Файл: Игра как метод воспитания ( Возрастные особенности младших школьников ).pdf
Добавлен: 05.04.2023
Просмотров: 111
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические аспекты использования игр в обучении младших школьников
1.2. Возрастные особенности младших школьников и игра
Глава 2. Анализ практического использования игры на уроках в начальных классах
2.1. Практические требования и разработка дидактической игры
2.2. Содержание и анализ экспериментальной работы по использованию дидактической игры в обучении
Введение
Актуальность исследования. Применение игры как метода и средства обучения в педагогической практике не в новинку, и по этой причине опыт работы с играми в школьных учреждениях довольно обширен. Просветительные и воспитательские возможности игры разнообразны. Средствами игры формируют любовь к народному творчеству, родному языку; игра предназначается эффективным средством патриотического воспитания.
Особое место игра занимает в работе по формированию мышления ребенка. Она «приносит» уму ребенка полезное упражнение. Задача игры представляет собой в интересах детей своеобразной гимнастикой, мобилизующей и тренирующей его интеллектуальные силы. Для того чтобы выполнить задачу, необходимо внимательно наблюдать жизненный путь, вспоминать виденное, сопоставлять, сравнивать явления, мысленно их разделять, подчеркивая необходимые стороны, объединить, обобщать найденное [3, с.69].
С помощью игры у ребенка формируются изобретательность, смекалка, скорость реакции, интеллектуальная активность, независимость, привычка более основательно и многосторонне осмысливать мир. Игры полны познавательного значения. Любая предметная категория игр включает обширный круг данных об окружающем мире, дает возможность применять игры с целью формирования наблюдательности ребенка, укрепления познаний.
Применение дидактических игр содействует не только лишь повышению заинтересованности к учению, но и увеличивает качество самого преподавания и надежность приобретенных знаний.
Дидактические игры дают возможность совершенствовать у обучающихся непринужденность подобных действий, как внимание и память. Игровые задачи благоприятно оказывают большое влияние в формирование сообразительности, находчивости, смышлености. Многие игры призывают только умственных, но и волевых стараний: организованности, выдержки, мастерства соблюдать правила игры. Отметим, что в игре учащиеся с удовольствием преодолевают проблемы, формируют способность исследовать собственную деятельность, производить оценку своим поступкам и способностям.
Объектом исследования выступает процесс обучения младших школьников посредством игры полноты и целостности.
Предмет исследования - возможности использования игры для формирования знаний у школьников.
Цель курсовой работы - исследовать особенности игры как метода воспитания.
Задачи работы:
- определить сущность и значение игры;
- изучить влияние игр на формирование целостных знаний младших школьников;
- охарактеризовать содержание и анализ практико-методической работы по использованию дидактической игры на уроках.
Методы исследования: для решения поставленных задач исследования, проверки гипотезы использовалась следующая совокупность методов: теоретические методы: анализ психолого-педагогической и литературы, обобщение передового педагогического опыта; эмпирические методы: тестирование, констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты.
База исследования: МБОУ СОШ №6 имени Сахнова В.И. г.Лобня (4 «А» класс - экспериментальный, 25 учеников, 4 «В» класс - контрольный, 23 ученика).
1. Теоретические аспекты использования игр в обучении младших школьников
1.1. Понятие и значение игры
Попытки разгадать «тайну» возникновения игры предпринимались учеными различных научных течений на протяжении не одной сотни лет. Диапазон предложенных решений об истоках возникновения игры весьма обширен [4, с.116].
Проблема игры, согласно одной из концепций, появилась как слагаемое проблемы свободного времени и досуга людей в силу многочисленных направленностей религиозного общественно-экономического и культурного формирования общества. В древнем обществе игры были средоточием социальной жизни, им придавалось религиозно-политическое значение. Древние греки полагали то, что боги благодетельствуют игрокам, и по этой причине Ф. Шиллер, к примеру, утверждал то, что древние игры священны и могут быть эталоном различных дальнейших видов досуга человека. В древнем Китае торжественные игры открывал правитель и непосредственно в них участвовал.
В советский период поддержка и формирование традиций игровой культуры народа, весьма деформированных, тоталитарным порядком начиналось с практики летних загородных лагерей, хранивших игровое богатство общества.
В международный педагогике игра рассматривается как любое соперничество либо соревнование среди играющими, действия которых ограничены некоторыми условиями (инструкциями) и ориентированы на результат конкретной цели (доход, успех, выигрыш).
Прежде всего, необходимо принимать во внимание, то что игра как способ общения, преподавания и накопления актуального опыта считается трудным социокультурным феноменом.
Сложность определяется разнообразием форм игры, способов участия в них партнеров и методами выполнения игры. Социокультурная сущность игры неоспорима, что делает её необходимым компонентом обучения. В ходе игры:
- осваиваются принципы действия и значимости социальной группе класса (минимодели общества), переносимые затем в «большую жизнь»
- рассматриваются способности самих групп, коллективов — аналогов предприятий, компаний, разных видов финансовых и общественных институтов в миниатюре;
- приобретаются способности коллективной общественной работы, отрабатываются персональные характеристики учащихся, необходимые для достижения установленных игровых целей;
- накапливаются культурные традиции, занесенные в игру участниками, учителями, привлеченными дополнительными средствами — наглядными пособиями, учебниками, компьютерными технологиями.
Игра — один из замечательных явлений существования, деятельность, как будто бесполезная и совместно с тем необходимая. Непроизвольно чаруя и притягивая к для себя как жизненное явление, игра оказалась крайне значительной и сложной задачей для научной мысли [12, с.244].
В нашей педагогике и психологии вопрос игровой работы разрабатывали К. Д. Ушинский, П. П. Блонский, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин.
Л. С. Выготский и его учащиеся полагают начальным, характеризующим в игре то, что человек, играя, формирует для себя мнимую ситуацию взамен действительной и функционирует в ней, выполняя конкретную значимость, сообразно тем мобильным значениям, которые он при этом придает окружающим предметам.
Д. Н. Узнадзе наблюдает в игре итог направленности уже сформировавшихся и не получивших ещё применения в реальной жизни функций действования. Снова, как в теории игры от избытка сил, игра представляет как плюс, а не как недостаток. Она является как продукт формирования, притом опережающего потребности фактической жизни. Это отлично, но значительный недостаток концепции заключается в том, что она анализирует игру равно как действия внутри сформировавшихся функций, как отправление организма, а никак не работа, рождающаяся в отношениях с находящимся вокруг средой. Игра преобразуется подобным способом, в формальную активность, не сопряженную с этим настоящим содержанием, которым она как-то по внешнему виду наполняется. Подобное разъяснение «сущности» игры не может объяснить реальной игры в её определенных проявлениях [8, с.324].
Н. К. Крупская в многочисленных статьях говорила о смысле игры с целью познания мира, с целью высоконравственного обучения ребенка. «…Самодеятельная подражательная игра, которая может помочь изучать приобретенные впечатления, имеет громадное значение, гораздо наибольшее, чем то что-либо иное». Эту же идею высказывает А.М. Горький; «Игра - путь ребенка к постижению мира, в котором они живут и который призваны поменять».
По взгляду Н.К. Крупской, игра подготавливает ребенка к труду. Данную идею развивает А.С. Макаренко. Он заявляет, что хорошая игра похожа на хорошую работу, их связывает усилие мысли и рабочее усилие, удовольствие творчества, ощущение ответственности.
В.А. Сухомлинский акцентировал внимание, что «игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир детей вливается полезный поток представлений, определений о находящемся вокруг обществе. Игра - это искра, поджигающая огонь пытливости и любознательности».
Ш.А. Амонашвили сказал: «Игра - проявление многогранное, её возможно расценивать как особенную форму жизни абсолютно всех без исключения сторон жизнедеятельности коллектива. Столь же немало оттенков появляется с игрой в преподавательском руководстве воспитательным процессом. Большая значимость в формировании и воспитании детей относится игре - важному типу детской деятельности. Она считается результативным средством развития личности дошкольника, его нравственно-волевых качеств, в игре реализуется необходимость воздействия на общество. Огромное значение игре придавал и выдающийся казахский преподаватель Ибрай Алтынсарин. В собственной преподавательской практике он применял казахские общенародные игры и полагал, то что они приобщают ребенка к национальной культуре своего народа.
1.2. Возрастные особенности младших школьников и игра
Для того, чтобы установить готовность детей к восприятию дидактических игр на уроках в начальной школе, следует обнаружить возрастные, психолого – физиологические особенности младшего школьника.
К 6 годам малыш в основном уже согласен к систематическому школьному обучению. О нем необходимо говорить уже как о личности, так как он понимает собственное поведение, способен сопоставлять себе с другими. К окончанию дошкольного этапа создается ряд новейших психических образований:
- желание к общественно значимой деятельности;
- умение регулировать своим поведением;
- способность выполнять простые обобщения;
- фактическое освоение речью;
- способность устанавливать связи и совместная работа с иными людьми.
В 6—7-летнем году детей ожидает 1-ая большая перемена в жизни. Трансформация в школьный возраст сопряжена с радикальными преобразованиями его деятельности, общении, взаимоотношениях с иными людьми. Основной деятельностью становится учение, меняется порядок существования, возникают новые прямые обязанности, новыми делаются и взаимоотношения детей с окружающими [10, с.78].
Особенность нынешних первоклассников — «демократичность» в общении с учителями непреднамеренность действия, неспособность корректировать собственные действия в соответствии с нормами школьной жизни. Это неумение безусловно для новичков, но, как отмечают учителя, в том числе и к окончанию 1-го класса у современных детей прослеживаются определенное сопротивление требованиям. «Необходимо», «нельзя», «выполни до окончания» — принимаются и исполняются лишь при большой настойчивости старших. Не знак ли это, что уже давно пора изменять характер в общении с ними, переходить на более мягкие, человеческие отношения?
Современные первоклассники, согласно свидетельствам преподавателей, весьма различаются от собственных сверстников, которые усаживались за парты десять лет назад. Выросшие в условиях обострения общественных противоречий, тотального недетского телевидения, падения характеров, вседозволенности, они аккумулировали в себе все без исключения хорошее и плохое то, что скрывается в этих действиях. Дети, напичканные сверх всякой меры неясной и ненужной информацией, бесспорно, стали наиболее развитыми, независимыми в выражении собственных эмоций. Произошло значительное разделение людей. Они это уже осознают. Школе стало весьма сложно исполнять их возросшие требования. Развитие должно успеть за данными изменениями и своевременно перестраиваться.
В биологическом отношении младшие школьники переживают период второго округления: у них по сравнению с предыдущим возрастом замедляется рост и заметно увеличивается вес; скелет подвергается окостенению, но этот процесс еще не завершается. Идет интенсивное развитие мышечной системы. С развитием мелких мышц кисти появляется способность выполнять тонкие движения, благодаря чему ребенок овладевает навыком быстрого письма. Значительно увеличивается сила мышц. Все ткани детского организма находятся в состоянии роста.
В младшем школьном возрасте совершенствуется нервная система, интенсивно развиваются функции больших полушарий головного мозга, усиливаются аналитическая и синтетическая функции коры. Вес мозга в младшем школьном возрасте почти достигает веса мозга взрослого человека и увеличивается в среднем до 1400 граммов. Быстро развивается психика ребенка. Изменяется взаимоотношение процессов возбуждения и торможения: процесс торможения становится более сильным, но по-прежнему преобладает процесс возбуждения - младшие школьники в высокой степени возбудимы. Повышается точность работы органов чувств. По сравнению с дошкольным возрастом чувствительность к цвету увеличивается на 45%, суставно-мускульные ощущения улучшаются на 50%, зрительные — на 80% (А. Н. Леонтьев).