Файл: Игра как метод воспитания ( Возрастные особенности младших школьников ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.04.2023

Просмотров: 102

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Эмоциональное состояние педагога обязано отвечать той деятельности, в которой он участвует. Можете себе представить: педагог предлагает смешную скороговорку и создает это с безразличным выражением лица. В отличие от абсолютно всех иных методических приемов игра требует особенного состояния от того, кто именно ее выполняет. В этом смысле играет не только ребёнок, но и взрослый; игра - способ диагностики. Ребёнок целиком раскрывается в игре.

Таким образом, педагогу важно хорошо знать методику  выполнения игровых упражнений и игр, которые заключаются в следовании установленного темпа, предоставлении ребятам сравнительно огромной самодостаточности. Должна быть так же чётко поставлена задача игры, для того чтобы в результате получить установленные сведения по исследуемой проблеме [16, с.255].

Уже объявление названия игры, загадочная интонация, снижение и повы-шение голоса формируют у ребенка игровое душевное состояние.  Необходимо часто применять куклы - игрушки, героев сказок: Буратино, Чипполино, Незнайку, Петрушку, которые также желают обучаться и требуют детей помочь в этом либо другом задании. Ребята очень  любят этих кукол,  особенно когда они радуются за верный результат учеников: аплодируют в ладошки, гладят по голове отличившегося ученика  либо нажимают ему ручку. 

Использование в ходе урока кукол, необыкновенных элементов, специализированных шапочек с кисточками, четко оформленных для «продажи» предметов на аукционе знаний, сказочных рисунков, соответствующей музыки, загадочных символов, предметов способствует активизации мыслительной деятельности младших школьников в процессе выполнения дидактических игр.

2.2. Содержание и анализ экспериментальной работы по использованию дидактической игры в обучении

Эффективность использования дидактических игр с целью формирования лингвистических знаний младших школьников может быть проверена при проведении педагогического опыта [9, с.159].

Эксперимент считается способом педагогических исследований, это способ знания, с поддержкой которого в естественных, либо искусственно сформированных, регулируемых и управляемых обстоятельствах изучаются преподавательские действа, ищется новейший, наиболее продуктивный метод постановления педагогической проблемы, задачи. 


Эксперимент дает возможность приобрести ответ на установленный вопрос при следовании абсолютно всех необходимых условий и обстоятельств его проведения. В основе каждой игровой методики, проводимой в занятиях и внеклассных мероприятиях, должны находиться следующие принципы:

  • актуальность дидактического материала;
  • коллективность;
  • соревновательность.

Структура педагогического эксперимента содержит: констатирующий этап эксперимента, формирующий этап, контрольный эксперимент.

Констатирующий эксперимент, иногда также именуемый методом срезов, ориентирован на формирование практического состояния исследуемого объект, констатацию начальных параметров. Основная задача - определить положение успеваемости  обучающихся 4-х классов на начало эксперимента. С целью этого необходимо было осуществить контрольную работу в виде теста.
Исследование проводилось в МБОУ СОШ №6 имени Сахнова В.И. г.Лобня, в 4 «А» классе, состоящем из 25 человек, в котором велся развивающий эксперимент. 4 «В» класс, состоящий из 23 человек, выступал как контрольный, обучаясь русскому языку без введения дидактических игр.

Первый этап - констатирующий эксперимент. 

Содержание эксперимента: 

Исследование проводилось в 4-м «А» классе. Эксперимент проводился в форме контрольной работы по теме «Падежные окончания имён существительных». 

Контрольная работа велась в виде теста.

Тестовые задачи – динамичная форма проверки, нацеленная на формирование уровня сформированности умения применять собственные знания в нестандартных учебных ситуациях.

Контрольная работа.

«Падежные окончания имён существительных».

А) какое имя существительное употреблено в этом же падеже, что и слово друг в сочетании встретил друга?

  • спинка стула;
  • распустилась черёмуха;
  • оказал поддержку;
  • наступила полночь

Б) окончание –е бывает у имён существительных

  • 2 склонения, предложного и именительного падежей;
  • 1 склонения, дательного и родительного падежей;
  • 1 склонения, предложного и винительного падежей;
  • 3 склонения, родительного и предложного падежей;

В) у какого имени существительного следующие грамматические признаки: имя нарицательное, неодушевлённое, жен. рода?

  • в ураган;
  • на песке;
  • у мыши;
  • от Москвы;

Г) какое имя существительное в именительном падеже множественного числа содержит окончание -а?


  • инженер;
  • трактор;
  • офицер;
  • профессор;

Д) найдите имя существительное.

  • выходить;
  • выходящий;
  • вход;
  • входить;

Е) закончите группу слов: еда, питание, корм,…

  • ложка;
  • пища;
  • чашка;
  • тарелка;

Ж) у какого существительного окончание не такое, как у других?

  • на ел…;
  • от сирен…;
  • у берёзк…;
  • на осин…;

Тестирование оценивается по следующими критериями.

Оценка «5» выставляется за безошибочную работу, без исправлений.

Оценка «4» выставляется за 1 и 2 ошибки, если в тесте было два исправления, то считаются за одну ошибку.

Оценка «3» выставляется за 3 ошибки, исправления также считаются за ошибку.

Оценка «2» за 4 - 5 ошибок.

Оценка «1» за 6 - 7 ошибок.

Результаты констатирующего эксперимента представлены в таблице 1.

Таблица 1. Результаты констатирующего эксперимента в контрольном и экспериментальном классах

Рисунок 1. Успеваемость учащихся контрольного и экспериментального классов на констатирующем этапе эксперимента

На рисунке 1 и таблице 1 мы видим, что успеваемость учеников находится приблизительно на одном уровне.

Формирующий эксперимент.

В процессе констатирующего эксперимента были закреплены данные,  которые стали исходными для нашего формирующего эксперимента. 

Главная задача в этом этапе – проконтролировать влияние дидактической игры на результативность усвоения знаний по проблеме «Падежные окончания имён существительных» на уроках русского языка в 4-м классе.

При поиске наилучших методов и средств по увеличению качества знаний у младших подростков существовала преднамеренно реформирована пробная  преподавательская обстановка в согласовании с заранее повышенной академи-ческой догадкой с целью контроля ее производительности.

В ходе выполнения формирующего эксперимента ученики эксперимента-льного и контрольного классов учились по одной программе, но в экспериментальном классе использовались дидактические игры, содействующие производительности усвоения лингвистических знаний.

В процессе этого эксперимента из числа обучающихся 4 «А» класса целенаправленно и систематически при повторении проблемы «Падежные окончания имён существительных» использовались дидактические игры, тогда как в ревизорском классе эта деятельность велась традиционным способом, без использования игровых методов.


В экспериментальном классе на уроках русского языка велись следующие дидактические игры. 

Поход в гости.

Воспитательная задача: научить грамотно вести себе в гостях.

Дидактическая цель: повторить склонения имён существительных.

Игровая цель: посетить все падежи. 

Содержание игры: Педагог представляет ученикам дом, в котором проживают падежи: «Вот домик, в котором проживают падежи. Своди героев сказок Петрушку, Золушку и Незнайку в гости к всем падежам». Кто правильно определит падежные окончания данных слов, тот будет считаться наиболее желанным и интересным в общении гостем.

Материалы: Дом нарисован на картоне либо на куске ватмана следующим образом (схема):

И.п.

Петрушка

Золушка

Незнайка

Р.п

Д.п

В.п

Т.п

П.п

Ученики по очереди выходят к доске и заполняют таблицу

. Сбежавший медведь.

Воспитательная задача: воспитание коллективизма, взаимопомощи, взаимовыручки.

Дидактическая задача: повторить падежные окончания имён существительных.

Игровая задача: дополнить предложения из текста, из которого «сбежал» медведь.

Содержание игры:

Посмотрите на этот текст. Видите, он с пропусками. Вообще-то, это текст о медведе, но сам медведь из него сбежал. Пожалуйста, верните слово «медведь» в предложения, заменяя окончания по вопросам».

Материалы: «Не каждому охотнику довелось повстречать (кого?) … . Близко подходить (к кому?) к … опасно. Я видел (кого?) … в зоопарке. (Кто?)… очень большой. В лесу можно наблюдать (за кем?) за ... только издали. Лесник рассказал нам много интересного (о ком?) о .…»

. Бал.

Воспитательная задача: воспитание любви к родной природе, трудолюбия, взаимопомощи.

Дидактическая задача: повторить падежные вопросы и склонение имени существительного.

Игровая задача: помоги предложениям попасть на бал.

Содержание игры: В королевстве Грамматики сегодня бал. На него явилось много предложений. Но часовой не пропустит их во дворец до тех пор, пока у каждого существительного из явившихся не будет указано его склонение. Помоги предложениям попасть на бал. Какие вопросы задает часовой существительным?

Материалы: На доске рисуется таблица, половины которой разделены часовым. Предложение разбирается одним учеником, принимаются подсказки из класса.


4. Игра «Засели жильцов».

Перед вами домик с двумя подъездами (приложение Б, рис. 2)

В первом живут названия падежей, во втором их вопросы. Заселите жильцов.

Для проверки эффективности усвоения знаний с помощью использования дидактических игр на уроках русского языка у младших школьников мы провели контрольный эксперимент, целью которого является сравнить результаты контрольной работы с результатами, полученными в ходе контрольного эксперимента.

Содержание контрольного эксперимента:

Проверочная работа проводилась в форме диктанта по теме «Падежные окончания имён существительных»:

Диктант.

На рассвете, чтобы дать отдохнуть уставшим лошадям, решили остановиться у подножия горы, которая высилась недалеко от дороги. В тёплом воздухе стоял запах мёда. На вершине горы в низком колючем кустарнике распевала какая-то птичка. На горизонте виднелось синее море. За перевалом вид окружающей местности резко изменился. На севере расстилалось безбрежное море зелени, волны которой покрывали самые крутые склоны. Даже на отвесных скалах заплетался пёстрый узор цветущих кустарников и деревьев.

Задания.

  • подчеркните в первом предложении буквы, обозначающие мягкие парные глухие согласные звуки.
  • напишите транскрипции трёх последних слов предпоследнего предложения.
  • разделите слова первого предложения на слоги.
  • укажите в тексте все безударные окончания имён существительных. Объясните их правописание.
  • укажите в тексте все имена существительных в родительном и винительном падежах.
  • сделайте синтаксический разбор второго (четвёртого) предложения. Выпишите из него все возможные словосочетания.
  • озаглавьте текст.
  • подберите эпитеты: воздух - …, …, …; море - …, …, … .

При оценке диктанта в 4-х классах мы руководствовались следующими критериями.

Оценка «5» ставится за диктант, в котором нет ошибок и поправок орфограмм. Работа написана аккуратно, отчетливо. Письмо в полном соответствует условиям каллиграфии. Допускаются отдельные случаи отступления от норм каллиграфии, а кроме того одно исправление (вставка пропущенной буквы, корректировка неправильно написанной буквы и т. п

Оценка «4» ставится за диктант, в котором положено не более 2 орфографических (фонетико-графических) погрешностей и 1 пунктуационной либо 1 орфографической и 2 пунктуационных погрешностей. Деятельность сделана осторожно, однако существуют небольшие отличия с общепризнанных мерок каллиграфии. Разрешается согласно 1 корректированию каждого нрава.