Файл: Анализ внешней и внутренней среды организации (Анализ внутренней и внешней среды на примере предприятия).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.04.2023

Просмотров: 35

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Каждое предприятие функционирует, эволюционирует под влиянием процессов, законов внутренней и внешней среды. Среда не должна отторгать такую эволюцию, а наоборот, стимулировать, ускорять и избавлять от шумов процессы организации. Важно системно анализировать, оценивать, структурировать и исследовать эволюционный потенциал развития предприятия. Потенциал, дающий конкурентные рыночные возможности (в первую очередь, организационные, адаптационные, саморегуляционные), позволяющие выживать, сохранять устойчивость, не только финансовую, на определенном временном отрезке.

Для того, чтобы успешно управлять угрозами и эффективно использовать возможности, отнюдь не достаточно только одного знания о них. Можно знать об угрозе, но не иметь возможности противостоять ей и из-за этого потерпеть поражение. Также можно знать об открывающихся новых возможностях, но не обладать потенциалом для их использования и, как следствие, не суметь получить отдачи от них.

Эта информация является полезной для обработки эффективной стратегии взаимодействия фирмы с внешним окружением, так как позволяет оценить соответствие возможностей предприятия рыночным запросам. На основе этого разрабатываются обоснованные программы развития компании и ее поведения на рынке, принимаются решения по набору стратегических зон хозяйствования.

Цель данной работы – провести анализ внутренней и внешней среды предприятия.

Для достижения цели, были поставлены следующие задачи:

- исследовать теоретические основы анализа внутренней и внешней среды предприятия,

-провести анализ внутренней и внешней среды на примере предприятия ООО «Арбат»,

- предложить мероприятие, повышающие эффективность деятельности предприятия ООО «Арбат».

Объект работы - предприятие ООО «Арбат»,

Предмет работы - анализ внутренней и внешней среды предприятия ООО «Арбат».

1. Теоретические основы анализ внутренней и внешней среды предприятия

1.1. Критерии и процедура анализ внутренней и внешней среды предприятия


Внутренняя среда включает совокупность: структурные, внутриорганизационные (внутрикорпоративные), технологические, кадровые факторы, процессы. Структурная организация – отражение отношений, связей предприятия (компании), подразделений, бизнеса, государства и их интеграционное взаимодействие. Внешняя среда ‒ отражение обеспечения ресурсами, необходимыми для жизнедеятельности, устойчивого стратегического развития системы[1].

Внешняя среда фактор устойчивой конкурентоспособности, жизнедеятельности предприятия. Внешнюю среду характеризуют такие атрибуты, как сложность, мера разнообразия в окружении системы, предприятия, а также динамичность, изменчивость ее определяющих факторов, характеристик (частотность, величина, регулярность и др.).

Появление новых технологий анализа, методов декомпозиции, адаптации позволяют подойти к проблеме исследования влияния управляющих факторов (в том числе, случайного характера), бизнес-процессов (особенно, управления, работы с кадрами) с новых позиций, с позиций актуализации макроокружения предприятия (производителя, партнера, поставщика, регулятора, конкурента и др.). Современное предприятие должно быть с адаптивным управлением, эффективно приспосабливающимся к изменениям окружения, обеспечивающим достаточный адаптационный потенциал[2].

Менеджмент высшего и среднего звена должен снимать неопределенности, повышать адаптивность к изменениям окружения, воздействовать на процессы внутреннего характера. Самоорганизующаяся система с «диффузией» через границу экономической ниши приспосабливает окружение к своим целевым установкам. Например, АО создают ООО, ОАО, которые влияют на макроэкономическую обстановку. Предприятие эволюционирует в определенной среде, с определенным эволюционным потенциалом, стремясь не сойти с ресурсообеспеченного устойчивого продвижения по траектории жизнеспособности, конкурентоспособности.

Оценивается внешняя среда, чтобы выяснить изменения, риск-ситуации, благоприятное сочетание параметров (факторов) для эффективного развития, прогнозировать траекторию, снять неопределенности (угрозы) и др. Семинары, квесты, ситуации помогают быстро, устойчиво овладеть объемной, ценной информацией, компетенциями, без значительных ресурсов (не только финансовых, но и временных, организационных).

Уровень компетентности, творческий, креативный подход – «визитка» предприятия, менеджмента, которую ни один руководитель, партнер, инвестор без должного интереса не оставит. Должны быть задействованы эксперты- практики, они способны обучать не только методам, но и эвристическим приемам, передавать практический опыт, мастерство. Для обеспечения достаточной эволюционной устойчивости, необходима не только конкурентоспособность, эффективная стратегия не только функционирования предприятия, но и анализ среды предприятия, продвижения продукции.


Анализ внешней среды, оценивание ее состояния, факторов поможет в этом. Для анализа необходимо идентифицировать базовое направление предприятия, оценить рынок, рыночную текущую ситуацию, учесть факторы политические (стабильность), экономические (инфляция, капитал, доход населения, налоги, спрос, конкуренция и др.), социальные (занятость, предпочтения и др.), технологические (ИТ, инновации), экологические (климатическая зона и др.).

Можно применить SWOT-анализ. Затем проводится анализ внутренней среды, оценка внутрисистемного потенциала предприятия[3], его релевантность целевой установке предприятия. При необходимости она адаптивно корректируется, в зависимости от факторов внешней среды. Эластичность, гибкость факторов позволит это делать успешно, если идентифицированы адекватные критерии, меры.

В качестве критериев можно принять:

‒ организационный (компетентность менеджмента, квалификация работников, корпоративная сплоченность, результативность и др.);

‒ производственный (качество продукции, себестоимость и др.);

‒ финансовый (издержки, оборота средств, платежеспособность и др.);

‒ инновационный (темп инновационного обновления, окупаемость вложений и др.);

‒ инвестиционный (инвестиционная привлекательность);

‒ рекламно-маркетинговый (эффективность рекламы, брэндность, обновление ассортимента, ценообразование, сервис и др.).

Только при релевантном анализе всей (внешней, внутренней) среды предприятия можно учесть нюансы управляемости, конкурентоспособности предприятия. Эффективной организации, реализации бизнес-процессов (особенно, управления) – главное в обеспечении устойчивой работы предприятия, построении, реализации стратегии его развития. При решении такой сложной проблемы с множеством разнообразных, разнородных задач важно иметь релевантные интегральные критерии эффективности бизнес-процессов. Интегральные меры, как показатели эффективности траектории, помогут повысить объективность используемых оценочных критериев, их независимость от выборки предприятий, добиться дифференцирующей способности таких критериев (оценок).

Предприятию потребуется выбирать структуру, приближенную максимально к конкретным критериям. Необходим системный подход, экономико-математическое, инфологическое моделирование процессов, интеллектуальная поддержка решений[4].

Важна методика обеспечения конкурентоспособности, которая позволяла бы планировать и обеспечивать конкретные мероприятия для этого. Необходимы поддерживающие мероприятия: реинжиниринговые; интеграционные; организационно-технологические; сертификационные, стандартизации; оптимизации планирования-бюджетирования; высокотехнологичные; оценки, обеспечения эффективности труда персонала и др.


Конкретные предприятия могут рассматривать и свои, конкретные микроэкономические рычаги (например, в рамках KPI и др.). Предприятие нуждается остро в новом инструментарии повышения заработанной платы и роста капитала, конкурентоспособности.

Например, в критериально устанавливаемых фонде зарплаты (30%) и накладных расходах (70%) и др. Подобные диапазоны следует идентифицировать для основных бизнес-процессов управления. Оптимальное (рациональное) решение достигается рассмотрением и анализом альтернативных вариантов.

Предлагается следующая процедура:

‒ идентификация направления стратегической цели;

‒ установление критерия разрешимости, адекватности предлагаемого решения, его границ;

‒ выработка, оценка возможных вариантов альтернатив снижения вероятности ошибки, улучшения релевантности;

‒ оценка риска, неблагоприятного исхода факторов внутренней и внешней среды предприятия;

‒ выбор решения из альтернатив, принятие предпочтительного по рассматриваемому критерию решения; ‒ анализ решения.

Учет факторов среды, опора на критерии принятия результативного решения потребуют и практической реализации принятого решения, его успешности на всех стадиях.

1.2. Влияние внутренней и внешней среды на эффективность предприятия

Организация является сложным хозяйствующим субъектом, включенным в финансово-экономическую, торговую (в частности спрос на товары и услуги), технико-технологическую, политическую среду.

Данная среда обладает определенными параметрами, свойствами, имеет некие закономерности и силу действия. Ее обозначают в качестве внешней среды. Любое предприятие имеет тесную взаимосвязь с различными внешними организациями, ситуациями и условиями, оказывающими на нее как косвенное, так и прямое воздействие, то есть в определенной степени организация зависит от показателей внешней среды.

В связи с этим представляется важным учет показателей, влияющих на деятельность предприятия, при осуществлении грамотного и рационального управления хозяйствующим субъектом. Весьма важными для организации являются и показатели, характеризующие внутреннюю среду.

На рисунке 1.1 представлено внутренние и внешние факторы предприятия и их направления влияния на хозяйственную деятельность.


Рисунок 1.1 – Воздействие различных показателей на деятельность организации[5]

В качестве данных показателей обозначают все то, что не выходит за пределы предприятия и определяет его содержательную сторону, непрерывное и стабильное функционирование. В первую очередь - это персонал организации, наличие необходимых материальных ресурсов для ведения финансово-хозяйственной деятельности.

Внутренний потенциал организации также составляет установленная система управления всеми финансово-хозяйственными процессами, ее содержательные стороны, полнота охвата. Как показали исследования, внешние и внутренние показатели являются взаимосвязанными между собой.

К примеру, такой внутренний показатель, как кадры, кадровая политика зависят от ситуации на рынке труда. Дефицит определенных специалистов на рынке труда ведет к тому, что руководство вынуждено выстраивать лояльную и полноценную систему управления человеческими ресурсами на предприятии, удовлетворяющую потребности наиболее ценных сотрудников. Для осуществления рационального и эффективного управления необходимо учитывать эту взаимосвязь.

Все показатели оказывают разную степень влияния на деятельность предприятия, то есть они неравноценны. Для того, чтобы отдельно взятая организация имела стабильную финансовую устойчивость и платежеспособность следует проводить оценку весомости того или иного внутреннего, внешнего показателя, возможные пути изменения его параметра, усиления или ослабления его влияния на дальнейшую деятельность. Необходимо отметить, что выделяют внешние показатели, которые могут оказывать косвенное воздействие.

То есть они, напрямую не оказывают влияния на организацию и на ее функционирование. Однако, за счет их влияния на другие аспекты затрагивают общее экономическое развитие. Это такие показатели, как демография, уровень социального обеспечения населения, наличие определенного количества всевозможной социальной, предпринимательской, консалтинговой, транспортной инфраструктуры, показатели развития технологий и техники. Показатели, оказывающие косвенное влияние, управленческому персоналу наиболее сложно определить и спрогнозировать.

Информацию и характеристики таких показателей можно найти в различных официальных статистических источниках. Зачастую именно эти показатели и не учитываются при определении экономического состояния предприятия.