Файл: Эффективность менеджмента организации (Разработка сбалансированной системы).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.04.2023

Просмотров: 41

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

«Эффективность менеджмента организации»- часто используемое выражение в деловых разговорах, интерпретируемое каждым собеседником по-разному.

Чтобы разобраться в сущности и значении выражении «эффективности менеджмента» была выбрана данная тема курсовой работы

Так же актуальность темы курсовой обусловлена тем, что в период роста значимости управленческого труда, важно понимать, как оценивать эффективность менеджмента и как повлиять на нее.

Целью курсовой работы будет раскрыть изучение теоретических и практических материалов направленных на изучение понятия «эффективность менеджмента организации», оценку эффективности менеджмента и определение способов ее повышения. Цель курсовой работы достигается за счет реализации задач:

- раскрыть сущность эффективности менеджмента организации;

-проанализировать пути повышения эффективности менеджмента организации;

-проанализировать методологические подходы оценки эффективности менеджмента организации;

-проанализировать практику разработки и внедрения сбалансированной системы показателей в организациях как инструмента повышения эффективности менеджмента организации;

-проанализировать «слабые» и «сильные» стороны использования сбалансированной системы показателей в качестве инструмента повышения эффективности менеджмента организации;

-разработать пример сбалансированной системы показателей – набора ключевых показателей эффективности менеджмента.

Предметом курсовой работы, исследования является – эффективности менеджмента организации.

Информационную базу исследования составляют научная литература, периодические издания, диссертация, учебные пособия для студентов и интернет –источники, позволяющие раскрыть поставленные задачи. В особенности была использована книга Роберта Каплана и Дейвида Нортона, создателей сбалансированной системы показателей(ССП), диссертация Коноваловой Л.Р. в качестве примера разработки и использования ССП в некоммерческой организации, статьи топ-менеджмеров из журнала «Финансовый директор» и «Коммерческий директор» в качестве примера использования методов повышения эффективности менежмента.

1. Сущность эффективности менеджмента организации


1.1. Понятие эффективности менеджмента организации

Эффективный менеджмент позволяет достичь организации поставленных целей. Цель организации – это желаемое состояние, которого она стремится достичь[1, c.82]. Чтобы достичь желаемого организация должна эффективно распоряжаться материальными, финансовыми, человеческими, информационными и временными ресурсами. Что же подразумевает под собой понятие «Эффективный менеджмент»? Очень часто синонимом эффективности используют результативность, что не абсолютно неверно.

Результативность – способность добиваться результатов. Эффективность – более емкое многоаспектное понятие. Результативность, иногда носит неосязаемый характер, и ее трудно оценить, особенно если организация работает неэффективно. Эффективность же, как правило, поддается количественной оценке, поскольку вводимые и выводимые аспекты ресурсы можно четко представить в денежном выражении [13,c. 311].

Автор учебника «Менеджмент» Маслова Е.Л. дает определение эффективности менеджмента, где результативность является ее неотъемлемой частью:

Эффективность менеджмента – это результативность данной деятельности, степень оптимальности использования материальных, финансовых и трудовых ресурсов, а также система взаимоотношений и взаимодействий полученных результатов и произведенных затрат анной деятельности (ресурсов), отражающихся в значениях переменных (показателей) [13, c. 312].

Другое определение, также не отрицает наличие взаимосвязи эффективности и результативности :

Эффективность менеджмента - сложное и многообразное понятие, смысл которого заключается в том, что весь процесс управления, начиная с постановки цели и заканчивая конечным результатом деятельности, должен производиться с наименьшими издержками или с наибольшей результативностью (производительностью)[24].

На эффективность менеджмента влияет ряд факторов, которые можно классифицировать следующим образом[13, c. 313], [12]:

  1. По содержанию:

-организационные(рациональная структура аппарата управления, расстановка кадров, документооборот, трудовая дисциплина и т.д.);

- экономические (система материального поощрения и материальной ответственности и т.д.);

- социально психологические(мотивация труда, межличностные отношения и т.д.);


- научно-технические(уровень механизации и автоматизации труда и т.д.);

- физиологические (санитарно-гигиенические условия труда и т.д.).

2. По форме воздействия:

- прямые (квалификация персонала, состояние оборудования и др.);

- косвенные (психологический климат, групповая динамика и др.).

3. По характеру воздействия:

- интенсивные (мобилизации внутренних ресурсов( совершенствование организации труда управленческих работников и улучшение его условий, подготовка кадров управления и др));

- экстенсивные (привлечение дополнительных ресурсов – увеличение численности управленческого персонала, расширение технического оснащения труда управленцев на качественно неизменной основе и т.д.).

4. По степени формализации:

- количественно измеримые (различные распорядительные документы (приказы, распоряжения), поручения, отдаваемые в письменной форме и т.д));

- количественно неизмеримые (устные, неофициальные поручения и т.д).

5. По продолжительности влияния

- длительное время (технический уровень производства, стиль управления и др.);

- непродолжительное время (прогулы, простои, нарушения трудовой дисциплины и т.д.).

6. По среде воздействия

-фактор внешней среды (экономические условия страны);

-фактор внутренней среды (организационная структура управления, достаточное количество материальных, информационных ресурсов и др.).

Все данные факторы могут существовать как сам по себе, так и в группе с другими факторами.

Анализ факторов влияющих на эффективности складывается из ряда показателей, которые могут выступать измерителем эффективности или критерием эффективности.

В качестве критерия эффективности производства и управления используются обещающие показатели, характеризующие конечные результаты ( объемы производства, прибыль, рентабельность, время и др.) и частные показатели использования отдельных видов ресурсов –труда, основных фондов, инвестиций [24, c.295].

Показатель эффективности – мера степени достижения цели, т.е., соответствия реального и требуемого результатов операции [13, c.313].

Показатели прибыли и рентабельности наиболее полно характеризуют конечные результаты деятельности и соответственно эффективность управления[24, c.295].

Показатели эффективности разделяют обобщающие и частные:

-обобщающие показатели, характеризующие конечные результаты.

-Частные показатели использования отдельных видов ресурсов[13, c.314].

Прибыль и рентабельность – это обобщающие показатели, которые не в полной мере отражают эффективность и качество управления трудовыми процессами, производственными фондами для этого используют частные показатели. Частными показателями являются темп роста производительности труда, показатель материалоемкости, фондоотдачи и др. Т.о. эффективность менеджмента оценивается с помощью обобщающих и частных показателей деятельности организации.


Эффективность управленческой деятельности применительно к субъекту управления может характеризоваться количественными (экономический эффект), качественными (социальная эффективность) показателями, а также интегральными[13,с.316].

Субъект управления - орган либо лицо, осуществляющее управляющее действие[8].

Количественные показатели деятельности системы управления включают:

-комплекс трудовых показателей –экономия живого труда в сфере управления(численность, сокращение трудоемкости процессов управления и др);

-финансовые показатели деятельности системы управления ( сокращения расходов на управление и т.п.)

-показатели экономии времени (сокращение продолжительности циклов управления, в результате внедрения информационных технологий, организационных процедур)[24,с.296].

Показатели эффективности менеджмента целесообразно рассматривать в динамике, посредством регистрации и сравнения изменений за два и более периода[20, с.275].

Особо важное значение имеют показатели социальной эффективности управления(качественные): повышения научно-технического уровня управления, уровень интеграции процессов управления, повышение квалификации менеджеров, повышения уровня обоснованности принимаемых решений, формирование организационной структуры, управляемость системы, удовлетворенность трудом, завоевание общественного доверия, усиление социальной ответственности организации, экологические последствия [24,с.296].

Если в результате рационализации управления удается достичь высокого уровня указанных выше показателей, происходит положительный сдвиг в организации системы управления и достигается экономический эффект[13,c.322].

К интегральным показателям эффективности управления можно отнести управляемость и неуправляемость организации как системы.

Управляемость- существенная качественная характеристика организации управления, в широком смысле чувствительность системы к управляющему воздействию. Благодаря этому она как поддающаяся управлению приобретает способность к достижению цели, не выходя при этом за ограничения по ресурсам[23].

Неуправляемость –потеря власти (контроля) управляющего органа над управляемой подсистемой. Причем такой контроль не может быть полным, так как цели управления не тождественны целям управляемых[13,c.323].

В связи с тем, что совершенствование управления организацией, внедрение компьютерных инновационных технологий требуют капиталовложений , инвестиций, то экономическую эффективность проектов совершенствования управления (оценку эффективности) можно проводить в соответствии с «Методическими рекомендациями по оценке инвестиционных проектов и их отбору для финансирования», утвержденными Госстроем России, Министерством экономики РФ, Министерством финансов РФ, Госкомпромом России 31 марта 1994г. (№7 -12/47) [24,с.296].


Согласно Методическим рекомендациям при оценке эффективности проектов – используют финансовые – экономические показатели, отражающие степень отдачи вложенных средств, время окупаемости и эффект от реализации данного проекта.

Т.о. под эффективностью менеджмента понимается эффективность деятельности организации, достижение поставленных целей в определенные сроки, при этом эффективность оценивается чаще всего с помощью экономических (обобщающих количественных) показателей – прибыли и рентабельности. Но не стоит забывать, что данные показатели не всегда в полной мере отражают социальную эффективность, т.к. не все поддается количественной оценке.

1.2 Пути повышения эффективности менеджмента организации

Проблема эффективности менеджмента является составной частью экономики управления, которая включает рассмотрение:   управленческого потенциала, то есть совокупности всех ресурсов, которыми располагает и которые использует система управления;  затрат и расходов на управление, которые определяются содержанием, организацией, технологией и объемом работ по реализации соответствующих функций управления; характера управления труда;   эффективности управления, то есть эффективности действий людей в процессе деятельности организации, реализации интересов, в достижении определенных целей [22] .

Повышение эффективности управления является необходимой составляющей успешной деятельности любого предприятия. В настоящее время существует множество способов повышения эффективности менеджмента, каждый из которых направлен или на самого руководителя, его личные и профессиональные качества, или на какой-либо элемент управленческой деятельности. Работа над повышением эффективности управления может начинаться с любого элемента, того, совершенствование которого является для организации наиболее актуальным. Важно лишь иметь при этом в виду взаимосвязь элементов друг с другом[5].

Авторы книги «Найди свое «Почему?» Саймон Синек, Дэвид Мид, Питер Докер – видят путь повышения эффективности менеджмента организации – это поиск коллективного «Почему». «Почему» - это предназначение компании. Свое «Почему» есть каждой организации, хотим мы этого или нет. Человек ищет для себя nу компанию, цель которой ему ближе. Но почему одни компании работают эффективно и слажено, а другие –нет? Главная причина – в нецелостности [16,c.6].