Добавлен: 05.04.2023
Просмотров: 87
Скачиваний: 3
ВВЕДЕНИЕ
Современный этап развития российского местного самоуправления концентрирует в себе все сложнейшие социально-экономические и политические проблемы страны и отражает всю противоречивость и неопределенность многих процессов и решений.
Российское государство объективно заинтересовано в развитии института местного самоуправления. Оно в силу своей природы выступает связующим звеном между населением и государственными структурами. Развитие местного самоуправления содействует укреплению государства, его территориальной целостности; снижению вероятности возникновения социальных и национальных напряжений; формированию адаптированной к местным особенностям экономики.
Местное самоуправление – это реальный механизм реализации широкого круга наиболее близких населению проблем и удовлетворения наиболее важных потребностей, а так же решения государственных задач силами местных органов власти путем передачи им отдельных государственных полномочий.
Эта регламентация осуществляется с помощью муниципальных норм. В российском законодательстве существует отдельная отрасль права – Муниципальное право Российской Федерации, представляющая совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе организации местного самоуправления. Посредством норм муниципального права и на основе Конституции РФ, федеральных законов и иных нормативных актов реализуются важнейшие вопросы местного самоуправления: решение населением муниципальных образований непосредственно, через выборные и другие органы местного самоуправления, вопросов местного значения, а также вопросы реализации отдельных государственных полномочий, которыми могут наделяться органы местного самоуправления.
Самоуправление, являясь средством вовлечения каждого индивида в социально-экономическое регулирование посредством самоорганизации субъектов хозяйствования и населения, позволяет учитывать, координировать и реализовывать многообразие их интересов, удовлетворять социально-культурные и социально-бытовые потребности за счет средств и ресурсов хозяйствующих субъектов, территориальных образований, а также государства. Местное самоуправление, повышая активность населения в решении важных проблем жизнедеятельности, способно придать развитию общества дополнительные внутренние стимулы самодвижения, ускорения социально-экономического и научно-технического прогресса.
Формирование всех систем муниципального управления связано с двумя основными общественными проблемами: '' вертикальной'' организацией власти и ее взаимосвязями с различными городскими и сельскими общинами, с местным населением различных видов поселения. В классовом обществе местное самоуправление (муниципальное управление) является тем звеном государственно-административных отношений, которое обеспечивает исполнение государственных правовых актов в интересах местного населения и самими населением в различных организационно-правовых формах. Местное самоуправление - это автономная деятельность самоорганизовавшегося населения.
Исходя из всего вышесказанного, могу сказать, что я в данном курсовой работе попытаюсь раскрыть организационные основы местного самоуправления как совокупности норм, регулирующих реализацию права граждан на местное самоуправление через формы непосредственного народовластия, органы местного самоуправления и иные выборные органы. А также ставлю перед собой цель проанализировать основные проблемы становления и развития местного самоуправления в России.
1 ПОНЯТИЕ СИСТЕМЫ ОГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
Термин «орган местного самоуправления» относится к конституционным. Он используется в ст. 3, 12, 15, 24, 32, 40, 46, 97, 130, 131, 132 и других Конституции РФ. Согласно Основному Закону органами местного самоуправления являются избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения
Органы местного самоуправления имеют много общего с органами государственной власти. Так, орган местного самоуправления также является публично-правовым образованием, он наделен определенной компетенцией, властными полномочиями, имеет определенную организационно-правовую структуру, осуществляет свою деятельность на определенной территории, его деятельность является подзаконной. Вместе с тем органы местного самоуправления выведены из системы органов государственной власти, не могут выступать от имени государства и призваны выражать интересы местного населения.
Иная природа и у властных полномочий органа местного самоуправления: органы местного самоуправления обладают не государственно-властными, а юридически властными полномочиями.
Закон о местном самоуправлении предусматривал обязательное наличие в муниципальных образованиях только выборных органов местного самоуправления. На практике в большинстве муниципальных образований сложилась трехзвенная схема органов местного самоуправления, включавшая в себя выборный (представительный) орган местного самоуправления, исполнительный орган местного самоуправления и главу муниципального образования. При этом уставами муниципальных образований предусматриваются различные варианты соотношения полномочий всех этих органов. Должность главы муниципального образования в большинстве случаев замещается посредством прямых выборов, однако используются и выборы главы муниципального образования представительным органом местного самоуправления из своего состава.
Следует также иметь в виду, что Закон о местном самоуправлении не предусматривал обязательности использования принципа разделения властей на местном уровне.
В силу этого во многих муниципальных образованиях допускалось их смешение. Так, в соответствии с Уставом г. Саратова глава города является одновременно руководителем Городской Думы и администрации города.
Закон о местном самоуправлении гораздо жестче определяет структуру органов местного самоуправления, закрепляя всего несколько допустимых моделей муниципальной власти. При этом соблюдение принципа разделения властей становится обязательным.
В соответствии со ст. 34 Закона о местном самоуправлении структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования, иные органы местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. При этом наличие в структуре органов местного самоуправления представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования и местной администрации по общему правилу является обязательным.[1]
Можно выделить следующие основные схемы организации органов местного самоуправления согласно Закону о местном самоуправлении.
1. (городские округа) с жителей свыше человек (рис. 1):
1) орган избирается
2) глава муниципального избирается представительным и возглавляет его;
3) местной администрации представительным органом по контракту по конкурса;
Рисунок 1 – организации органов самоуправления[2]
4) контракт с местной администрации главой муниципального
5) структура местной утверждается представительным муниципального образования по главы местной ад
Эта модель представляет разновидность используемой в орых странах Европы и США «совет — управляющий», как правило, бывает муниципалитетами с численностью от 25 000 до 250 000.
2. Поселения округа) с числом свыше 1000 (рис. 2):
1) представительный избирается населением;
2) муниципального образования населением;
3) в соответствии с муниципального образования муниципального образования представительный орган;
4) местной администрации представительным органом по контракту по конкурса;
5) контракт с местной администрации главой муниципального
Рисунок 2 – Схема органов местного [3]
6) структура местной утверждается представительным муниципального образования по главы местной ад
Данную модель охарактеризовать как «сильный ьный орган — слабый
3. Поселения (городские с числом жителей избирательным правом) 1000 человек 3):
1) представительный орган населением;
2) глава образования избирается
3) в соответствии с уставом образования глава муни образования возглавляет администрацию;
4) структура администрации утверждается органом муниципального по представлению главы администрации.
Эта достаточно модель «сильный мэр — до принятия Закона о самоуправлении оставалась распространенной В частности, она была в таких городах как Ека Калуга, Красноярск, Новгород, Тверь, Южно-Сахалинск.
4. Поселения округа) с числом до 1000 человек 4):
Рисунок 4 – Схема органов местного
1) представительный орган населением;
2) глава образования избирается органом или населением;
3) в с ч. 3 ст. 36 Закона о местном глава муниципального возглавляет представительный и местную администрацию;
4) структура администрации утверждается органом муниципального по представлению главы администрации.
Данная является исключением из правила, так как при ее использовании отступление от принципа властей. Достоинством схемы является управленческого аппарата и к минимуму возможности между представительной и властью в муниципальном
5. Поселения с числом (обладающих избирательным до 100 человек (рис. 5):
5 – Схема организации местного самоуправления
1) муниципального образования населением на сходе;
2) муниципального образования местную админист
3) структура местной утверждается представительным муниципального образования по главы местной ад Данная схема представляет собой из общего правила. В с числом жителей, избирательным правом менее 100 формирование представительного муниципального образования нецелесообразным и его функции сход местных жителей. конкретной структуры местного самоуправления из возлагается на само образование. Выбранная мо закрепляется в его уставе.[4]
2. ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ МЕСТНОГО В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
государственные изменения в с распадом СССР, и систему организации власти.
9 апреля года принимается СССР «Об общих местного самоуправления и хозяйства СССР». Он основные направления местных органов, их формирования и деятельности как местного самоуправления. изменения были в Конституции СССР и
Закон СССР от 9 1990 г. определял местное как самоорганизацию граждан для непосредственно или через ими органы всех местного значения, из интересов населения и административно-территориальных единиц на законов и соответствующей и финансовой базы. органами местного провозглашались представительные – местные Советы депутатов. К ведению законодательства было разграничение сфер представительных и исполнительных а также полномочий местного самоуправления.
деятельности местного строилась на основе полновластия Советов. Советы избирались непосредственно. Иные местного самоуправления местными Советами. значительные вопросы жизни граждане решать непосредственно. территориальным уровнем могли быть и поселок. Окончательное же по этому вопросу за союзными и автономными 1.
При всем своем данный Закон путь децентрализации органов на демократической
Следующим шагом Закон РСФСР от 6 1991 года № «О местном самоуправлении в 1. Именно на его основе процесс реформирования органов, создание местного самоуправления в Местное самоуправление определено как система граждан для самостоятельного и под ответственность решения местного значения из интересов населения, особенностей и традиций. свое законодательное получили такие принципы местного как самостоятельность и ответственность.