Файл: Сущность, классификация и методы принятия управленческих решений (Процесс, этапы и ограничения критериев).pdf
Добавлен: 05.04.2023
Просмотров: 124
Скачиваний: 1
ВВЕДЕНИЕ
Управленческое решение – это творческое и волевое воздействие субъекта управления, это выбор, который должен сделать руководитель в процессе осуществления им функций управления и решения конкретных организационных задач. Управленческое решение призвано обеспечить продвижение к поставленным перед организацией ориентирам и целям. Поэтому наиболее эффективным управленческим решением является выбор, который будет реализован и внесет наибольший вклад в достижение конечной цели.
Управленческому решению присущи как черты, свойственные всем решениям, принимаемым человеком независимо от сферы деятельности (наличие выбора осознанного и целенаправленного), так и особенные черты, характерные именно для решений, принимаемых в процессе управления.
В ходе процесса выработки и реализации решения менеджер осознанно (творчески) применяет свои научные знания и опыт на практике, присутствует наличие субъективного момента, от которого не свободно ни одно решение, принимаемое человеком. Только практикой человек доказывает правильность своих гипотез, справедливость понятий, точность знаний. Управленческое решение должно быть научно обоснованным, т.е. приниматься менеджером на основе знания объективных законов и научного предвидения их действия и развития в будущем. Отличие управленческих решений, например, от инженерно-технических заключается в объекте управления (разработчик принимает решения о механизмах, деталях, менеджер — об организации производства этих деталей). Особая роль отводится менеджеру не только в ходе разработки решения и его принятия, но и при реализации и контроле исполнения, поскольку на данном этапе осуществляется обратная связь и менеджер может оказывать корректирующие управляющие воздействия.
1. СУЩНОСТЬ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
Управление - процесс регулирования состояния экономической системы хозяйственного объекта. Методы управления зависят от специфики управляемого объекта, но всегда предусматривается выделение периода, на который распространяются управленческие решения. Управление осуществляется в соответствии с планами, разрабатываемыми для периодов деятельности объекта. Особое место в процессе управления занимает ситуационное управление, суть которого заключается в оперативном реагировании на изменившуюся экономическую ситуацию. Задачей ситуационного управления является ориентирование хозяйственного объекта на реализацию его долговременных целей1.
Управленческое решение — 1) важнейший вид управленческого труда, а также совокупность взаимосвязанных, целенаправленных и логически последовательных управленческих действий, которые обеспечивают реализацию управленческих задач[1]; 2) творческое, волевое действие субъекта управления, которое основывается на знании объективных законов в сфере функционирования управляемой системы и анализа информации об её функционировании. Данное действие заключается в выборе цели, программы и способов деятельности коллектива в сфере разрешения проблемы или в сфере изменения цели[2].
Управленческие решения – это выбор альтернативы, осуществлённый руководителем в рамках его должностных полномочий, компетенции и направленный на достижение целей организации. Что отличает управленческое решение от частного выбора?
Решение представляет собой комбинацию мыслительной деятельности и проявления воли лица, его принимающего. Для решения характерны следующие признаки:
- Возможность выбора из нескольких альтернативных вариантов;
- Наличие цели;
- Необходимость приложения воли.
Цели. Субъект управления (будь то один или группа) принимает решения исходя не из своих собственных потребностей (хотя их влияние и играет определённую роль), а в целях решения проблем конкретной организации.
Последствия. Частный выбор индивида сказывается на его собственной жизни и может повлиять на немногих близких ему людей. Менеджер, особенно высокого ранга, выбирает направление действий не только для себя, но и для организации в целом и её работников, и его решения могут существенно повлиять на жизнь многих людей.
Если организация велика и влиятельна, решения её руководителей может серьёзно отразиться на социально-экономической ситуации целых регионов. Например, решение закрыть нерентабельное предприятие организации может существенно повысить уровень безработицы. [3]
Разделение труда. Если в частной жизни человек, принимая решение, как правило, сам его и выполняет, то в организации существует определённое разделение труда: одни работники (менеджеры) заняты решением возникающих проблем и принятием решений, а другие (исполнители) – реализацией уже принятых решений.
Профессионализм. В частной жизни каждый человек самостоятельно принимает решения в силу своего интеллекта и опыта. В управлении организацией принятие решений – гораздо более сложный, ответственный и формализованный процесс, требующий профессиональной подготовки.
Под управленческим решением понимается акт менеджмента[4], который заключается в поиске и выборе наиболее эффективного и оптимального варианта действий в организации.
Процесс принятия управленческого решения представляет отдельный интерес. Он состоит из нескольких стадий, последовательно сменяющих друг друга. Эти стадии представляют собой отражение мыслительного процесса лица, принимающего решение, его действий по поиску истины и проявлений воли с целью выбора конкретной альтернативы.
Решение базируется на осознании цели и средств ее достижения, причем для такого осознания необходимо обладание соответствующей информацией. Однако решение не является процессом преобразования информации, а представляет собой гораздо более сложный конструкт, нацеленный на создание взаимосвязи между целью и средствами.
2. ТРЕБОВАНИЯ К УПРАВЛЕНЧЕСКИМ РЕШЕНИЯМ
Управляющий - лицо, входящее в руководящий состав фирмы, компании, менеджер фирмы, осуществляющий управление повседневными делами фирмы, каким-либо участком общей работы, деятельности подразделений фирмы и ее сотрудников.[5]
К управленческим решениям предъявляются определенные требования, которые обеспечивают выполнение поставленных задач. Требования, предъявляемые к управленческим решениям.
1. Научная обоснованность, компетентность. Решение должно отражать объективные закономерности развития объекта и система управления им. Необходимость принятия решения с учетом максимального количества полной и достоверной информации, использование научного подхода для формирования инновационного профессионального мышления и развития его аналитических функций;
2. Полномочность. Решение должно приниматься органом или лицом, имеющим право принимать это решение, а не другое. Полномочность выполнения функции принятия решения является необходимым условием обеспечения директивности принятого решения и определяется правами для его принятия и ответственностью за его последствия. Решение должно учитывать распределение прав и обязанностей между субъектами управления;
3. Директивность. Обязательность его исполнения. Она обеспечивается полномочностью руководителя.
4. Непротиворечивость. Означает его согласованность с ранее принятыми решениями. Непоследовательность в принятии решений, их взаимоисключаемость резко снижает эффективность управления.[6]
5. Своевременность (оперативность). Несвоевременно принятое решение часто бывает не только недостаточно эффективным, но и вредным. Принятое решение должно соответствовать текущей ситуации, ведь преждевременно или запоздало принятые решения не могут быть эффективно реализованы и не могут учитывать все аспекты сегодняшнего положения организации;
6. Точность, ясность, лаконичность формулировки решения. Это исключает разночтения.
7. Экономичность, эффективность и оптимальность. Обеспечит достижение намеченных в решении целей при оптимальных затратах ресурсов (трудовых, материальных и финансовых).
8. Комплексность. Означает необходимость учета всех благоприятных и неблагоприятных факторов, относящихся к решаемой проблеме, а также рационального использования логического мышления и интуиции принимающего решение лица, математических методов и вычислительной техники при формировании и выборе решения[7].
Процесс подготовки и реализации управленческого решения предусматривает выполнение в определенной последовательности целого ряда работ, включающих фазу принятия и фазу реализации управленческого решения (рис. 1 Приложения).
При разработке управленческого решения очень важно правильно выбрать критерии – показатели, характеризующие варианты решений и используемые для оценки и выбора.[8]
Очень важно при этом определить вес (значимость) критерия – количественное выражение относительной важности каждого используемого
для оценки и выбора критерия в сравнении с остальными критериями.
Действенность принимаемого менеджером управленческого решения существенно зависит от правильного выбора степени участия подчиненных в принятии и осуществлении решения. При этом возможно как полное неучастие подчиненных (решение принимается менеджером единолично), так и совместная с менеджером выработка и принятие решения (коллективное решение).[9]
Основные факторы выбора степени участия – квалификация подчиненных, их добросовестность и ответственность.
В системе принятия управленческих решений выделяют управленческую операцию и управленческую процедуру.
Управленческая операция – технологически нерасчленимый процесс обработки управленческой информации, поступающей в данное структурное подразделение (рис. 2 Приложения).
Управленческая процедура – комплекс взаимосвязанных в определенном порядке управленческих операций и документов, направленных на достижение фиксированной цели (рис.3 Приложения).[10]
Сложность и взаимозависимость технических, организационных, социально-экономических и других аспектов управления привели к необходимости разработки специальных методов, облегчающих обоснование и выбор управленческих решений в условиях неопределенности.
Для устранения неопределенности, причиной которой является наличие многих критериев, используют опыт, интуицию лица, принимающего решения.
Под неопределенностью понимается неполнота или неточность информации об условиях реализации решения, в том числе связанных с ними затратах и результатах. Неопределенность, связанная с возможностью возникновения в ходе реализации решения неблагоприятных ситуаций и последствий, характеризуется понятием риска.
3. УРОВНИ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ В ОРГАНИЗАЦИИ
Различия, существующие в типах решений, и различия в трудности проблем, требующих решения, определяют уровень принятия решений. М. Вудкок и Д. Френсис выделяют четыре уровня принятия решений, для каждого из которых требуются определенные управленческие навыки: рутинный, селективный, адаптационный, инновационный. Выбор каждого из них определяется конкретными требованиями к работе и задачами, предъявляемыми к способностям менеджера. [11]
Первый уровень — рутинный. Решения, принимаемые на этом уровне, представляют собой обычные рутинные решения. Как правило, у менеджера имеется определенная программа, как распознать ситуацию, какое решение принять. В этом случае менеджер ведет себя, как компьютер. Функция его заключается в том, чтобы «почувствовать» и идентифицировать ситуацию, а после этого взять на себя ответственность за начало определенных действий. Руководитель должен обладать чутьем, верно трактовать имеющиеся указания на ту или иную ситуацию, действовать логично, принимать верные решения, проявлять решительность, обеспечивать эффективные действия в нужное время. Этот уровень не требует творческого подхода, так как все действия и процедуры заранее предписаны. Ключевыми навыками рутинного уровня являются: неукоснительное следование процедуре, разумная оценка ситуации, гуманное лидерство, соотношение контроля и мотивации.
Второй уровень — селективный. Этот уровень уже требует инициативы и свободы действий, но лишь в определенных границах. Перед менеджером стоит целый круг возможных решений, и его задача заключается в том, чтобы оценить достоинства таких решений и выбрать из некоторого числа