Файл: Анализ внешней и внутренней среды организации (Анализ внутренней и внешней среды на примере предприятия).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.04.2023

Просмотров: 39

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Кроме косвенных, выделяют показатели внешней среды, которые оказывают прямое воздействие на организацию в различной степени. То есть от них напрямую зависит жизнеспособность организации, ее стабильность и непрерывность деятельности. Это такие показатели как наличие спроса на рынке товаров и услуг, в частности на продукцию конкретной организации, действие конкурентных сил, наличие предложения, наличие и качество нормативно-правовых источников, касающихся организационной деятельности, количественные показатели поставщиков, логистических схем, кредитных организаций, способных обеспечить предприятие заемными средствами, спонсоров, готовых вложиться в деятельность организации и т.д.

Кроме внешних, как было отмечено выше, выделяют и внутренние показатели. Это показатели, которые формируются в рамках финансово-хозяйственной деятельности конкретного предприятия. Среди них можно обозначить численность сотрудников на предприятии, их дефицит и избыток; наличие определенного количества ресурсов, необходимых для ведения деятельности - производственные мощности, объем реализуемых товаров, предоставляемых услуг, выполняемых работ; объем собственного капитала и т.п.

Заплатинская А.Ю[6]. говорит о том, что организация вынуждена подстраиваться под показатели внешней среды. Это означает, что неизолированное предприятие попросту не может существовать без учета показателей внешней среды. Как утверждает Заплатинская А.Ю., любая организация представляет собой открытую систему. Соответственно, внешние показатели оказывают серьезное воздействие на организацию и необходимо проводить их постоянную оценку.

2. Анализ внутренней и внешней среды на примере предприятия

2.1. Краткая характеристика предприятия

Итак, данная работа написана на основе предприятия ООО «Арбат». Полное юридическое наименование предприятия: общество с ограниченной ответственностью «Арбат». Организационной формой деятельности компании являет общество с ограниченной ответственностью.

Вид собственности ООО «Арбат» - 100% частная собственность.


Масштаб деятельности ООО «Арбат» – региональный.

Юридический адрес компании ООО «Арбат» - 673370, Забайкальский край, Шилкинский район, город Шилка, Комсомольская улица, 167.

Предприятие ООО «Арбат» образовано в соответствии со ст. 11 ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» [7] на неопределенный срок.

Основными видами деятельности компании ООО «Арбат» является:

  • производство хлеба и мучных кондитерских изделий, тортов и пирожных недлительного хранения,
  • выращивание зерновых культур,
  • выращивание зернобобовых культур.

2.2. Оценка внутренней среды предприятия

Организационная структура компании включает относительно небольшое число уровней иерархии, большинство функциональных подразделений через своих руководителей подчинены непосредственно генеральному директору, стратегически важные для выполнения работ подразделение управляется подчиняющимся генеральному директору (рисунок 2.1).

Генеральный директор

Зам. директора по общим вопросам

Директор финан-сово-экономического отдела

Коммерческий директор

Главный

инженер

Транспортный отдел

Технологи-ческий отдел

Лаборатория

Планово-экономический отдел

Бухгалтерия

Отдел снабже-ния и сбыта

Склады

Хлебобуло-чный отдел

Кондитерс-кий отдел

Главный технолог

Рисунок 2.1 - Организационная структура ООО «Арбат»

Организационная структура предприятия имеет линейно-функциональный вид. Данная структура имеет три уровня управления:

- 1 уровень – генеральный директор,

- 2 уровень – руководители подразделений,

- 3 уровень – сотрудники подразделений.

На предприятии ООО «Арбат» имеются три основных блока управления:

1. Блок производства, содержащий;

2. Блок обеспечения, содержащий вспомогательные службы обеспечивающие бесперебойную работу основного производства;

3. Блок управления и учета.

Каждое подразделение работает в соответствии с утвержденными положениями и должностными инструкциями на каждого работника.

Генеральный директор руководит производственно-хозяйственной и финансово-экономической деятельностью и несет ответственность за последствия принимаемых решений, результаты деятельности.


Коммерческий директор осуществляет рациональную организацию поступления материальных ресурсов; сбыт продукции.

Бухгалтерия «Арбат» состоит из одного специалиста – главного бухгалтера, который отвечает за формирование учетной политики, ведение бухгалтерского учета, представление отчетности в налоговые органы.

Основным отелом реализуем общие планы является ПЭО ООО «Арбат» ориентирован, прежде всего, на планирование экономических показателей, которые входят в систему менеджмента и обеспечивают процесс непрерывного улучшения хозяйственной деятельности предприятия.

Данный отдел возглавляется начальником отдела, которому подчиняются аудитор и менеджер.

Таблица 2.1 - Матрица ответственности ПЭО ООО «Арбат»

Наименование работы (процесса)

Должность

Начальник отдела

Аудиторы

Менеджеры

Контроль соблюдения планов

О,И

У

У

Обработка результатов внутренних аудитов и составление отчетности

И

О

У

Разработка и реализация предупреждающих и корректирующих действий на планы

И

О,У

У

Организация документооборота в части, касающейся планирования

И

У

О,У

Примечание: в таблице использованы следующие условные обозначения:

И - получает информацию о проведении процесса (работы) и результатах;

У - участвует в проведении работы;

О - ответственный, отвечает за проведение и конечный результат работы.

На основании данных таблицы 2.1 видно, что деятельность отдела включает 4 основных процесса. За процесс контроля над соблюдением планов отвечает начальник отдела, участвует в данном процессе аудитор и менеджер. За процесс обработки результатов внутренних аудитов и составление отчетности отвечает аудитор, менеджер участвует в данном процессе, а начальник отдела получает информацию о ходе данного процесса.

За процесс разработки и реализация предупреждающих и корректирующих действий на планы отвечает аудитор, менеджер участвует в данном процессе, а начальник отдела получает информацию о ходе данного процесса.

За процесс организации документооборота в части, касающейся планирования отвечает менеджер, аудитор участвует в данном процессе, а начальник отдела получает информацию.

Основные функции планово-экономического отдела ООО «Арбат»


1. Разработка и подготовка проектов годовых, квартальных и перспективных планов экономической деятельности ООО «Арбат», а также обоснований и расчетов к ним.

2. Обеспечение доведения показателей планов, смет расходов структурных подразделений ООО «Арбат».

3. Разработка технико-экономических нормативов материальных и трудовых затрат, экономически обоснованных планово-расчетных тарифов на выполнение работ и оказание услуг ООО «Арбат».

4. Проведение экономического анализа хозяйственной деятельности ООО «Арбат» и своевременная разработка мер по эффективному использованию финансовых ресурсов, снижению себестоимости услуг, повышению рентабельности, увеличению прибыли.

5. Составление установленной оперативной и статистической отчетности ООО «Арбат».

6. Контроль соблюдения штатной дисциплины, расходования фонда заработной платы, правильности установления наименования профессий и должностей, тарификации работ в соответствии с квалификационными справочниками, а также соблюдения режимов труда и отдыха и трудового законодательства.

Далее проведем анализ кадрового состава предприятия ООО «Арбат» и кадровой политики.

Текущая кадровая политика решает следующие задачи, определяющие направление кадровой деятельности:

  • обеспечение ООО «Арбат» кадрами требуемых профессий, специальностей и квалификации;
  • организация обучения и развития персонала ООО «Арбат»;
  • обеспечение соблюдения трудового законодательства, локальных нормативных актов и организационно-распорядительных документов администрации.

Сущность кадровой политики ООО «Арбат» можно рассматривать как систему знаний, взглядов, принципов, методов и практических мероприятий кадрового менеджмента компании, направленных на установление целей, задач, форм и методов кадровой работы во всех сферах деятельности.

Политика управления персоналом связана со стратегией ООО «Арбат», при этом она нацелена на оперативное планирование и базируется на концепции развития предприятия, поэтому целью управления персоналом является формирование сплоченного, квалифицированного, ответственного и производительного коллектива сотрудников ООО «Арбат», способного осуществить стоящие перед ним задачи по развитию.

Кадровая политика ООО «Арбат» относится к отрытому и реактивному типу. В качестве главного критерия эффективности проводимой кадровой политики ООО «Арбат» следует выделить решение задачи по формированию компетентного кадрового состава, способного выполнять производственные функции.


Большинство технологий управления персонала ООО «Арбат» служат базовой цели создания «команды» - коллектива единомышленников и поддержания «корпоративного духа» - атмосферы деловой, сплоченной, доброжелательной и гармоничной.

На рисунке 2.2 представлена модель управленческого воздействия на работников компании.

Рисунок 2.2 - Модель управленческого воздействия

В таблице, рассмотрим состав персонала предприятия ООО «Арбат» за 2017-2018 гг.

Таблица 2.2 - Информация о численности работников ООО «Арбат» за 2017-2018гг.

Показатели

2017г.

Структура, %

2018г.

Структура, %

Отклонение

+/-

Прирост,%

Общая численность работников, в т.ч.:

29

100

31

100

2

7

- численность специалистов (технолог, кулинары, пекари, кондитеры), в т.ч.:

9

31

12

39

3

33

а) женщин

5

17

7

23

2

40

б) мужчин

4

14

5

16

1

25

Общая численность работников гостиницы «Арбат» за период увеличилась на 2 чел. или на 7%, - увеличение незначительное, значит, предприятие работает стабильно, значительного расширения деятельности не наблюдается.

Численность специалистов возросла намного больше (33%), чем численность всего персонала (7%).

При этом увеличение численности женщин составило 2 чел. (на 40%), численность мужчин увеличилась на 1 чел. (или на 25%).

Гендерный состав сотрудников предприятия представлен на рисунке.

Рисунок 2.3– Гендерный состав персонала предприятия ООО «Арбат» за 2017-2018 гг., %

В 2018 году большая часть сотрудников компании - женщины 58,3%.

В таблице рассмотрим информацию о возрастном составе сотрудников предприятия ООО «Арбат».

Таблица 2.3 - Информация о возрастном составе работников ООО «Арбат» за 2017-2018 гг.

Показатели

2017г.

Структура, %

2018г.

Структура, %

Отклонение

+/-

%

От 18 до 30 лет

15

52

16

52

1

7

От 31 до 40 лет

9

31

11

35

2

22

От 41 до 50 лет

5

17

4

13

-

-20

ИТОГО:

29

100

31

100

2

7