Файл: Анализ конкурентов на рынке и определение собственной конкурентоспособности (на примере конкретной организации).pdf
Добавлен: 05.04.2023
Просмотров: 135
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЦЕНКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1 Сущность и роль конкуренции в развитии рыночной экономики
1.2 Факторы и показатели оценки конкурентоспособности
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ КОМПАНИИ ОАО «РОСТЕЛЕКОМ» И ПУТИ ЕЕ ПОВЫШЕНИЯ
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия. SWOT-анализ
Для бурного развития перспективных услуг необходимо оптимальное построение сети связи и вливание инвестиционных вложений в ближайшие два года, чтобы не упустить наиболее привлекательные сегменты рынка по абонентам, готовым оплачивать высокотехнологичные услуги.
Окупаемость вложений оценивается в 3 года, при этом приблизительный срок службы оборудования - 5 лет, устаревания технологии - 4 года. При условии модернизации сети и отвлечения на сеть фиксированной связи небольших инвестиций в долгосрочной перспективе можно ориентироваться на рынки услуг высоких технологий с постоянным вливанием в данный сегмент рынка денежных средств за счет получаемых доходов. Это дает возможность в долгосрочной перспективе сделать упор на динамичных рынках и предоставлять услуги с небольшим жизненным циклом (менее 5 лет) с максимальной прибыльностью для ОАО «Ростелеком».
Инвестиционный потенциал является основой для развития инновационного потенциала и реализации ключевых инновационных проектов. Вложения в инновационные технологии предполагают обеспечение необходимого роста технической архитектуры в целях бесперебойного функционирования существующих программных продуктов под растущий объем обрабатываемой информации.
Исследование организации показало, что телекоммуникационная отрасль характеризуется постепенным насыщением либо замедлением темпов роста основных рынков и обеспечение конкурентоспособности в долгосрочной перспективе возможно только за счет выхода на новые смежные рынки.
Конкурентоспособность у топ-менеджмента ОАО «Ростелеком» находится в зоне особого внимания, так как именно она является основой стратегического развития и залогом успешного развития в будущем. В настоящее время наиболее перспективным считается развитие таких услуг, как:
1. Развитие интернет - сервисов, направленных на монетизацию трафика, продажу дополнительных услуг широкополосного доступа.
2. Разработка технических решений и вывод на рынок сервисов по мониторингу и управлению жизнеобеспечивающими функциями для предприятий и частного сектора (видеонаблюдение, сигнализация, автоматическое считывание показаний приборов учета и т.п.).
3. Развитие услуг интеграционного обслуживания корпоративных клиентов по всему комплексу телекоммуникационных, информационных и программных продуктов, необходимых заказчику.
В качестве интегрального критерия эффективности использования стратегического потенциала можно рассматривать показатели финансового потенциала для филиала в Республике Мордовия ОАО «Ростелеком», которые свидетельствуют о достигнутом компанией устойчивом финансовом положении, создающим дополнительные предпосылки для дальнейшего роста бизнеса в новых условиях: обладая большим объемом свободных финансовых ресурсов, ОАО «Ростелеком» имеет возможность адекватно реагировать на рыночные изменения и обеспечивать достижение выбранных стратегических целей.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что управление трансформацией стратегического потенциала организации представляет собой совокупность действий менеджмента, направленных на приспособление организации к требованиям внешней среды, а также – на активное воздействие на внешнюю среду с целью создания благоприятных условий для компании. Целью данного процесса является повышение конкурентоспособности и эффективности функционирования организации, а средством достижения служит увеличение результативности использования его стратегического потенциала.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Целью данной работы являлось изучение конкурентоспособности компании ОАО «Ростелеком».
Основными конкурентами компании ОАО «Ростелеком» являются: Эр-телеком, GoldenTelecom, «Межрегиональный Транзит Телеком».
Результаты проведенного анализа позволяют сделать вывод о том, что ОАО «Ростелеком» конкурентоспособная компания. Однако необходимо уделить внимание продвижению на рынке, что в свою очередь является следствием непрофессионализма руководства, ценам и рекламе. Руководство компании должно уделить внимание повышению уровня этих критериев, дабы иметь еще более устойчивую позицию на рынке. А самое главное, руководству повысить качество обслуживания.
Проведя анализ конкурентоспособности компании ОАО «Ростелеком» были выявлены следующие недостатки: ОАО «Ростелеком» является довольно конкурентоспособной организацией, неплохо функционирующей на рынке, но не занимает лидирующих позиций; недостаточная компетентность руководства в области маркетинга. Определение новых рынков сбыта, новых потребителей продукции, проведение исследований рынка, повышение конкурентоспособности организации выполняется интуитивно, разрозненно и несогласованно.
По итогам исследования с целью повышения конкурентоспособного состояния компании были предложены следующие мероприятия: разработка мероприятий по повышению качества обслуживания; проведение эффективной маркетинговой политики; развитие корпоративного имиджа.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
- Азоев Г.П. Конкуренция: анализ, стратегия и практика./ Г.П. Азоев - М.: Центр экономики и маркетинга, 2009. – 119 с.
- Арбатская, Е. А. Подходы к оценке конкурентоспособности предприятия / Е. А. Арбатская // Известия ИГЭА. - 2012. - №1. – С. 118-121.
- Антипов Ю. Инновационная деятельность как фактор конкурентоспособности фирмы // Маркетинг и маркетинговые исследования. – 2013. - № 3 (89). – С. 212-221.
- Багиев Г.Л., Тарасевич В.М., АннХ. Маркетинг: Учебник для вузов. — 3-е изд., перераб. и доп. — СПб.: Питер, 2009. – 467 с.
- Бедненко, Т.Е. Управление затратами как фактор повышения конкурентоспособность предприятия / Т.Е. Бедненко. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://marketing.perm.ru/.
- Богомолова, И.П. Анализ формирования категории конкурентоспособность как фактора рыночного превосходства экономических объектов / И.П. Богомолова. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.mavriz.ru/articles/
- Бринкер С. Chief Marketing Technologist. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.chiefmartec.com
- Вагнер В. Традиционные медиа против социальных // Маркетинговые решения. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://vwmarketingsolutions.ca/2011/11/traditional-media-vs-social-media
- Голубков Е.П. Изучение конкурентов и завоевание преимуществ в конкурентной борьбе [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.cfin.ru/press/marketing/1999-2/04.shtml
- Демченко А. О. Роль технологических инноваций в стратегии развития предприятия // Известия Санкт-Петербургского университета экономики и финансов. - 2014. - № 2. - С. 93-96.
- Жемчугов М. К. Жизненный цикл организации//Проблемы экономики и менеджмента. — 2012. — №9. – С. 67-74.
- Зайцев Л.Г. Стратегический менеджмент: учебник. / Л.Г. Зайцев, М.И. Соколова. – М: экономичность, 2009. – 416 с.
- Конина, Н. Ю. Конкурентоспособность фирмы в глобальном мире / Н. Ю. Конина. - Москва: Проспект, 2012. – 361 с.
- Конкурентоспособность предприятия (фирмы): учебное пособие / А.К. Александров и др. – Минск - Москва: Новое знание: ИНФРА-М, 2013. – 284 с.
- Куренная, В.В. Обеспечение конкурентоспособности продукции предприятия: теория и практика / В.В. Куренная, С.В. Аливанова // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета = Polythematic online scientific journal of Kuban State Agrarian University. - 2013. - Т. 89. - № 89-89 (09). - С. 1296-1310.
- Лоскутова, М.В. Анализ теорий конкуренции и конкурентоспособности / М.В. Лоскутова // Социально-экономические явления и процессы. - 2011. - № 9. - С. 101-106.
- Макаров, А.В. Применение теорий и моделей конкурентоспособности при разработке стратегии диверсификации предприятия / А.В. Макаров, А.Р. Гарифулин // Вестник УрФУ. Серия: Экономика и управление. - 2011. - № 6. - С. 22-35.
- Мошнов В.А. Комплексная оценка конкурентоспособности предприятия [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.cfin.ru/management/strategy/estimatecompetitiveness.shtml
- Оганесян А.С. Анализ и управление эффективностью рекламы / А.С. Оганесян, И.А. Оганесян. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.mavriz.ru/articles/2003/3/63.html
- Просветов Г. И. Конкуренция. Задачи и решения; Альфа-Пресс, 2012. - 344 c.
- Салихов, В. А. Конкурентоспособность предприятий: учебное пособие / В. А. Салихов. - Новокузнецк: НФИ КемГУ, 2011. – 161 с.
- Стародубцева Е. А. К вопросу о трактовке понятия «конкурентоспособность предприятия» / Е. А. Стародубцева // Известия ИГЭА. - 2011. - №4. – С. 132-135.
- Тернер Дж., Кетел Дж. Чего действительно хотят потребители? // Электронная презентация. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.cultureoffuture.com
- Фасхиев Х.А. Как измерить конкурентоспособность предприятия / Х.А. Фасхиев, Е.В. Попова. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.dis.ru/market/arhiv/2003/4/8.html
- Философова Т. Г., Быков В. А. Конкуренция. Инновации. Конкурентоспособность; Юнити-Дана - Москва, 2014. - 296 c
- Чекун И. Логистика как способ повышения конкурентоспособности предприятия / И. Чекун. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.big.spb.ru/publications/other/logistics/log_sposob_up_konkur.shtml
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
SWOT анализ компании ОАО «Ростелеком»
Сильные потенциальные внутренние стороны |
Внешние потенциальные возможности фирмы |
полная компетентность в ключевых вопросах; наличие финансовых ресурсов; хорошее впечатление, сложившееся об услугах у покупателей; один из лидеров рынка; наличие стратегии; сильные конкурентные позиции на рынке; более низкие издержки (по сравнению с конкурентами); широкий спектр предоставляемых услуг. |
расширения рынка; расширения ассортимента услуг; повышение качества предоставляемых услуг; повышение качества обслуживания в офисах; изменение потребностей покупателей; рост потребности в услугах связи; усиление конкурентной позиции фирмы; рост отрасли по оказанию услуг связи. |
Слабые потенциальные внутренние стороны |
Потенциальные внешние угрозы |
низкая доля рынка; просчеты и неэффективность менеджмента; внутренние организационные и технические проблемы; - неэффективная организационная структура; недостаточный уровень маркетинговой деятельности; неудовлетворительная организация маркетинговой деятельности; |
наличие более эффективно действующих конкурентов; рост продаж товаров конкурентных фирм; медленный рост рынка; неблагоприятное изменение курсов валют или таможенной политики правительства; сокращение спроса на услуги связи; падение платежеспособности покупателей. растущая требовательность покупателей и поставщиков; изменение потребностей и вкусов покупателей; неблагоприятные демографические изменения. |
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Организационные решения для компании
ОАО «Ростелеком»
Решение |
Описание |
1 |
2 |
Разделение предприятия на два дивизиона: «технологический» и «бизнес», при этом «бизнес»-дивизион является заказчиком по отношению к «технологическому» дивизиону в качестве держателя инвестиционного бюджета предприятия |
Границы ответственности «технологического» дивизиона по отношению к уровням сети могут быть определены как «опорная базовая сеть – транспорт – коммутация – мультисервисные узлы доступа».Границы «бизнес»-дивизиона по отношению к уровням сети могут быть определены как «распределительная сеть – последняя миля – абонентские устройства». |
«Бизнес»-дивизион покупает ресурсы и трафик у «технологического» дивизиона, тем самым создавая горизонтальное звено хозрасчета на уровне предприятия. Задача «технологического» дивизиона определяется как выполнение заказа «бизнес»-дивизиона с минимальными инвестиционными и операционными издержками, при этом разница между стоимостью заказа «бизнес»-дивизиона и операционными издержками на его исполнение остается в распоряжении «технологического» дивизиона. В случае реализации указанного подхода и при сохранении в организационной структуре макрорегионального деления «технологический» дивизион на уровне макрорегиона является одноуровневым, а «бизнес»-дивизион – двухуровневым, где низовым звеном является районный узел связи |
|
Переход на двухуровневую структуру управления по вертикали в звене «макрорегион – районный узел связи» с одновременной передачей максимума возможных полномочий и самоуправления низовым структурам предприятия |
При этом ликвидируется управленческое звено на уровне региона, что немедленно приводит как к сокращению численности управленческого персонала предприятия, так и к быстрому прохождению управляющих сигналов сверху и отклика и предложений снизу. Тем самым восстанавливается замкнутый контур управления предприятием (обратная связь), который в многоуровневой системе управления наиболее подвержен разрушению |
Введение ключевого изменения в системе управления, мотивации и бюджетирования предприятия, а именно переход низовых звеньев управления (районных узлов связи) на внутренний хозрасчет |
При этом должна произойти консолидация низовых звеньев между собой для достижения приемлемого уровня самоокупаемости объединенной единицы (консолидация может происходить как под управлением макрорегионального уровня, так и на принципах самоорганизации) |
Изменение системы бюджетирования предприятия, а также организация казначейского управления бюджетом и казначейского финансирования подразделений с учетом перехода низовых звеньев управления на внутренний хозрасчет |
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Матрица SWOT-анализа ОАО «Ростелеком»
Возможности: |
Угрозы: |
|
|
|
|
Сильные стороны: |
«Сила и возможности» |
«Сила и угрозы» |
|
- хорошая репутация организации у потребителей, сильные конкурентные позиции, хороший ассортимент и доступные цены при хорошей рекламе и стимулировании позволит завоевать большую долю рынка и увеличить продажи; - постоянное повышение квалификации персонала и хорошая организация их труда позволит увеличить продажи и расширить сеть продаж |
-высокое качество услуг связи и обслуживания позволит удовлетворить самых взыскательных потребителей и не уступать конкурентам. -при снижении уровня жизни придётся немного снизить цены, чтобы удержать покупателей, - эффективное использование производственных и офисных помещений на основе логистических принципов позволит снизить затраты и повысить эффективность работы предприятия; - опыт работы и отлаженные партнерские отношения позволят выдерживать натиск конкурентов. |
Слабые стороны: |
«Слабость и возможность» |
«Слабость и угрозы» |
Продолжение приложения 3
|
- организация системы сбыта может быть существенно улучшена за счет активизации маркетинговой деятельности; - при увеличении объема продаж потребуется расширение предприятия (увеличение финансовых ресурсов, численности персонала, торговых площадей и пр.) - улучшение маркетинговой деятельности позволит достичь лучших и более быстрых результатов по расширению рынка, увеличению доли рынка |
- отсутствие четкого стратегического направления может привести к потере части клиентов и доли рынка. -сужение ассортимента может сказаться на изменении покупательских предпочтений. - увеличение издержек и повышение цен на услуги связи может привести к снижению объемов потребления и снижению объемов продаж. |
-
Богомолова, И.П. Анализ формирования категории конкурентоспособность как фактора рыночного превосходства экономических объектов / И.П. Богомолова. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.mavriz.ru/articles/ ↑
-
Голубков Е.П. Изучение конкурентов и завоевание преимуществ в конкурентной борьбе [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.cfin.ru/press/marketing/1999-2/04.shtml ↑
-
Азоев Г.П. Конкуренция: анализ, стратегия и практика./ Г.П. Азоев - М.: Центр экономики и маркетинга,2009. – С. 9. ↑
-
Салихов, В. А. Конкурентоспособность предприятий: учебное пособие / В. А. Салихов. - Новокузнецк: НФИ КемГУ, 2011. – С. 36. ↑
-
Салихов, В. А. Конкурентоспособность предприятий: учебное пособие / В. А. Салихов. - Новокузнецк: НФИ КемГУ, 2011. – С. 36. ↑
-
Салихов, В. А. Конкурентоспособность предприятий: учебное пособие / В. А. Салихов. - Новокузнецк: НФИ КемГУ, 2011. – С. 37. ↑
-
Фасхиев Х.А. Как измерить конкурентоспособность предприятия / Х.А. Фасхиев, Е.В. Попова. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.dis.ru/market/arhiv/2003/4/8.html ↑
-
Арбатская, Е. А. Подходы к оценке конкурентоспособности предприятия / Е. А. Арбатская // Известия ИГЭА. - 2012. - №1. – С. 118. ↑
-
Арбатская, Е. А. Подходы к оценке конкурентоспособности предприятия / Е. А. Арбатская // Известия ИГЭА. - 2012. - №1. – С. 118. ↑
-
Там же. ↑
-
Богомолова, И.П. Анализ формирования категории конкурентоспособность как фактора рыночного превосходства экономических объектов / И.П. Богомолова. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.mavriz.ru/articles/ ↑
-
Там же. ↑
-
Голубков Е.П. Изучение конкурентов и завоевание преимуществ в конкурентной борьбе [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.cfin.ru/press/marketing/1999-2/04.shtml ↑
-
Там же. ↑
-
Там же. ↑
-
Конкурентоспособность предприятия (фирмы): учебное пособие / А.К. Александров и др. – Минск - Москва: Новое знание: ИНФРА-М, 2013. – С. 99. ↑
-
Конкурентоспособность предприятия (фирмы): учебное пособие / А.К. Александров и др. – Минск - Москва: Новое знание: ИНФРА-М, 2013. – С. 99. ↑
-
Конкурентоспособность предприятия (фирмы): учебное пособие / А.К. Александров и др. – Минск - Москва: Новое знание: ИНФРА-М, 2013. – С. 99. ↑