Файл: Барьеры на пути эффективных коммуникаций в деловом общении.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.04.2023

Просмотров: 185

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Сегодняшнее общество предъявляет особые требования к профессиональным качествам личности. В наше время нужно быть конкурентоспособным и инициативным. Профессионал XXI века – это не только знаток своего дела, но и человек который в полной мере несёт ответственность за результат своих действий, за принимаемые решения. Отсюда можно говорить о том, что важнейшим требованием, которое предъявляют к профессиональным компетенциям человека, является владение искусством налаживать эффективные коммуникации.

В нынешнем обществе сильно возросло внимание к такому феномену, как коммуникация, которая проникла во все области жизнедеятельности человека. Процесс коммуникации мы можем определить как обмен той или иной информацией. А одним из самых главных инструментов влияния в руках руководителя является информация, которая находится в его распоряжении. Используя, передавая её и получая обратные сигналы, руководитель организует и мотивирует своих сотрудников. Также, очень многое зависит от его способности передавать различную информацию таким образом, чтобы достигалось наиболее адекватное восприятие той или иной информации теми, кому она предназначена.

Исходя из выявленной актуальности, цель курсовой работы – охарактеризовать барьеры на пути эффективных коммуникаций и выявить пути преодоления коммуникационных барьеров.

Для достижения обозначенной цели, необходимо решить следующие задачи:

• Рассмотреть понятие и сущность коммуникации.

• Рассмотреть коммуникацию в профессиональной деятельности.

• Определить виды коммуникационных барьеров.

• Выявить способы преодоления коммуникационных барьеров в деловом общении.

Объект исследования – коммуникации в деловом общении.

Предмет исследования – коммуникационные барьеры в деловом общении.

Методы исследования – анализ и синтез литературных и интернет источников по проблеме исследования, не включённое наблюдение.

Характеристика источников, использованных в курсовой работе:

При написании курсовой работы была использована научная и учебно–методическая литература, статьи в периодических изданиях Республики Беларусь и Российской Федерации. К данной проблематике обращаются специалисты – теоретики и практики в области психологии, педагогики, социологии и управления.

Параграф 1.1. «Понятие и сущность коммуникации» был написан, опираясь на работы: Л.Р. Тухватулина «принципы классификации моделей коммуникации. 2016 г.»; И.И Докучаева «Основы теории коммуникации. 2013 г.»; Н.В. Курилович «Культура профессионального общения. 2010 г.»; А.В. Геворкян «Понятие, сущность и функции коммуникации. 2012 г.»; Я.В. Лето «Понятие общение и коммуникация. 2016 г.»; М.Ю. Коваленко «Теория коммуникаций. 2016г.»; Е.Т. Гутник «Современные теории представления о коммуникативных компетенциях. 2016 г.». Данные работы в полной мере раскрывают понятие и сущность общения и коммуникации.


Параграф 1.2. «Коммуникация в профессиональной деятельности» был написан, опираясь на работы: В.Н. Корнеенко «Профессиональная коммуникация как один из элементов кадрового птенциала. 2017 г.»; Л.В. Хохоева «Профессиональная коммуникация как средство социализации специалиста в профессиональной среде. 2011 г.»; Л.Т. Фролова «Профессиональная коммуникация: средства, функции, принципы. 2017 г.»; Т.И. Акимова «К вопросу об этических аспектах профессиональной коммуникации. 2014 г.»; Ю.В. Уткина «Подходы к уточнению понятия: профессиональная коммуникация. 2012г.». Выбранные работы наилучшим образом раскрывают сущность коммуникации в профессиональной деятельности.

Параграф 1.3. «Определение и виды коммуникационных барьеров» был написан, опираясь на работы: П.В. Якупова «Коммуникация: определение коммуникации, её виды и барьеры. 2016 г.»; С.С. Фролов «Социальная организация. 2001 г.»; М.Х. Мескон «Основы менеджмента. 2001 г.»; В.Р. Мухадинов «Способы преодоления коммуникационных барьеров. 2011 г.»; П.О. Чапаев «Актуальные проблемы психологии общения. 2018 г.». Данные работы отражают наиболее полную, подробную и целостную характеристику коммуникационных барьеров.

Глава 2 «Способы преодоления коммуникационных барьеров» была написана, опираясь на работы: В.Р. Мухадинов «Способы преодаления коммуникационных барьеров. 2011 г.»; Д.П. Гавра «Основы теории коммуникации. 2010 г.»; Е.С. Прохорова «Ремонт коммуникаций. 2009 г.»; И.Г Ли «Коммуникация в карьерной деятельности. 2014 г.»; М.С. Киселева «Ключевые элементы эффективной системы коммуникаций. 2017 г.». Представленные во второй главе работы, хорошо раскрывают проблематику второй главы.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОМУНИКАЦИОННЫХ БАРЬЕРОВ

1.1 Понятие и сущность коммуникации

Для того чтобы разобраться в сущности коммуникационных процессов, сначала следует остановиться на таком определении, как общение.

Общение – одно из самых распространённых слов человеческого языка. Однако вокруг этого понятия существует множество дискуссий.

Л.Л. Докучаев в учебном пособии «Основы теории коммуникации» под общением понимал конкретный деятельный процесс. Он определяет общение одним из видов деятельности [6, с. 18].


Н.В. Курилович в статье «Культура профессионального общения: анализ понятий» рассматривает общение с философской, социологической и психологической стороны.

С философской точки зрения общение определяется ей, как способ реализации актуальных отношений в социальном взаимодействии.

С социологической точки зрения общение рассматривается как способ осуществления внутренней эволюции индивидов. Социологическая трактовка понятия «общения» предполагает глубокий анализ внутренней динамики общества и её взаимосвязи с процессами общения.

С психологической стороны общение есть специфическая форма деятельности, это самостоятельный процесс взаимодействия, который необходим для реализации других видов деятельности индивида [10, с. 70].

Общение можно рассматривать и в двух главных аспектах, как освоение личностью социокультурных ценностей и как ее самореализацию в качестве творческой, уникальной индивидуальности в ходе социального взаимодействия с другими людьми.

Обобщая вышесказанного, можно дать следующее определение общению. Общение – это процесс передачи какой-либо информации и влияние с её помощью на человека.

Слово «коммуникация» происходит от латинского communico (делаю общим, связываю, общаюсь, передаю). В русском языке слово «коммуникация», в похожем значении, появилось с развитием контактов с Западной Европой в конце XVII – начале XVIII веков [11, с. 770].

В человеческом обществе под коммуникацией подразумевают общение, обмен мыслями и знаниями, чувствами, схемами и т.д. В более широком смысле, под коммуникацией мы можем понимать активное взаимодействие между людьми, предполагающее информационный обмен. И по этому принципу руководитель получает нужную ему информацию, которая необходима для принятия эффективных решений. Коммуникации есть связующий процесс, который встроен во все виды управленческой деятельности.

Понятие «коммуникация», часто рассматривается в научной литературе и трактуется довольно широко. Проанализировав данный феномен, А.В. Геворкян, в работе «понятие, сущность и функции массовой коммуникации» выделил главные её определения:

Коммуникация – это передача главных идей, эмоций, оценок, от одного человека к другому, посредством определённых символов.

Коммуникация – это система, в которой осуществляется взаимодействие, также, это процесс взаимодействия и способ общения, позволяющий как создавать, так и принимать разнообразную информацию.

Коммуникация – это социальный процесс, который передаёт и воспринимает информацию в условиях межличностного общения по разным каналам, при помощи вербальных и невербальных средств коммуникации.


Коммуникация – процесс перекодировки вербальной сферы в невербальную и наоборот [4, с. 8].

Л.Р. Тухватулина в статье «Принципы классификации моделей коммуникации» под коммуникацией понимает процесс передачи информации, идей, образов и установок эмоционального и интеллектуального содержания от индивида к индивиду, от одной культурной единицы к другой. Это, своего рода, взаимодействие, при помощи которого передаётся и принимается информация [17, с. 49].

Я.В. Лето в статье «Понятие общение и коммуникация» трактует коммуникацию, как:

информационный процесс и передачу сообщений;

как непрерывный процесс, в течении которого индивиды взаимодействуют друг с другом, устанавливая межличностные взаимоотношения;

как акт с помощью которого человек получает или предоставляет информацию о потребностях, знаниях, желаниях [11, с. 770].

М.Ю. Коваленко в книге «Теория коммуникаций» предлагает следующее описание процесса коммуникации. Он утверждает, что коммуникация представляет собой обмен смысловой информацией между индивидами, при котором сообщение или сигнал в виде знаков или символов передается целенаправленно, принимается в соответствии с определенными правилами, независимо от того, приводит ли этот процесс к ожидаемому результату». М.Ю. Коваленко выделяет четыре основных элементов коммуникативного процесса: отправитель – коммуникатор; сообщение; канал; получатель информации [8, с. 27].

По способу использования, коммуникация подразделяется на:

Разговорную, т.е. вербальную коммуникацию, под которой мы понимаем процесс общения с помощью языка.

Письменную, которая подразумевает под собой различного рода письма, статьи, объявления, распоряжения и т.д.

Невербальную, а именно: язык тела, тональность речи, паузы, акцент внимания, на чём- либо и т.д [6, с. 11].

Е.П. Гутник в статье «современные теории представления о коммуникативных компетенциях» выделил следующие тапы процесса коммуникации:

Планирование.

Установление контакта с объектом отношений.

Обмен необходимой информацией.

Рефлексия [5, с. 774].

Таким образом, коммуникацию можно рассматривать с различных точек понимания данного термина: коммуникацию в широком смысле, как одну из основ жизнедеятельности индивида и как различные формы речевой и языковой деятельности; коммуникацию как различный обмен информацией; коммуникацию как умственный процесс, который имеет обширный, содержательный план и связан с различными ситуациями; коммуникацию как основу экзистенционального отношения между людьми и процесс, в котором человек определяется в социуме и находит понимание своего бытия.


Для того чтобы коммуникация состоялась, необходимо как минимум наличие двух сторон. Коммуникация предъявляет требования к каждому из них, таким образом, все участники коммуникации должны обладать способностью видеть, слышать, ощущать, трогать. Эффективная коммуникация требует от каждого из сторон определённых навыков, умений и главное, определённой степени взаимного понимания.

Исходя из вышесказанного, следует сделать ввод о том, что у большинства авторов коммуникация рассматривается, как процесс передачи информации, обмена мыслями, эмоциями и взаимодействия между людьми. Также следует помнить о том, что коммуникация это не просто передача информации от индивида к индивиду, это ещё эмоциональный и экспрессивный процесс, который важно учитывать.

1.2 Коммуникации в профессиональной деятельности

Процесс профессиональной коммуникации является важнейшей основой функционирования предприятия, он существенно влияет на оценку квалификации кадров. Профессиональные коммуникации играют большую роль при принятии руководителем эффективных решений и донесении их до своей команды.

В.Н. Корнеенко выделяла 4 типа коммуникации: материальную, генетическую, психическую и социальную. Разновидностью социальной коммуникации является профессиональная коммуникация [9, с. 127].

В.М. Корнеенко в статье «Профессиональная коммуникация как один из элементов кадрового потенциала» под профессиональной коммуникацией понимает основу эффективного взаимодействия сотрудников компании. Он писал о том, что от того как быстро и эффективно передают работники важную информацию, определяется весь темп работы предприятия [9, с. 128].

Л.В. Хохоева в статье «Профессиональная коммуникация как средство социализации специалиста в профессиональной среде» под профессиональной коммуникацией понимает процесс взаимодействия работников, который направлен на организацию и оптимизацию какого-либо вида деятельности, а партнёр по общению всегда выступает как личность, значимая для другого.

Основными задачами профессиональной коммуникации, по мнению Л.В. Хохоевой являются:

Продуктивное сотрудничество.

Стремления к сближению цели.

Улучшение партнёрских отношений [21, с. 118].

Т.И. Акимова в статье «К вопросу об этических аспектах профессиональных коммуникаций» под профессиональной коммуникацией понимает деловое общение в какой-либо сфере деятельности, которое характеризуется строгой направленностью и осуществляется в соответствии с субординацией [1, с. 55].