Файл: Роль мотивации в поведении организации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.04.2023

Просмотров: 58

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Сегодня большинство российских предприятий и организаций стремятся активно перенимать опыт западных стран в области стратегического менеджмента. Но, при этом, зачастую, при выработке стратегии упускают из виду такой важный критерий успеха, как взаимосвязь между стратегическим планированием и мотивацией персонала предприятия.

Для того чтобы побудить человека к эффективному выполнению трудовых функций, необходимо понимать его мотивацию. Если знать, что движет человеком, что способно побудить его к деятельности, какие мотивы лежат в основе его действий, можно попробовать заняться разработкой эффективной системы форм и методов управления им. В свою очередь, это требует наличия определенных знаний о том, каким образом могут возникнуть или вызваться те или другие мотивы, как и с помощью каких способов мотивы можно привести в действие, как происходит процесс мотивирование людей.

Основная роль мотивации в процессе выполнения работниками предприятия своих функциональных обязанностей состоит в том, что она позволяет определить усилия человека, оказывает влияние на степень его стараний, настойчивости, ответственности и добросовестности. Высокий уровень мотивация сотрудников предприятия является важнейшим условием эффективности её деятельности, так как она позволяет создать у сотрудников настрой на работу с высокой степенью отдачи, повышает у них заинтересованность в положительных конечных результатах совместной деятельности.

Мотивация представляет собой один из наиболее трудно предсказуемых элементов при разработке стратегии предприятия. Это связано с тем, что персонал является «живым» ресурсом, у которого есть собственное мнение, способность сопротивляться изменениям и препятствовать достижению динамического равновесия, в случае недостаточной мотивированности. Поэтому в современных рыночных условиях серьезное внимание необходимо уделять вопросам, связанным с созданием на предприятиях и в организациях современной системы мотивации, направленной как на достижение максимальных экономических результатов, так и на развитие потенциальных возможностей каждого сотрудника.

Целью данной работы является анализ и разработка мероприятий по повышению эффективности мотивационной политики предприятия МУ «Альянс».

Объектом исследования является предприятие МУ «Альянс».

В качестве предмет исследования выступает сложившаяся на исследуемом предприятии система мотивации персонала.


Для реализации поставленной цели требуется решить следующие задачи: исследование теоретических аспектов мотивации как функции управления организацией; определение роли мотивации в системе стратегического управления кадрами предприятия; проведение комплексного анализ деятельности исследуемого предприятия, в том числе оценка эффективности существующей мотивационной политики; разработка проекта мероприятий по совершенствованию мотивационной политики как фактора успешной реализации стратегии предприятия МУ «Альянс».

Методологической и теоретической основой исследования, а также источниками информации являются: отечественная и зарубежная литература, средства массовой информации, интернет-ресурсы.

Структура работы обусловлена ее целью и задачами, которые решались в процессе проведения исследования. Она состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников.

1. Теоретические аспекты системы мотивации персонала

1.1 Сущность и содержание процесса мотивации персонала

Мотивация представляет собой побуждение к деятельности направленное на удовлетворение ряда потребностей, активизация внешних и внутренних сил, которые формируют поведение. Данный процесс иллюстрирует сложную взаимосвязь между внутренним психическим состоянием, различными внешними обстоятельствами и поведением [13, с. 152].

Мотивации работников должно отдаваться ключевое место в процессе построения системы управления трудовыми ресурсами на предприятии, так как именно данная категория представляет собой основу, посредством которой формируется их поведение.

Главной задачей при управлении персоналом является достижение максимальной направленности сотрудников на достижение организационных целей, наличие возможности соединить интересы конкретного работника и предприятия в целом.

С усложнением содержания труда и ростом его интенсивности, повышением уровня образования и социальных ожиданий работников значительно усиливается значение мотивации как функции менеджмента, усложняется процесс реализации данного вида управленческой деятельности [4, с.14].


«Мотивация» (мотив) происходит от греческого слова «motiv» и от латинского «movo» – двигаю [8, с. 12].

Существует большое количество разнообразных интерпретаций термина «мотивация». Наиболее распространенные определения понятия «мотивация» описаны в таблице 1.

Таблица 1

Определения понятия «мотивация»

Автор

Определение мотивации

Лукашевич В.В.

Мотивация – это процесс побуждения человека к действиям, направленный на достижение его личных целей и целей организации [20, с. 98]

Владимирова Л.П.

Мотивация – это состояние личности, которое определяет уровень активности и направленность действий человека в определенной ситуации. Стимулирование – это средство осуществления мотивирования [9, с. 113].

Герчиков В.И.

Мотивация представляет собой ключевую составляющую самосознания работника, которая определяет его отношение и поведение в труде, его реакции на конкретные условия работы [12, с. 178].

Верхоглазенко В.

Мотивация – это внутренний психический механизм человека, обеспечивающий опознание предмета, который соответствует потребностям и стимулирует поведение, направленное на присвоение данного предмета (если он соответствует потребности). Стимулирование труда – воздействие на человека с использованием потребностно-значимого для него внешнего предмета (объекта, условий, ситуации), побуждающего его к конкретным действиям [6, с. 23].

Епифанов А.А.

Мотивация трудовой деятельности – это процесс побуждения человека к достижению трудовой цели организации посредством внутриличностных и внешних факторов [15, с. 83].

Федосеева В.Н.

Мотивация – это комплекс внутренних и внешних движущих сил (мотивов), которые побуждают человека к деятельности для достижения выдвинутых целей [26, с. 158].

Источник: разработано автором

Сегодня для всех становится очевидным, что в качестве первостепенного ресурса любого предприятия выступают его работники. Но еще не все руководители до конца осознают, насколько трудно осуществлять управление таким ресурсом. Основной задачей менеджера является максимально эффективное использование возможностей персонала. Насколько бы правильными и грамотными не были решения руководства, эффект от них можно получить только при удачном их воплощении работниками предприятия. Что будет реально только тогда, когда все сотрудники максимально заинтересованы в результатах своей деятельности, что, в свою очередь, выступает ключевым аспектом мотивирования персонала.


Как показывает практика, навыки сотрудника не принесут результата, если он не заинтересован в нем. Основной сложностью здесь выступает оценка способностей работника к выполнению поставленных перед ним задач, а также степени его мотивированности для их реализации.

Стимулирование труда как способ возникновения мотивов базируется на наличии права выбора работником определенного поведения с учетом его интересов [21,с. 114].

Основная цель мотивации - выработка совокупности критериев, которые побуждают человека к реализации действий, ориентированных на достижение цели с максимально возможным эффектом.

В качестве основных задач мотивации персонала выступают следующие (рисунок 1):

Рисунок 1. Основные задачи мотивации персонала

Источник: [17, с. 122]

Далее более подробно рассмотрим сущность каждой из выделенных задач.

1. Привлечение персонала в организацию. В процессе привлечения трудовых ресурсов, необходимых для решения стратегических задач, предприятия, как правило, вступают в достаточно жесткую конкурентную борьбу друг с другом. Исходя из этого, система мотивации должна быть конкурентоспособной относительно тех категорий сотрудников, которые необходимы предприятию.

2. Сохранение сотрудников в организации и обеспечение их лояльности. Если система поощрений, сложившаяся на предприятии не удовлетворяет работников или рынок предлагает более перспективные условия и возможности, то это может привести к масштабной утечке кадров. С целью предотвращения ухода сотрудников, руководители должны обеспечить конкурентоспособность системы мотивации. Наиболее важным фактором, который оказывает влияние на удержание работника в организации, является высокая степень удовлетворенности его работой. В свою очередь, степень удовлетворенности зависит от: содержания работы; престижности профессии; оплаты; возможности карьерного роста; наличия высококвалифицированных руководителей (способных оказать как техническую, так и моральную поддержку; выстроить хорошие личные отношения с сотрудниками); сослуживцев (должны обладать высокой степенью технической грамотности и возможностью социальной поддержки); условий работы. При отсутствии или недостаточном проявлении какого-либо одного или нескольких факторов необходимо компенсировать их за счет других, правда, исходя из практики, сделать это можно лишь частично.

3. Стимулирование производительного поведения. После набора и создания соответствующих условий по удержанию на работе потенциально сильных сотрудников, менеджеру следует постоянно повышать результативность и эффективность их деятельности.


4. Контроль за издержками на рабочую силу. Обоснованная система мотивации позволит предприятию осуществлять контроль и эффективно управлять затратами на рабочую силу и обеспечивать при этом наличие необходимых работников.

5. Административная эффективность и простота. Система мотивации должна быть полностью прозрачной и понятной любому сотруднику и, в то же время, не должна отвлекать значительные материальные и трудовые ресурсы для обеспечения ее бесперебойного функционирования.

Сущность мотивации заключается в том, чтобы персонал фирмы выполнял работу в соответствии с делегированными ему правами и обязанностями, с принятыми управленческими решениями [19, с. 39].

Система мотивации — это комплекс материальных и нематериальных стимулов, призванный обеспечить качественный и производительный труд работников, а также привлечь в компанию наиболее талантливых специалистов и удержать их. Другими словами: привлечь нужных сотрудников, вовлечь и раскрыть их потенциал, удержать продуктивных сотрудников [16, с. 123].

Сегодня большинство компаний сталкиваются с реальными трудностями при формировании и внедрении действенной и эффективной системы мотивации. В процессе разработки и применения системы мотивации персонала наиболее типичными проблемами являются:

- недостаточное понимание значения мотивации персонала для повышения ее эффективности;

- тенденция преобладания отрицательной мотивации в общей системе мотивирующих факторов;

- не учитываются ожидания сотрудников в процессе разработки и внедрения системы мотивации;

- отсутствует учета интересов работников при определении набора мотивационных инструментов;

- нецелесообразно длительный промежуток времени между достижением намеченного результата и поощрением;

- отсутствие мониторинга системы мотивации;

- не доведение до персонала информации о тех или иных составляющих системы мотивации, действующей на предприятии;

- нестабильность системы мотивации персонала [5, с. 48].

Максимально эффективной признается та система мотивации, которая согласно возможностям компании и потребностям сотрудников позволяет разрабатывать и реализовывать различные мотивационные программы для персонала (рисунок 2).

Формы мотивации персонала предприятия

Положительная и отрицательная

Материальная и нематериальная

Внешняя и внутренняя

Общекорпоративная, групповая, индивидуальная