Файл: Проблемы использования зарубежного опыта организации государственной службы в современной России на примере Канады.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.04.2023

Просмотров: 82

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Для современной России одной из наиболее важных задач является построение эффективного государства, преодоление существенных недостатков в организации и функционировании системы органов государственной власти. Посредством исполнения государственными органами своих обязанностей осуществляется управление государством в целом. Для этой задачи необходимо исследовать нынешнее построение государственного аппарата с целью выявления положительных и отрицательных моментов, а также рассмотреть возможность применения положительного опыта иностранного государства на территории Российской Федерации с целью повышения эффективности функционирования государственных органов.

Особое место занимают государственные гражданские служащие, осуществляющие свою деятельность на благо Российской Федерации и ее граждан в рамках государственных органов. Именно от эффективности работы государственных гражданских служащих зависит результативность функционирования государственного аппарата как неотъемлемой составляющей государства. С целью осуществления государственной гражданской службы высококвалифицированными, должным образом замотивированными и беспристрастными гражданами необходимо обратить особое внимание на требования, предъявляемые гражданам, желающим поступить на гражданскую службу, процедуру отбора кандидатов на государственные должности, а также на условия прохождения гражданской службы.

Целью данного исследования является сравнение государственной гражданской службы Российской Федерации и Канады в контексте порядка поступления на государственную службу и определения возможности применения канадского положительного опыта в Российской Федерации, а также возможные последствия подобного применения.

Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в процессе поступления граждан на государственную гражданскую службу, а также в процессе формирования и функционирования государственной гражданской службы в Российской Федерации и Канаде.

Предметом исследования являются теоретико-правовые, конституционно-правовые, административно-правовые аспекты формирования и функционирования государственной гражданской службы Российской Федерации и Канады.

Методологическую основу исследования составляют как общенаучные методы (диалектический, системный, исторический) так и специальные юридические (формально-юридический, сравнительно-правовой, юридического моделирования).


Нормативную базу исследования составляют конституции Российской Федерации и Канады, нормативные правовые акты двух государств, регулирующие общественные отношения, связанные с государственной гражданской службой, официальные Интернет-источники государственных ведомств Российской Федерации и Канады, а также научные монографии отечественных ученых.

Структура работы отвечает ее целям и задачам, работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников и литературы.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЫ

§1. Институт государственной гражданской службы в системе административного права Российской Федерации и Канады

Государственная власть и государственная служба являются особыми, имманентными сферами каждого современного государства. Государство, как известно, состоит из трёх неотъемлемых элементов: территория; постоянно проживающее на данной территории население и публичная власть. Данные элементы за тысячелетия существования института государственной власти не утратили своей актуальности, но напротив, усложнились, в связи с чем возникла необходимость создания более объемной нормативной базы, способной регулировать всю совокупность общественных отношений, возникающих в связи с исполнением гражданскими служащими своих прав и обязанностей, а также в связи с приёмом на государственную службу новых лиц.

Своеобразным историческим уроком о государственном строительстве стала необходимость обязательного формирования профессионального чиновничьего аппарата, способного соответствовать поставленным целям и задачам. Современное государство не может существовать без чётко выстроенного аппарата управления, состоящего из специально подготовленных для подобной работы лиц.

Государственная власть – это разновидность социальной власти, имеющая волевой характер, воплощающаяся в государственно-правовых институтах, которая реализуется непосредственно государством в лице его органов и должностных лиц или делегирована либо санкционирована им, т.е. осуществляется от его имени, по его уполномочию и при его поддержке.[1] Иными словами государственная власть - высшая власть в обществе, решения которой носят обязательный характер. Государственная власть осуществляется всеми государственными органами и должностными лицами государства. Для целей осуществления задач, стоящих перед обществом, государство в лице государственной власти организует государственный аппарат. Данное социально-правовое явление представляет собой структуру государственных органов и входящих в их состав должностных лиц. Сложность и размер государственного аппарата зависит от различных факторов, таких как территория государства, численность населения, наличие полезных ископаемых, развитость промышленного сектора, уровень жизни граждан, а также многих иных обстоятельств.


Исполнение функций и полномочий государственного аппарата, государственное управление, осуществляют органы государственной власти посредством института государственной службы.

В соответствии с одним из наиболее известных доктринальных определений, государственная служба – это один из центральных институтов административного права, профессиональная деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов.[2] Данный термин в некоторых странах именуется «публичной службой» (например: Канада, Бельгия, Германия и другие страны), однако существенного отличия термин не имеет.

На сегодняшний день стоит вопрос об определении правовой природы государственной службы в системе государственного управления. Государственное управление – это организованный процесс руководства, государственного регулирования и контроля со стороны государственных органов за развитием экономики, культуры и иных сфер государственной жизни.[3] Иными словами, государственное управление – законное воздействие государства на развитие процессов и отношений в обществе.

Государственная служба представляется своего рода уникальным явлением, так как относится и к государству, и к обществу, выступая своего рода связующим звеном. Государственные служащие – представители общества, работающие на государство, и представители государства для общества. Именно поэтому следует рассматривать государственную службу как социально-правовой институт.

Стоит более подробно рассмотреть законодательные определения терминов «государственная служба» в контексте нормативных актов Российской Федерации и Канады. Так, в соответствии со статьей 1 Федерального закона Российской Федерации от 27 мая 2003 года № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» государственная служба Российской Федерации – профессиональная деятельность граждан Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий:

Российской Федерации;

федеральных органов исполнительной власти, иных федеральных государственных органов;

субъектов Российской Федерации;

органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов субъектов Российской Федерации;

лиц, замещающих должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов;


лиц, замещающих должности, устанавливаемые конституциями, уставами, законами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов Российской Федерации.[4]

Система государственной службы Российской Федерации состоит из трёх видов государственной службы: государственная гражданская служба, военная служба и правоохранительная служба. Так, государственная гражданская служба подразделяется на два вида в соответствии с территориальным признаком: на федеральную государственную гражданскую службу и гражданскую службу субъекта Российской Федерации. Законодательное определение государственной гражданской службы закреплено в статье 3 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Государственная гражданская служба – вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации на должностях государственной гражданской службы Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации.[5]

Иными ловами можно сказать, что государственная гражданская служба – это вид профессиональной деятельности, который заключается в проведении в жизнь функций государства работниками гражданской службы, замещающими должности в государственных учреждениях и получающими от государства вознаграждение за труд.

§ 2. Правовое регулирование государственной гражданской службы в Российской Федерации и Канаде

Историю современной российской гражданской службы следует рассматривать с советского периода, так как нынешняя система во многом строится именно на фундаменте государственной службы СССР. Нельзя, однако, заявить о безупречности советской системы государственной службы, которая строилась при отсутствии гласности и открытости. Главными требованиями для чиновников являлись незапятнанная репутация, принадлежность Коммунистической партии Советского Союза и полная лояльность к советской власти. Данный подход сужал круг лиц, имеющих право поступить на государственную службу, тем самым весьма трудно было обеспечить работу исключительно высококвалифицированного персонала. На территории нынешней Российской Федерации деятельность государственных служащих РСФСР регулировалась двумя нормативными актами: Декрет Совета народных комиссаров РСФСР от 21.12.1922 года «Временные правила о службе в государственных учреждениях и предприятиях»[6] и Закон РСФСР от 09.12.1971 года «Кодекс законов о труде РСФСР».[7] Последний нормативный акт в будущем был переименован в «Кодекс законов о труде Российской Федерации», претерпел множество изменений и стал предшественником Трудового кодекса Российской Федерации 2002 года.


После развала Советского Союза и образования Российской Федерации новым словом в регулировании общественных отношений, связанных с государственной гражданской службой Российской Федерации, стал Федеральный закон от 31.07.1995 №119-ФЗ «Об основах государственной службы Российской Федерации».[8] Помимо отмены обязательного членства всех служащих государственного аппарата в КПСС, одним из основных нововведений данного закона было разделение должностей государственной службы на три категории: «А», «Б» и «В», где государственные должности категории «А» - это должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями и уставами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов (Президент Российской Федерации, Председатель Правительства Российской Федерации, председатели палат Федерального Собрания Российской Федерации, руководители органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации, депутаты, министры, судьи и другие должности), государственные должности категории «Б» - учреждаемые в установленном законодательством порядке должности для непосредственного обеспечения исполнения полномочий государственных служащих категории «А», а категория «В» состояла из должностей, утверждаемых государственными органами для исполнения и обеспечения их полномочий.[9]

Современную правовую основу государственной гражданской службы Российской Федерации составляют следующие нормативные акты:

Конституция Российской Федерации 1993 года;

Федеральный закон от 27 мая 2003 года №58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации»;

Федеральный закон от 27 июля 2004 года №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Конституция Российской Федерации регулирует общественные отношения, связанные с государственной гражданской службой в части 4 статьи 32, в которой закреплено, что все граждане Российской Федерации имеют равный доступ к государственной службе.[10]

Федеральный закон «О системе государственной службы Российской Федерации» представляет собой наиболее общий нормативный акт, закрепляющий лишь основные принципы, на которых строится система государственной службы Российской Федерации. В законе описывается структура государственной службы, её составные части и условия функционирования. Более подробно каждая из ветвей государственной службы, будь то государственная гражданская, военная или государственная служба иных видов, рассматриваются в соответствующих нормативных актах. Так, государственная гражданская служба регулируется Федеральным законом от 27.07.2004 «О государственной гражданской службе Российской Федерации» №79-ФЗ, а военная служба – Федеральным законом от 28.03.1998 «О воинской обязанности и военной службе» №53-ФЗ.[11] Понятие государственной службы иного вида пришло на замену государственной правоохранительной службе, положения которой до упразднения понятие в 2015 году регулировалось Федеральным законом от 07.02.2011 «О полиции» №3-ФЗ[12] и Федеральным законом от 17.01.1992 года №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации».