Файл: Особенности коммуникаций в организации (на примере ООО "Публичные коммуникации").pdf
Добавлен: 05.04.2023
Просмотров: 143
Скачиваний: 1
ВВЕДЕНИЕ
В условиях ужесточенной конкурентной борьбы и радикально сменяющейся ситуации на рынке, предприятия должны фокусировать внимание не только на материальном состоянии дел, но и вырабатывать стратегию обмена информационного обеспечения внутри своей структуры, которая бы дозволила им получать большую пользу от сотрудников и от предприятия в целом.
От эффективности коммуникационных связей и их взаимодействия зависит перспектива и предприятия, как хозяйствующего субъекта на рынке, и также работников данного предприятия, а на тотальном уровне и благосостояние всей страны в целом.
От качества системы внутренних коммуникаций в компании зависит многое. И уже стало вполне привычным, что крупные предприятия выделяют ее в отдельный функционал, создавая соответствующие подразделения и нанимая специалистов в данной сфере.
Все это определяет актуальность выбранной темы.
Цель работы заключается в изучении особенностей коммуникаций в ООО «Публичные коммуникации» и определении их эффективности.
Объект исследования: коммуникации.
Предмет исследования: особенности коммуникаций в ООО «Публичные коммуникации».
Задачами работы выступают:
- теоретическое обоснование коммуникаций в организации, ее формы, виды и проблемы,
- исследование особенностей коммуникаций в ООО «Публичные коммуникации»,
- определение эффективности коммуникаций в ООО «Публичные коммуникации» и пути ее повышения.
Структурно курсовая работа состоит из введения, где объясняется актуальность выбранной темы, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
Методы исследования в данной работе - описания, систематизации, классификации, аналитический метод, метод сравнительного анализа, статистический, метод сбора фактов, дедукция.
Рассмотрим надежность использованных источников.
В работе были использованы статьи и монографии из научных журналов, такие как монография Азарова Е.Д. «Совершенствование использования внутренних коммуникаций», Верховцева К.А. «Роль коммуникаций в управлении изменениями», Калыпина Г.Ю. «Роль внутренних коммуникаций в практике отечественного и зарубежного менеджмента», Лукьяненко А.С. «Коммуникации в мотивации персонала корпорации», Райченко А.В. «Мастерство коммуникации», и др.
Были использованы пособия и учебники, опубликованные издательствами, например работа Аширова Д.А. «Управление персоналом», Гнатюка О.Л. «Основы теории коммуникации», Керцера Г. «Стратегическое управление в компании. Модель зрелого управления проектами», Нахимова Е.А. «Основы теории коммуникации», Папкова О.В. «Деловые коммуникации», Чамкина А.С. «Основы коммуникологии», Шунейко А.А.» Основы успешной коммуникации» и многие другие источники.
1. КОММУНИКАЦИИ В ОРГАНИЗАЦИИ: ПОНЯТИЕ, ВИДЫ, БАРЬЕРЫ, ПРОБЛЕМЫ
Коммуникации в организации — это сложная система обмена информацией между организационными элементами, осуществляемая по различным каналам связи [20].
Существует множество различных видов коммуникаций в организации. Но, в первую очередь, говорят про распространение информации по иерархии компании [12, с. 250].
Виды корпоративных коммуникаций показаны на рисунке 1.1.
Рис. 1.1. Виды корпоративных коммуникаций
а) нисходящие коммуникации, то есть коммуникации, которые направлены от руководителя к подчиненному;
б) восходящие коммуникации – это коммуникации, которые идут от подчиненного к руководителю; как правило, это отчеты, обратная связь;
в) горизонтальные коммуникации – это коммуникации между сотрудниками, принадлежащими одному уровню организационной системы [22, с. 51].
Общая таблица видов, форм и средств коммуникаций представлены в таблице 1.1.
Таблица 1.1
Виды, формы и средства коммуникаций
Методы повышения эффективности коммуникации.
Для каждого вида коммуникации существуют методы повышения ее эффективности. Соответственно:
а) рабочий инструктаж, обратная связь по результатам деятельности, информирование и новости, социальная поддержка;
б) вопросы к сотрудникам, собрания сотрудников, политика открытых дверей, ответственный за разрешение трудовых споров, участие в социальных группах, умение активно слышать [15, с. 47];
в) временные и целевые команды, междисциплинарные группы, профессиональные сообщества, «открытый офис», организационные мероприятия, совещания, социальные сети и блоги [14, с. 74].
Сраним концепции трех школ организационного поведение в процессе коммуникаций показано в таблице 1.2.
Таблица 1.2
Концепция трех школ организационного поведение в процессе коммуникаций
Электронные коммуникации.
На сегодняшний день большую роль в процессе коммуникаций играют электронные коммуникации [16, с. 272].
Электронные коммуникации делятся на несколько видов:
а) электронная почта – отправление электронных сообщений на дальнее расстояние;
б) телекоммуникации – набор различных инструментов передачи сообщений (телефон, компьютер, смартфон, пейджер и т.п.);
в) виртуальные офисы – целый набор различных инструментов коммуникаций полностью автоматизируют работу офиса в той или иной организации; это могут быть не только функции секретаря, функции проектных команд, но и функции управления и даже производства;
г) социальные сети и виртуальные команды – инструменты, при помощи которых люди, находящиеся в разных подразделениях, могут определенным образом общаться между собой, обмениваться информацией; виртуальная команда – это команда, объединенная в рамках временных функций, выполняющая коллективные задания [19].
Деление коммцникаций на материальные и информационные показано на рисунке 1.2.
Рис. 1.2. Виды коммуникаций в зависимости от вещественной формы
Формальные и неформальные коммуникации.
Кроме этого, с точки зрения каналов распространения информации, выделяются формальные коммуникации, которые используют санкционировано-официальные источники информации, и неформальные коммуникации – используют неофициальные каналы взаимодействия [13].
Большую роль в неформальной коммуникации играют слухи. Слухи могут не только позитивным образом воздействовать на деятельность организации, но и чаще всего негативным [11, с. 157].
Существует даже статистика, согласно которой 75% информации, передающейся через слухи, является правдой, и поэтому очень часто то, что подается в виде слуха, оказывается простейшей провокацией [9].
Содержание элементов коммуникационного процесса [17, с. 57] показано в таблице 1.3.
Таблица 1.3
Содержание элементов коммуникационного процесса
Борьба со слухами.
Существует несколько стандартных действий, которые позволяют предотвратить негативные эффекты от распространения слухов:
1) нужно предоставлять совершенно точные факты, ссылаясь на достоверные источники;
2) не следует пересказывать слух при его опровержении;
3) если слух уже серьезно повлиял на поведение сотрудников, стоит обратиться за поддержкой к неформальным лидерам, к лидерам мнений в организации, которые своим влиянием могут предотвратить дальнейшее распространение этого ложного слуха [2, с. 152];
4) следует устранять причины появления слухов;
5) противодействовать слухам как можно раньше;
6) руководитель должен доносить правильные факты [4, с. 121].
Невербальные коммуникации.
Большую роль в коммуникациях в организации играют невербальные коммуникации, под ними понимают не «язык слов», а «язык тела»: жесты, мимика, поза, походка [18, с. 432]. Существует множество тренингов, технологий, при помощи которых можно распознать невербальное сообщение, демонстрируемое сотрудниками [1, с. 213].
Определение проблем.
Для того, чтобы построить эффективную систему коммуникации в организации, обычно проводят диагностику проблем в коммуникации [21, с. 71].
Исследование проблем в коммуникации проводится в различных формах, таких как: опрос сотрудников (один из самых эффективных способов), индивидуальные беседы с сотрудниками и проведение фокус-групп (один из основных методов, когда сотрудники одного или нескольких подразделений собираются и отвечают на вопросы) [3, с. 490].
Барьеры в процессе коммуникации.
В первую очередь, говорят о том, что сбои в процессе коммуникации, могут быть вызваны личностными факторами или факторами, связанными с личностными характеристиками коммуницирующих людей (психологические комплексы, патологии, антипатии и т.п.) [6, с. 40].
Барьеры в процессе коммуникации [23, с. 33] показаны на рисунке 1.3.
Рис. 1.3. Барьеры в процессе коммуникации
Очень часто причиной барьера коммуникации являются физические факторы, например, когда в помещении вы пытаетесь кому-то что-то сообщить, и фоновый шум мешает вам это сделать. Еще один серьезный фактор – это семантический фактор [5, с. 64]. Возникает он тогда, когда люди придают тем или иным сообщениям неправильный смысл, не тот смысл, который в него изначально вкладывал человек, пытающийся это сообщение передать [7, с. 39].
Существуют организационные факторы. Это одна из типичных проблем в организации, когда в этой организации плохие каналы коммуникации, слишком бюрократические процедуры, неправильно построены бизнес-процессы и т.д. [8, с. 102].
Также, можно выделить такие интересные факторы, как: различия в статусе (сотрудники с более высоким статусом не готовы слушать сотрудников с более низким), культурные (сотрудники в силу различий в культуре не в состоянии понять друг друга), временные (на коммуникацию не хватает времени), коммуникативные перегрузки (слишком большие потоки информации, и, наконец, нежелание делиться информацией из-за каких-то личных интересов [10, с. 68].
Выводы.
Коммуникации в организации — это сложная система обмена информацией между организационными элементами, осуществляемая по различным каналам связи.
Виды коммуникаций:
- внешние;
- внутренние.
Формы коммуникаций:
- письменная,
- устаная,
- видео,
- электронная,
-эмоциональная.
Виды коммуникаций в зависимости от вещественной формы:
- материальная,
- информационная.
2. АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ КОММУНИКАЦИЙ НА ПРИМЕРЕ ООО «ПУБЛИЧНЫЕ КОММУНИКАЦИИ»
Компания ООО «Публичные коммуникации» была основана в феврале 2013 года, а настоящий момент, представляет собой стабильную организацию, которая преуспевает в развитии.
Компания осуществляет завоевание рынка с помощью оказания своим клиентам разнообразного спектра услуг. Данные услуги компании представлены в таблице 2.1.
Таблица 2.1
Перечень услуг компании ООО «Публичные коммуникации»
Наименование услуги |
Содержание услуги |
Предоставление публичной отчетности |
Формирование положительного образа компании, которая имеет ясную систему пользования кем-чем-нибудь посредством контрактации, а также бухгалтерского учета. Выполнение локализации на публичных веб-ресурсах компании информации об итогах работ, опубликование их в средствах массовой информации, свидетельствует о стабильном совершенствовании и надежности. Агентство формирует публичные отчеты компаний «под ключ», в соответствии с последними нормативными требованиями профильных организаций. |
Совершенствование корпоративных коммуникаций |
Согласно подходу исследуемого агентства, коммуникации берут начало с комплексной стратегии. Во время ее развития они определяют, что, кому, как и когда следует говорить о компании. Далее выбирают средства для информирования ключевыми сообщениями компанию. Ими могут являться: пресс-конференции и брифинги, инициирование экспертных комментариев, пресс-туры, управляемые утечки и многие другие. Агентство тесно сотрудничает со всеми типами СМИ: деловыми, глянцем, развлекательными, общественно-политическими, глянцем, специализированными. |
Проведение тренингов |
Публичное выступление любого плана является настоящим вызовом для неопытного спикера. Агентство помогает спикерам освоить все нюансы взаимоотношений со средствами массовой информации. Тренеры рассказывают о правилах «упаковки» содержания, подготовке к интервью, о том, как правильно давать ответ на затруднительные вопросы и вести себя в непредвиденных ситуациях. Для каждого спикера оформляется персональная программа, которая зависит от степени его подготовки и индивидуальных характеристик. |
Продолжение таблицы 2.1 |
|
Digital |
Агентство не только следит за прогрессом каналов так называемых «новых медиа», но и придумывает, каким образом клиенты смогут извлечь из них максимальную выгоду. Создаются сайты, ведутся и продвигаются официальные аккаунты компаний во всех социальных сетях. |
Личное позиционирование |
Задача агентства заключается в проведении функционируемого комплекса публичных активностей владельца бизнеса или топ-менеджера ежедневно на имидж компании. Происходит разработка программы позиционирования для первых лиц, организовываются интервью, инициируются комментарии прессе, осуществляеются договора об участии спикера в главных отраслевых мероприятиях. |
Репутационный аудит |
Агентство проводит репутационный аудит, руководствуясь разнообразными задачами, начиная разработкой долговременной коммуникационной стратегии, заканчивая оценкой результативности преодоления компанией кризисного периода. Инструменты: проведение интервью у представителей различных целевых аудиторий, массовое анкетирование, аудит социальных сетей. |
Проведение программ КСО |
Внимание компаний к программам корпоративной социальной ответственности (КСО) говорит об опытном бизнесе, готовности внести свой вклад в жизнь общества. Правильно подготовленные программы КСО не только делают помощь более действенной, но и приносят пользу и самой компании. Агентство оказывает ряд услуг в области социальной ответственности бизнеса: - Аудит нынешних программ КСО в соответствии с бизнес-стратегией компании, представленности в медиа поле, актуальности и востребованности направлений социальной направленности. - Разработка стратегии КСО, в которую входит идеология программ КСО, подробное изложение о направлениях деятельности и механика осуществления программ. - Консультативное, информационное и организационное проведение определенных акций социальной деятельности. |