часто встречающихся организационных структур выделяют технологические, финансовые, производственные, информационные и социальные виды структур управления.


Рис. 4. Основные требования к организационной структуре управления [12]

Разнообразие таких структурных срезов при одной и той же системы управления определяет установления между ними определенных отношений. Организационная структура управления предприятиям срeди этих взаимосвязанных структур будет находиться на особом месте. Именно в ее функции входит упорядочивание взаимодействий всех элементов деятельности для получения интегрального эффекта в достижении поставленной цели, создает организованное целое. Возможные современные принципы преобразований организационных структур управления приведены в Приложении А.

1.2 Основные типы организационных структур управления

Среди основных типов организационных структур управления линейная, функциональная и различные их модификации. Рассмотрим их более подробно.

Линейная организационная структура управления – самая простоя и понятная. В случае такой организационной структуры при каждом управленческом подразделении находится свой руководитель, который обладает полномочиями, необходимыми для осуществления процесса управления данной системы и осуществляет этот процесс в единоличном виде над всеми работниками, находящимися в его подчинении. При линейной организационной структуре руководителя нужно обладать знаниями одновременно по всем функциям деятельности своего подразделения. Управленческие решения при линейной организационной структуре передаются по цепочке, в направлении сверху-вниз [17].  Со­подчиненность руководителей из всех уровней управления по вертикали, которые ведут администра­тивное и функциональное управление изображена на рисунке (рис. 5).

Рис. 5. Пример линейной организации структуры управления [8]

Логически линейная структура управления является самой стройной, но в постоянно преобразующихся динамичных внешних условиях современно существующих предприятий она демонстрирует самую низкую гибкость.

К плюсам линейной ОСУ можно отнести следующие факты: процесс управления четкий и простой; действия исполнителей согласованны; решения принимаются быстро; каждый руководитель за конечный результат несет личную ответственность [3].


Вместе с тем, такой оргструктуре присущи многие недостатки.

  1. Власть в большом объеме сосредоточена в верхних уровнях управления.
  2. Руководителю необходимо обладать очень большим объемом знаний и информации о всех функциях управления и сферах деятельности, которые осуществляются в подчиненном ему подразделении.
  3. Руководство перезагружено информацией, так как линейная ОСУ подразумевает осуществление множества множество контактов, как с подчиненными, так и с вышестоящими руководителями.
  4. Звенья, занимающиеся разработкой и планировкой решений, отсутствуют [2].

Линейные структуры управления предприятиями в настоящее время в чистом виде почти нигде не встречаются, кроме армии, где подобная структура управления необходима для функционирования низших уровней армейских организаций. Другим примером использования линейных ОСУ могут быть мелкие фирмы, осуществляющими простые производства при отсутствии объемных кооперационных связей между предприятиями [6].

В случае роста масштабов производства больше, растет объем необходимых для решения проблем, растет и технический, и организационный уровень предприятия, количество возможных связей возрастает [9]. Функциональная организационная структура управления — это довольно традиционная организационная структура, или классической, потому что она была первой структурой управления, которую изучили в свое время и преобразовали к современным условиям рынка. Ее сущность состоит в том, что выполнение конкретных функций по конкретным вопросам возлагаются только на специалистов [11].

Специалисты конкретного профиля объединяются в структурные подразделения и могут разрабатывать решения, которые обязательны для исполнения в производственных подразделениях. Общая задача управления организацией разделяется, беря начало на среднем уровне, по критерию функциональности.

Каждый орган управления или исполнитель специализирован на выполнении отдельных видов деятельности [32]. Таким образом, присутствует штат специалистов, которые имеют высокую компетенцию в своей области и отвечают за определенное направление деятельности (рис. 6). 

Рис. 6. Схема функциональной организационной структуры [18]

Среди преимуществ функциональной ОСУ следующие:

  1. большая компетентность специалистов, которые отвечают за осуществление конкретных функций;
  2. линейные руководители освобождены от решения вопросов специализированных областей;
  3. более меньшие потребности в специалистах более широкого профиля;
  4. программирование и стандартизация явлений и процессов;
  5. исключение возможности дублирования в проведении управленческих функций [21].