Файл: Анализ внешней и внутренней среды организации (Анализ внутренней и внешней среды на примере предприятия).pdf
Добавлен: 05.04.2023
Просмотров: 71
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы анализ внутренней и внешней среды предприятия
1.1. Критерии и процедура анализ внутренней и внешней среды предприятия
1.2. Влияние внутренней и внешней среды на эффективность предприятия
2. Анализ внутренней и внешней среды на примере предприятия
2.1. Краткая характеристика предприятия
В структуре работников «Арбат» преобладает возрастная группа от 18 до 30 лет – 52%, далее идет возрастная группа от 30 до 40 лет – 35%. Работники в возрасте от 40 до 50 лет составляют 13%.
Рисунок 2.4 – Возрастной состав сотрудников предприятия за 2017-2018 гг., %
В таблице 2.4, представлена информация о страже сотрудников предприятия ООО «Арбат».
Таблица 2.4 - Информация о трудовом стаже работников ООО «Арбат» в 2018 году, чел.
Стаж |
От 0 до 1 года |
От 1 до 3 лет |
От 3 до 5 лет |
От 5 до 10 лет |
От 10 до 20 лет |
От 20 до 30 лет |
Общий |
2 |
7 |
9 |
6 |
5 |
2 |
Работа в сфере производства хлебобулочных изделий |
7 |
8 |
7 |
7 |
2 |
- |
Работа в «Арбат» |
9 |
12 |
5 |
3 |
2 |
- |
Работающих более 10 лет всего 2 человека, но это не является показателем высокой текучести кадров, так как ООО «Арбат» функционирует всего 10,5 лет. Наибольшее количество постоянно работающих человек работают там от 1 года до 3 лет, таких насчитывается 12 человек. Работающих от 3 до 10,5 лет – 10 человек. Работающих до 1 года – 9 человек.
Следовательно, текучесть кадров высокая, что может быть свидетельством неэффективного управления трудовыми ресурсами, низкой мотивации персонала, повышенной конфликтности в «Арбат».
2.3. Оценка внешней среды предприятия
Проведем анализ факторов конкуренции с помощью модели «5 сил» М.Портера. Портер выделил 5 сил, которые определяют уровень конкуренции в отрасли:
- конкуренция между компаниями;
- угроза появления на рынке товаров-субститутов;
- сила покупателей;
- сила поставщиков;
- проникновение новых конкурентов.
Таблица 2.5 - Анализ интенсивности сил Портера в отрасли ООО «Арбат»
Фактор конкуренции |
Характеристики отрасли |
Характеристика проявления фактора |
Оценка |
Внутриотраслевая конкуренция |
Наличие сильных соперников |
Сильное |
4 |
Медленное увеличение спроса на продукцию |
Среднее |
3 |
|
Соперничество бренда, продукта |
Среднее |
3 |
|
Барьеры входа в отрасль |
Высокие |
4 |
|
14 |
|||
Поставщики |
Концентрация поставщиков |
Слабое |
1 |
Потери при смене поставщиков |
Слабое |
1 |
|
Сила влияния сырья поставщика на качество и цену |
Слабое |
2 |
|
Увеличение стоимости услуг поставщика |
Среднее |
3 |
|
7 |
|||
Потребители |
Высокая концентрация покупателей |
Среднее |
3 |
Важность качества продукции для покупателей |
Слабое |
2 |
|
Степень дифференциации продукции |
Среднее |
3 |
|
Угроза сговора между потребителями |
Среднее |
3 |
|
12 |
|||
Товары-заменители |
Появление инновационного продукта у конкурента |
Среднее |
3 |
Активность производителей товаров- заменителей |
Слабое |
2 |
|
Привлекательное соотношение цена-качество у товаров заменителей |
Среднее |
2 |
|
7 |
|||
Конкуренты |
Привлекательность отрасли для новых конкурентов |
Сильная |
5 |
Входные барьеры |
Среднее |
3 |
|
Политика со стороны действующих организаций |
Слабое |
5 |
|
13 |
1) Конкурентная борьба в отрасли ООО «Арбат»
В отрасли конкурентная борьба является действующей силой, так как на рынке есть ведущие компании, которые предлагают широкий ассортимент услуг по умеренным ценам, а также высокого качества. Постоянно разрабатываются и внедряются новые виды, чтобы соответствовать предпочтениям потребителей.
2) Угроза появления новых конкурентов в отрасли ООО «Арбат»
Возможность появление новых конкурентов средняя, это связано с большим влияние фактора имиджа и наличием сильных соперников на рынках отрасли.
3) Угроза появления товаров-субститутов
В отрасли ООО «Арбат» отсутствуют товары-субституты, так как услуги и проекты по-своему уникальна.
4) Сила покупателей
Действие данной силы для ООО «Арбат» будет значительно, так как:
- на рынке присутствует большое количество корпоративных клиентов;
- представленные на рынке услуги должны соответствовать действующим стандартам.
5) Сила поставщиков (способность поставщиков диктовать свои условия).
- поставщики товаров и услуг, которые использую РФ оказывают минимальное влияние.
Таким образом, особое внимание следует обратить на конкурентов.
Таблица 2.6 - SWOT – анализ лидерского потенциала ООО «Арбат» на рынке
Возможности (O) |
Угрозы(T) |
|
Сильные стороны (S) |
поле «SO» Повышение качества за счет внедрения в практическую деятельность новых технологий. Сокращение доли фирм-конкурентов и увеличение за счет этого занимаемой доли. Развитие материально-технической инфраструктуры деятельности |
поле «ST» Потеря ключевых сотрудников. Ценовая политика включает оптимизацию расходов и ценовую конкуренцию Осознание необходимости развития для укрепления своих позиций на рынке через инновационную деятельность и лидерство руководителей |
Слабые стороны (W) |
поле «WO» Повышение квалификации сотрудников и устранение дефицита профессиональных сотрудников в вопросах маркетинговой деятельности и продвижения |
поле «WT» Неэффективные маркетинговые коммуникации приводят к отсутствию заинтересованности целевой аудитории. |
В данной работе, мы выделили следующих конкурентов предприятия ООО «Арбат»:
- ООО «УНИКМА»,
- ООО «СММ».
В таблице 2.7 представлена сравнительная характеристика изучаемых игроков рынка.
Таблица 2.7 - Сравнительная характеристика конкурентов предприятия ООО «Арбат»
Компания |
Ассортимент |
Масштаб |
Присутствие на рынке |
Маркетинговая активность |
ООО «Арбат» |
Широкий выбор |
Средняя компания, регион |
Не входит в число лидеров, примерный объем рынка менее 0,1% |
Реклама в Интернет, реклама в СМИ, акции. |
ООО «УНИКМА» |
Широкий выбор |
Средняя компания |
Не входит в число лидеров, примерный объем рынка менее 0,1% |
Активная рекламная политика. |
ООО «ССМ» |
Широкий выбор |
Средняя компания, |
Не входит в число лидеров, примерный объем рынка менее 0,1% |
Реклама |
В качестве основных параметров оценки конкурентов, были выбраны следующие: 1) конструктивная подготовка; 2) качество продукции; 3) цена продукции; 4) доступность места продаж; 8) предпродажная подготовка; 6) послепродажное обслуживание; 7) система взаимодействия с потребителями продукции; 5) стимулирование сбыта.
Оценка произведена автором на основании открытых данных сравниваемых компаний. Шкала оценки от 1 до 10 (10- мах значение балла оценки). Сравнительная оценка приведена в таблице 2.8.
Таблица 2.8 - Сравнительный анализ конкурентоспособности ООО «Арбат» по отношению конкурентов
ООО «Арбат» |
|||
ООО «ССМ» |
ООО «УНИКМА» |
||
1) конструктивная подготовка |
8 |
10 |
|
2) качество продукции |
9 |
9 |
|
3) цена продукции |
9 |
9 |
|
4) доступность места продаж |
10 |
9 |
|
5) стимулирование сбыта |
8 |
9 |
|
6) послепродажное обслуживание |
9 |
10 |
|
7) система взаимодействия с потребителями продукции |
9 |
9 |
|
8) предпродажная подготовка |
8 |
10 |
|
70 |
69 |
75 |
Итак, по данным таблицы, наибольшее количество баллов набирает предприятия ООО «УНИКМА» - 75. Далее на рисунке 2.5 представим схему оценки конкурентоспособности предприятия по параметрам.
Рисунок 2.5 - Оценки конкурентоспособности предприятия по параметрам
По данным критериям продукция ООО «Арбат» занимают вторую позицию.
Таким образом, по результатам анализа можно констатировать, что:
1. конкурентные преимущества для продукции ООО «Арбат»:
- Доступность.
2. конкурентный паритет для продукции ООО «Арбат»:
- Качество.
- Цена.
- Система взаимодействия с потребителями продукции.
3. конкурентное отставание для ООО «Арбат»:
- Стимулирование сбыта.
2.4. Разработка мероприятия, повышающего эффективность деятельности предприятия
В качестве основной стратегической цели развития ООО «Арбат» предлагается использовать концепцию «фокусировки на лидерстве» на рынке, в рамках которой инвестиционный аспект реализации стратегии должен быть основан на:
- ограниченном росте,
- повышении степени вертикальной интеграции инвестиционных программ,
- увеличение и поддержании эффективности проектов,
- постоянном расширение доступа к наиболее привлекательным ресурсам для развития компании на рынке (в том числе и человеческим) (рисунок 2.6).
Рисунок 2.6 - Ключевые аспекты стратегирование развития ООО «Арбат» на рынке
Дерево стратегических целей ООО «Арбат» включает в себя:
0 уровень – стать лидером.
1 уровень:
1 – повышение эффективности использования инвестиционного потенциала ООО «Арбат»
2 – оптимизировать инвестиционные программы ООО «Арбат»
2 уровень:
1.1 – выход на новые сегменты
1.2 – развитие дополнительных услуг
1.3 - развитие персонала
2.1 – исключить из товарного портфеля продукцию с низкой рентабельностью
2.2 – усилить контроль над затратами производства продукции
3 уровень:
1.1.1 – продуктовая дифференциация
1.1.2 - географической диверсификации
1.1.3 – повысить узнаваемой у целевой аудитории
1.2.1 – разбитие дистанционные продажи
1.2.2 – услуги по консультации
1.2.3 – услуги проектного управления
1.3.1 – повысить мотивацию и вовлечение персонала
1.3.2 – проводить развитие персонала
2.1.1. – исключать продукцию с нормой прибыли меньше 20%
2.1.2 – увеличивать долю с нормой прибыли больше 30%
2.2.1 - увеличение экономии от масштаба при продолжении роста деятельности
2.2.2 – ввести гибкие технологи управления инвестиционными проектами - оптимизации процессов
2.2.3 – вести более активные инвестиции в человеческий капитал.
Предлагает не расширять штата, а оптимизировать бизнес-процессы за счет применен аутсорсинга.
Сущность аутсорсинга основывается на идее экстернализации бизнес - процессов и концепции виртуальной организации, предполагающих разделение функций организации на основные и второстепенные, и дальнейшую передачу второстепенных функций внешней организации, которая специализируется на этих функциях и более эффективно решает поставленные перед ней задачи.
Изначально аутсорсинг в малом бизнесе рассматривался как инструмент оптимизации издержек, используемый менеджментом организации для повышения ее эффективности.
На основании сказанного выше можно сформулировать условия эффективной организации аутсорсинга: правильный выбор бизнес-процесса для передачи внешнему оператору; правильное определение степени передачи процесса аутсорсеру; определение правильного сочетания рыночных и нерыночных методов в отношениях с аутсорсером; правильный выбор аутсорсера; корректно составленный договор об аутсорсинговом сотрудничестве.
Предлагается передать на аутсорсинг бухгалтерское сопровождение и IT – сопровождение бизнес - деятельности компании. Критерии принятия решения о передаче бизнес-процессов на аутсорсинг представлены в таблице 2.9.
Таблица 2.9 - Критерии принятия решения о передаче бизнес-процессов бухгалтерского учета и IT сопровождения ООО «Арбат» на аутсорсинг
Критерий решения |
Описание условий решения |
Оценка относительно IT сопровождения |
Оценка относительно бухгалтерского сопровождения |
Целесообразность |
Соответствие достижению целей реструктуризации путем передачи бизнес-процессов ООО «Арбат» на аутсорсинг |
Полностью соответствует |
Соответствует |
Возможность |
Выполнение внешних и внутренних условий, необходимых для реализации передачи бизнес-процессов ООО «Арбат» на аутсорсинг |
Выполняете в полной мере |
Выполняете в полной мере |
Сложность |
Выполнение ограничений по степени усложнения организационной структуры ООО «Арбат»в результате передачи бизнес-процессов на аутсорсинг |
Структура упрощается |
Структура упрощается |
Своевременность |
Выполнение условий по срокам достижения целей реструктуризации путем передачи бизнес-процессов ООО «Арбат» на аутсорсинг |
Соответствует положению ООО «Арбат» и рыночным тенденциям |
Соответствует положению ООО «Арбат» и рыночным тенденциям |
Стоимость |
Соответствие прогнозируемого экономического эффекта от передачи бизнес-процессов на аутсорсинг соответствующим затратам с учетом наличия или отсутствия потребности в привлечении финансирования |
Среднерыночная стоимость услуг аутсорсинга ниже затрат на обеспечения деятельности данного подразделения ООО «Арбат» |
Среднерыночная стоимость услуг аутсорсинга ниже затрат на обеспечения деятельности данного подразделения ООО «Арбат» |