Файл: Игра как метод воспитания ( Возрастные особенности младших школьников ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.04.2023

Просмотров: 112

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Познавательная работа младшего школьника в большей степени находит в процессе обучения. Существенное значение имеет и расширение сферы общения. Быстротекущее становление, множество новых качеств, которые следует создать либо совершенствовать у школьников, диктуют педагогам жесткую направленность целой учебно-воспитательной работы.

Восприятие младших школьников отличается неустойчивостью и неорганизованностью, но в то же время остротой и новизной, «созерцательной любознательностью». Младший ученик способен путать числа 9 и 6, мягкий и твердый знаки с буквой, но в то же время с живым любопытством принимает окружающую жизнь, которая каждый день открывает что-то новое. Небольшая дифференцированность восприятия, бессилие анализа частично компенсируются наглядно проявленной эмоциональностью. Основываясь на нее, опытные учителя со временем приучают детей преднамеренно выслушивать и смотреть, развивают наблюдательность. К окончанию 1 ступени школы понимание детей усложняется и усиливается, делается наиболее лидирующим, дифференцирующим, принимает организованный вид.

Внимание младших школьников непроизвольно, малоустойчиво, ограничено по объему. По этой причине целый учебный процесс в начальной школе подчинен обучению культуры внимания [11, с.221].

Школьная жизнь требует с детей стабильных процедур в случайном интересе, стеничных стараний с целью концентрации. Случайный интерес формируется совместно с иными функциями и в первую очередь в целом — мотивировкой теории, ответственностью из-за результата тренировочной работы.

Мышление у ребенка начальной школы формируется с рациональнообразного к абстрактологическому. «Ребенок мыслит формами, красками, звуками, чувствами вообще», — напоминал учителям К. Д. Ушинский, призывая основываться на первых порах школьной работы на данные характерные черты детского мышления. Цель школы 1 ступени — сформировать умственные способности детей вплоть до уровня понимания причинно-следственных взаимосвязей. В школьный возраст, показывал Л. С. Выготский, малыш входит со сравнительно низкой функцией интеллекта (относительно с функциями восприятия и памяти, которые сформированы значительно лучше). Непосредственно в школе умственные способности детей формируется до такой степени усиленно, как ни в какое другое время. В этот период в особенности огромна значимость педагога. Исследования показали, что при различной организации учебно-воспитательского процесса при изменении содержания и способов преподавания методики организации познавательной работы, возможно, приобрести абсолютно различные свойства мышления ребенка младшего школьного возраста [6, с.256].


Мышление ребенка формируется в связи с речью. Интенсивный лексический запас современных третьеклассников имеет приблизительно 3500—4000 слов. Влияние школьного обучения выражается не только лишь в существенном обогащении лексикографического запаса детей, но, прежде всего, в приобретении только значимого умения устно и письменно формулировать собственные мысли.

Значительную роль в познавательной деятельности ученика играет память. Природные возможности школьника первой ступени весьма значительны: его разум обладает такой пластичностью, что дает возможность ему просто преодолевать с задачами дословного запоминания. Сравним: с 15 предложений ребенок запоминает 3—5, а младший ученик — 6—8. Его память обладает по преимуществу наглядно-образный характер. Безошибочно запоминается использованный материал интересный, конкретный, яркий. Но учащиеся начальной школы не могут воспользоваться собственной памятью и подчинить себе её задачам преподавания. Немалых стараний стоит учителям выработка умений у детей самоконтроля при заучивании, навыков самопроверки, познаний разумной организации учебного труда.

Становление личности маленького школьника совершается под воздействием новых взаимоотношений с взрослыми (учителями) и сверстниками (одноклассниками), новых типов работы (теории) и общения, введения в целую систему коллективов (общешкольного, классного). У него формируются элементы социальных чувств, формируются способности общественного поведения (коллективизм, ответственность за действия, товарищество, взаимопомощь и др.) Младший школьный возраст дает большие возможности для формирования моральных свойств личности. Этому содействуют податливость и известная внушаемость подростков, их наивность, стремление к воспроизведению, а главное большой авторитет, которым пользуется педагог. Значимость начальной школы в ходе социализации личности, развития нравственного поведения велика.

Мотивационная область по темпам развития отстает от умственной. Воля не сформирована, аргументы не осознаются. Высокая восприимчивость, умение основательно и сильно беспокоиться преобладают надо аргументами разума, ученик делает множество непродуманных операций. В одном из исследований ученикам пообещали предоставить увлекательную игрушку за выполнение весьма сложного задания и меньше интересную — простого задания. Практически все без исключения учащиеся не только 1-го, но в том числе и 4-го класса не задумываясь, предпочли тяжелое задание. Они не выполнили его и не получили практически никакой награды. На вопрос — о чем же вы задумывались? — дали ответ: «Ни о чем, хотелось заполучить конструктор». Таким образом, отвечают в том числе и школьники: очень хотелось, а о последствиях ни один человек никак не думал. Таким образом, в случае появления у детей весьма мощного стремления необходимо помочь ему сделать верный выбор [3, с.78].


Большие проблемы в гуманистическом воспитании сопряжены с позитивной самооценкой школьника. Крайне существенно в её формирование оказывает большое влияние трансформация детей с семьи в школу. Анализ в семье, где ребенка превозносили, и реальная оценка его в школе, которая формируется в сопоставлении с иными ребенком, безусловно, никак не схожи либо схожи крайне редко. Двойственное влияние сложно выдержать, а по этой причине малыш, избавляясь, привязывается к одному берегу, и это чаще в целом заниженный степень оценки. Если убеждения семьи и школы разойдутся - это всегда формирует вспомогательную нагрузку на нервную систему детей. Невысокая самооценка сопряжена с глубочайшим внутренним дискомфортом. Прекрасно осознал это и высказал Ж. Ж. Руссо: «гармоничная личность воспитания возможна только в том случае, если малыш легко создает в таком случае, что желает, а желать он станет того, что желает его педагог». Ребенок упрям. Вплоть до этих времен, пока он сам не пожелает избавиться от этой либо другой особенности своего поведения, практически нельзя достигнуть его перевоспитания. По этой причине первоначальные действующие проявления персональной независимости должны быть ориентированы на то, чтобы у детей со временем вырабатывалась независимость.

Внешнее поведение детей наиболее значительным способом отражается в его внутреннем мире. Не имея способности воздействовать на этот мир напрямую немаловажно учить детей в сложных случаях не опускать голову, непосредственно посмотреть в глаза, вести себе тихо и спокойно. Осознанно сохранять умиротворение есть проявление силы духа. Нежели ранее возникнут аналогичные упражнения, тем больше от них выгоды. Желание «опротестовывать» всевозможные критические замечания, не договариваться в том числе и с очевидным прямо ведет детей к склочно-вздорному мелочному взрослому. По этой причине в начальной школе так немаловажно обучать ребенка признавать ошибки.

Начальная школа обязана включать собственных учеников в разумно упорядоченный, возможный для них производительный труд роль которого в формировании общественных свойств личности ни с чем не сравнимо. Деятельность, которую осуществляют ребята, имеет характер самообслуживания, помощи старшим либо старшим подросткам. Неплохие итоги предоставляет сочетание труда с игрой; здесь предельно выражаются инициативность, самостоятельность самих ребят.

Стремление младшего школьника к яркому, необыкновенному, стремление узнать превосходный мир, показать моторную динамичность - все данное должно довольствоваться в рациональной, заносящей выгоду и наслаждение забаве [4, с.116].


Развитие младшего школьника весьма непростой и двойственный процесс. В этом возрасте растущий человек должен очень многое понять, а по этой причине необходимо предельно использовать любой день его жизни. Основная задача возраста постижение находящегося вокруг мира: природы, человеческих взаимоотношений. Интенсивно формируются практически все без исключения умственные, общественные и высоконравственные свойства, многие из них уже останутся неизменными на протяжении всей жизни.

Глава 2. Анализ практического использования игры на уроках в начальных классах

2.1. Практические требования и разработка дидактической игры

Практическая часть курсовой работы была реализована в МБОУ СОШ №6 имени Сахнова В.И. г.Лобня.

В МБОУ СОШ №6 имени Сахнова В.И. г.Лобня большое внимание уделяется оптимальному сочетанию различных методов, приёмов и средств обучения, что позволяет более эффективно решать учебно-воспитательные задачи. Важным условием активизации познавательной деятельности младших школьников, развития их самостоятельности, мышления считается игра. Возрастной период от шести-семи до девяти лет является оптимальным переходным периодом деятельности от игры к учению, что очень важно учитывать при проведении уроков русского языка в школе.

Игровые технологии позволяют формировать подходящие условия для извлечения знаний по русскому языку, обеспечив при этом лёгкость усвоению использованного материала, метод познания мира, развивающий высокоразвитую личность. Забава дает возможность просто и свободно изучить способности владения языковым материалом и как работа способствует сознательному использованию полученных знаний и умений в своей речевой практике [3, с.95].

Язык - это внутренняя, высоконравственная и развитая ценность народа. 

Игра на уроке может помочь воспитать детям любовь и заинтересованность к русскому языку, понять его государственное своеобразие. 

Овладение умениями распознавать, исследовать, систематизировать языковые факты, моделировать речевое поведение в соответствии с вопросами общения легче и увлекательнее происходит при применении на уроке игровой работы. Только лишь регулярное использование игровых приёмов на уроках русского языка помогает стимулировать мыслительную познавательную деятельность младших школьников, разрешая учителю внести изменения в урок, делать его ярким, эмоциональным [14, с. 43].


Проводя работу по выработке позитивного отношения учащихся к игре в ходе обучения, в своей работе мы применяли дидактические игры на уроках русского языка, которые не только лишь способствуют активизации мыслительной деятельности, но и увеличению качества познаний учащихся.

Ценность занимательных дидактических игр заключается в том, что они способствуют снятию напряжения и страха и формированию позитивного эмоционального настроя в процессе урока.

Структурные составляющие дидактической игры:

  • дидактическая задача;
  • игровая задача;
  • игровые действия;
  • правила игры;
  • результат.

Беря в интерес структурные элементы дидактической игры с целью привития любви детям к русскому языку, следует в уроках в системе применять дидактические игры, нацеленные на формирование интереса, памяти, творческого воображения, формирования речи. Все это содействует лучшему освоению исследуемого материала в взаимосвязи с главными функциями дидактической игры:

  • функцией развития устойчивого интереса к учению и снятия напряжения, сопряженного с ходом адаптации ребёнка к школьному режиму;
  • функцией развития непосредственно учебной работы;
  • функцией развития обще-учебных умений, умений самостоятельной работы;
  • функцией развития умений самоконтроля и самомнения;
  • функцией развития адекватных отношений и освоение общественных ролей.

Согласно основным функциям дидактической игры в своей работе мы использовали рекомендации Б.П. Никитина по организации игровой технологии обучения [4, с.78].

Составляя план какой-либо игры, мы принимали во внимание последующие требования:

  • дидактическая игра - это, в первую очередь урок;
  • учителю немаловажно хорошо владеть технологией проведения игровых упражнений и игр;
  • игра должна иметь конкретную тему, установок и проблемы;
  • при концепции игры немаловажно соблюдать цепочку: начало, формирование действия, кульминация, развязка – финал
  • предоставьте детям сравнительно большую независимость в игре, в случае если это допустимо;
  • в основе игры должна находиться работа зрителей;
  • содержание игры, выбор загадок, состязаний должны отвечать возрасту младших школьников;
  • следует помнить о времени;
  • продумывание оформления игры;
  • использование в процессе урока кукол оживляет учебный процесс, уменьшает у детей напряжение;
  • собирать как особую ценность любимые игры ребенка;
  • новая оптимальная игра - наилучший подарок детям [34, с. 15].