Файл: Административные барьеры входа на российских рынках.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.04.2023

Просмотров: 87

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таким образом, подведёт итоги вышесказанному.

Для уменьшения числа административных барьеров предлагается:

  1. Обязать каждую государственную службу подготовить методические рекомендации по прохождению всех этапов согласования во всех направлениях, необходимых потребителю, с указанием взаимосвязей между собой всех согласований и наилучшего порядка действий, адресов учреждений, схемы проезда к ним, контактных должностей, часов приёма и номеров телефонов. Эти рекомендации должны находиться в свободном доступе в Интернете и быть представлены в месте начала сбора документов на стендах. В каждой из них должен присутствовать рассказ одного из постоянных потребителей этой услуги, делящегося своим опытом решения этой проблемы. Ещё потребителям должна быть дана возможность комментировать процесс всех согласований (как в Интернете, так и в процессе журналах жалоб и предложений, предоставляемых им после окончания взаимодействия с госаппаратом по решаемому вопросу) с указанием самых сложных или ненужных этапов согласования.
  2. Организовать работу по принципу «одного окна» путем сбора всех необходимых чиновников в одном месте. Однако каждый рабочий день недели должен собираться состав госслужащих для решения разных вопросов. В результате получится серьёзно упростить, как минимум 5 процедур, занимающих наибольшее время на их согласование с органами власти (возможно и больше, так как некоторая часть взаимодействий с чиновниками по другим вопросам уже будет входить в состав этих пяти процедур). При этом любой вопрос должен решаться сразу на месте. В некоторых учреждениях, присутствие представителей которых требуется практически каждый день, возникает необходимость создания новой должности, специально для участия в работе этого комитета. Сэкономить на этом можно путем размещения этого комитета в здании, где находится главный офис чиновников, участие которых постоянно требуется для эффективной работы комитета. Тем не менее главной проблемой здесь является переход с работы в установленные нормативными периоды времени (обычно от одной до шести недель с момента подачи заявки) на мгновенное решение проблем по запросу.
  3. Создать разноскоростные и разнооплачиваемые периоды движения любых документов. Это изменение формальных правил будет успешным, так как оно всего лишь закрепит имеющиеся неформальные правила. Например, есть множество фирм, предлагающих очень быстро зарегистрировать или ликвидировать бизнес. Если немного дешевле этой цены будут работать органы власти, то это принесёт государству дополнительные доходы, сократит стоимость этого административного барьера, ускорит официальный документооборот. На уровне государства в ряде областей это уже делается. Так, есть практика выдачи виз разной стоимости в зависимости от скорости их оформления.

В тоже время при оформлении сделок с недвижимостью есть только вариант написания заявления с просьбой бесплатно ускорить процесс рассмотрения дела. Очевидно, что подобная ситуация создаёт коррупционные возможности для принятия решения об его ускорении, вне зависимости от указанной причины, на основе личной неформальной рекомендации и вознаграждения от лица, пользующего доверием сотрудников этой организации.

В связи с этим рекомендуется внедрить разноскоростное и разнооплачиваемое движение любых документов во всех областях государственной деятельности. При этом имеющаяся скорость практически бесплатного документооборота снижаться не должна. Для ускорения процесса оказания платных услуг госорганам предлагается нанять дополнительных госслужащих. При этом это нововведение должно охватывать весь процесс согласования, т. е. при получении «зеленого коридора» должна оказываться помощь в составлении отсутствующей документации (на основе имеющихся образцов), начало решения вопросов заявителя сразу после запроса, оказание подробных консультаций или помощи в дальнейшем пути согласовательного процесса. Если какие-либо аспекты можно выяснить самостоятельно, сделав нужный ускоренный запрос (не отправляя заявителя к другим госслужащим), то это нужно сделать.

  1. Распространить опыт работы строительного министерства в области сокращения административных барьеров ка все госучреждения и службы.
  2. В качестве одного из критериев оценки деятельности любого министра ввести фактические сроки согласования документов в его ведомстве, число снятых им административных барьеров и компаний, обслуженных им за текущий период. Перед этим следует оценить общее число этих барьеров в его ведомстве, чтобы не получилось так, что одни снятые барьеры заменяются другими.
  3. Создать центр консультации и поддержки организаций, взаимодействующих с госорганами. Его сотрудники в рамках консультаций должны сообщать обо всех доступных организациям госуслугах (как на своих стендах, так и в Интернете); пояснять результат получения той или иной услуги и специфику её реализации в компании заявителя; пояснять, сколько времени на получение любой услуги будет потрачено, сообщать, куда в какой период времени нужно обращаться, объяснять оптимальный порядок сбора документов, специфику их заполнения и условия предоставления. В рамках поддержки организаций его специалисты должны принимать жалобы на саботаж или волокиту чиновников, принимать информацию обо всех проблемах, с которыми столкнулись потребители, отмечать сложные или ненужные этапы согласования, ошибки госслужащих и их злоупотребления своей властью.
  4. Дать возможность малым фирмам выплачивать неподъемные для них штрафы в рассрочку (после устранения нарушения). В зависимости от размера их имущества, дохода и прибыли в период от одного года до трёх лет. Иначе они просто закроются. При этом после банкротства они всё равно не выплатят эти штрафы, перестанут платить налоги и обеспечивать работой граждан.

В результате эти рекомендации позволят снизить многие административные барьеры в нашей стране. После этого снизятся расходы организаций на их преодоление, ускорится процесс их функционирования. Это приведёт к выходу ряда фирм из «тени», улучшению условий для создания новых предпринимательских структур, оживлению конкуренции, увеличению общих объёмов производства и снижению стоимости товаров, работ и услуг. Кроме того, для чиновников уменьшатся коррупционные возможности и, соответственно, улучшится российская институциональная среда.[13]

Работа по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности в Российской Федерации продолжается.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Структурная трактовка институциональных барьеров характеризует ограничения конкуренции в основном со стороны формальных институтов. Однако в современных экономических условиях большое значение приобретают также неформальные хозяйственные институты, которые затрудняют доступ на рынки, влияют на ценообразование и в конечном итоге приводят к значительным потерям в эффективности рыночного механизма. В силу этого более адекватной современной экономической действительности представляется классификация институциональных барьеров в экономике на формальные, или административные, и неформальные барьеры.

Административные барьеры на пути развития предпринимательства - это акты и действия органов власти различного уровня и конкретных их представителей, существенно затрудняющие создание и развитие предпринимательских структур. К ним относятся барьеры, связанные с лицензированием, сертификацией, регистрацией, разрешительной практикой, дублированием функций контролирующих органов, снижением «доступа к государственным и муниципальным помещениям и т. д.

Для снижения административных барьеров на пути развития предпринимательства, необходимо:

  • упростить процедуры регистрации и ликвидации малых и средних предприятий;
  • законодательно определить четкий перечень лицензируемых видов деятельности, сократив их количество и упростив порядок лицензирования;
  • свести до минимума количество контролирующих органов и строго регламентировать их деятельность с целью исключения дублирования их функций;
  • регламентировать частоту проведения проверок и их содержание;
  • ввести обязательную регистрацию проводимых инспекционных и контрольных проверок всеми органами в книге (журнале) поверок для сокращения числа необоснованных проверок деятельности предпринимателей;
  • обеспечить проведение активной просветительской работы со стороны контролирующих организаций по отношению к предпринимателям (размещение информации в СМИ, семинары, встречи, в том числе выездные), которая будет способствовать профилактике нарушений;
  • усовершенствовать систему доступа к информации о нормативных актах, регулирующих те или иные стороны предпринимательской деятельности;
  • обеспечить более эффективную реализацию органами местного самоуправления программ по поддержке предпринимательства.

Административные барьеры на сегодня являются основной нормой, которую предприниматель обязан выполнить. Он должен следовать этой норме, в конечном итоге в случае невыполнения он столкнётся с проблемами, возникшими со стороны других экономических агентов. Преодоление административных барьеров требует значительных финансовых затрат, связанных с прохождением процедур открытия бизнеса.

В качестве заключительного вывода по проделанной работе, отметим, что административные барьеры, безусловно, являются особой формой препятствий, при организации и осуществлении предпринимательской деятельности, приобретающей с каждым годом всё большую популярность.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Нормативно правовые акты

  1. Об утверждении Концепции снижения административных барьеров и повышения доступности государственных и муниципальных услуг на 2011-2016 годы и Плана мероприятий по реализации указанной Концепции [Электронный ресурс]: федер. закон от 10 июня 2011 г. N 1021 // КонсультантПлюс: справ. правовая система. – Сетевая версия. – Электрон. Дан. – Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том. гос. унта
  2. О государственной поддержке сектора малого предпринимательства в Российской Федерации [Электронный ресурс]: федер. закон от 14 июня 1995 г. N 88 // КонсультантПлюс: справ. правовая система. – Сетевая версия. – Электрон. Дан. – Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том. гос. ун-та
  3. Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ (ред. от 27.12.2018) "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (с изм. и доп., вступ. в силу с 27.01.2019)
  4. Об утверждении Правил подготовки докладов об осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности и об эффективности такого контроля (надзора) [Электронный ресурс]: федер. закон от 04 апреля 2010 г. N 215 // КонсультантПлюс: справ. правовая система. – Сетевая версия. – Электрон. Дан. – Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том. гос. ун-та
  5. Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ (ред. от 27.12.2018) "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации"

Учебники и учебные пособия

  1. Абдулаева З.З. Снижение административных барьеров как условие развития предпринимательства в регионе // Вестник государственного университета. – 2018. - №5. – С. 44-49
  2. Аверин А.В., Григорьева В.В. Опыт организации системы внутреннего контроля и мониторинга качества государственных услуг по поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства // Журнал научных и прикладных исследований. – 2018. - №1. – С. 4-7
  3. Алексеев А.Н. Управление системой развития малого и среднего предпринимательства: зарубежный опыт // Московский университет им. С.Ю. Витте. – 2018. – С. 8-15
  4. Александрин Ю.Н. Индикаторы качества институциональной среды малого предпринимательства // Общество: политика, экономика, право. – 2011. – №2. – С. 5359
  5. Аузан А.А., Крючкова П.В. Административные барьеры в экономике: задачи деблокирования // Вопросы экономики. – 2001. - №5. – С. 78-88
  6. Афонькин Д.А. Организационные и правовые механизмы преодоления административных барьеров в малом предпринимательстве // Научный центр социально-экономического мониторинга. – 2009. - №3. – С. 216-220
  7. Бессонова Е., Волчкова Н., Горюнов Е., Рубанов И. Административные барьеры на пути развития малого бизнеса: учебник / М.: Изд-во Дело РАНХ, 2010. – 80 с.
  8. Блинов А.О., Рудакова О.С. Диагностика развития малого предпринимательства в России // Экономика. Налоги. Право. – 2017. - №4. – С. 62-66
  9. Богачкова Л.Ю., Усачёв А.А. Регулирование развития малого и среднего бизнеса в России: проблемы и решения // Экономика. – 2018. - №3. – С. 52-61
  10. Боженко С.В. Влияние административных барьеров на развитие малого бизнеса // Сборник научных трудов вузов России «Проблемы экономики, финансов и управления производством. – 2009. - №26. – С. 221-227
  11. Воеводская Е.Е. Процесс возникновения административных барьеров // Economics. – 2018. - №2. – С. 10-13
  12. Власов Г.Ю. Российский малый бизнес сегодня: условие выживания – действенная поддержка. – 2011. - №6. – С. 44-50
  13. Гилина Т.Г. Риск влияния административных барьеров на деятельность малого и среднего бизнеса крупного города: оценка и меры снижения // Малое предпринимательство. – 2010. - №2. – С. 21-28
  14. Головко М.В. К вопросу об эффективности институциональной среды малого предпринимательства // Экономические исследования. – 2011. - №7. – 76-89
  15. Еремкин В.А., Рыбалкин В.В. Входные барьеры на российском рынке высокотехнологичной продукции и роль государственных институтов в их снижении // Экономический журнал. – 2017. - №1. – С. 64-78
  16. Исаев Ф.Э. Методические подходы к оценке блокирующих эффектов административного регулирования предпринимательской деятельности // Управление экономическими системами. – 2016. - №10. – 67 с.
  17. Истомина Л.А., Германович Г.В., Пятинкин С.Ф., Мельников Н.К, Лях И.А., Пинигин А.В. Малое предпринимательство: как снизить административные барьеры? // Активизация предпринимательской деятельности через сектор развития партнёрства государства и частного сектора. - 2003. – 56 с.
  18. Князева И.В. Административные барьеры на пути развития предпринимательства: институциональный и правоприменительный аспект // Теория и методология. – 2009. - №26. – С. 5-9
  19. Корепанов Е.Ю., Тюрев В.К. Преодоление административных барьеров в развитии малого предпринимательства в РФ // Вестниг КИГИТ. – 2011. - №4. – С. 56-59
  20. Кочмола К.В., Евлахова Ю.С. Административные барьеры малого бизнеса // Проблемы управления и функционирования предприятий. – 2010. - №9. – С. 29-34
  21. Киреев В.Л. Банковское дело: учебник / В.Л. Киреев, О.Л. Козлова. – М.: КНОРУС, 2015. – 240 с.
  22. Коробова Г.Г. Банковское дело: учебник / под ред. д-ра экон. наук. проф. Г.Г. Коробовой. – 2-е изд., перераб. И доп. –М.: Магистр, 2015. – 590 с.
  23. Мазунин С.Н. Административные барьеры и проблемы малого и среднего предпринимательства в Хабаровском крае // Социальное и экономическое развитие. – 2015. - №1. – С. 50-54
  24. Маликов Р.Л., Гришин К.Е. Уровень административных барьеров как индикатор качества взаимодействия властных и предпринимательских структур // Экономика. – 2016. - №4. – С. 55-65
  25. Манушин Д.В. Административные барьеры в российской экономике как условия, способствующие коррупции, и меры по их устранению // Институт экономики, управления и права. – 2017. - №4. – С. 52-60
  26. Мосейко Е.Е. Административные барьеры в предпринимательской деятельности: мировой и отечественный опыт их преодоления // Экономика. – 2017. – 23 с.
  27. Наровлянская Т.Н., Карташева В.К. Специфика административных барьеров как особых институтов и их влияние на развитие малого и среднего бизнеса // Экономическая теория. – 2018. - №7. – 15-21
  28. Ничутин И.А. Тенденции и проблемы развития малого и среднего предпринимательства в регионе // Социально-экономические явления и процессы. – 2016. - №12. – С. 97-103
  29. Одинцов А.В. Административные барьеры как источник возникновения теневой экономики в современной России // Социология и социальные технологии. – 2008. - №2. – С. 125-129
  30. Пожидаева С.В. Административные барьеры малого предпринимательства // Вестник Ростовского государственного экономического университета. – 2011. - №1. – С. 40-46
  31. Пожидаева С.В. Административные барьеры субъектам малого предпринимательства и их издержки по преодолению: учебно-методический комплекс // Вестник Ростовского государственного экономического университета. - 2018. - №1. С. 40-46
  32. Пожидаева С.В. Административные барьеры субъектам малого предпринимательства и их издержки по преодолению // Вестник Ростовского государственного экономического университета. – 2018. – №1. – 78-83
  33. Ромашова Л.О. Проблемы и противоречия в управлении малым предпринимательством // Знание, понимание, умение. – 2010. - №4. – С. 210-215 44. Сайдуллаев Ф.С. Динамика развития малого предпринимательства в регионах России // Ежеквартальный информационно-аналитический доклад. – 2018. – 34 с.
  34. Смышляев С.М. Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в системе управления субъекта Российской Федерации // Вопросы публичного права и зарубежных стран. – 2015. - №9. – С. 193-195
  35. Ступин Д.В., Сапожников А.А. Административные барьеры: основные направления снижения // Проблемы социально-экономического развития Сибири. – 2011. – С. 4348
  36. Стародубровский В. Состояние предпринимательского климата в России // Институт экономической политики. – 2016. - №9.- С. 49-57
  37. Солодилова Н.З. Методологические подходы к анализу влияния административных барьеров на развитие субъектов малого и среднего предпринимательства // Научное издание. – 2017. – 94 с.
  38. Цинпаева Ф.С. Административные барьеры в предпринимательстве: проблемы устранения // Экономика и право. – 2017. - №5. – 77-79
  39. Юдин Н.С. Перспективы адаптации зарубежного опыта поддержки малого предпринимательства // Социально-экономические явления и процессы. – 2017. - №12. – С. 206-213
  40. Административные барьеры: опыт преодоления субъектами Российской Федерации [Электронный ресурс] / URL: http://www.pandia.ru (дата обращения: 01.06.2016)
  41. Глобальный мониторинг предпринимательства [Электронный ресурс] / URL: http://www.gemconsortium.org/ (дата обращения: 01.06.2016)
  42. Информационный портал Вести Экономика [Электронный ресурс] / URL: http://www.vestifinance.ru/infographics/5337 (дата обращения: 04.06.2016)
  43. Doing business [Электронный ресурс] / URL: http://doingbusiness.org (дата обращения: 03.06.2016)
  44. Финансопедия [Электронный ресурс] / URL: http://finansopedia.ru/ (дата обращения: 02.06.2016)
  45. Судебные и нормативные акты [Электронный ресурс] / URL: http://sudact.ru/ (дата обращения: 29.05.2016)

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Подходы к понятию административные барьеры

Административные барьеры – это «формальные обязательные правила ведения хозяйственной деятельности на рынках товаров и услуг, устанавливаемые органами государственной власти и местного самоуправления, частные издержки о ведения которых для хозяйствующего субъекта, подпадающего под их действие, превышают частные выгоды от введения с учётом эффекта дохода». (А. А. Аузан, П. Крючкова)

Под административными барьерами понимаются препятствия, возникающие при организации и осуществлении предпринимательской деятельности у субъектов малого предпринимательства, создаваемые отдельными должностными лицами органов

исполнительной власти. (С. В. Пожидаева)

Административные барьеры – это формальные обязательные правила ведения хозяйственной деятельности на рынках товаров и услуг, устанавливаемые органами государственной власти и местного самоуправления, связанные с социальными и частными издержками хозяйствующих субъектов, попадающих под их воздействие. (Н. А. Тупиха)

Под административным барьером следует понимать преграды, поставленные государством перед организациями, затрудняющие их деятельность и не приводящие к улучшениям функционирования государства. (Д. В. Манушин)

Административные барьеры – препятствия, возникающие при организации и осуществлении предпринимательской деятельности вследствие введения органами государственного и муниципального управления дополнительных бюрократических процедур и правил, мешающих ведению бизнеса и предусматривающих возмездный характер их преодоления. (Н. З. Солодилова, Р. В. Гибадуллин, К. Е. Гришин)

Под Административными барьерами понимают действия (бездействие) должностных лиц органов государственной власти и органов местного самоуправления, выражающиеся в принятии нормативных и ненормативных правовых актов, противоречащих законодательству Российской Федерации, в злоупотреблении и превышении своих полномочий при проведении контроля за деятельностью субъектов предпринимательской деятельности. (Б. М. Широнина, Н. В. Гапликова)

  1. Пожидаева С. В. Административные барьеры субъектам малого предпринимательства и их издержки по преодолению: учебно-методический комплекс // Вестник Ростовского государственного экономического университета. - 2018. - №1. С. 40-

  2. Цинпаева Ф.С. Административные барьеры в предпринимательстве: проблемы устранения // Вестник Дагестанского государственного университета. - 2017. – С. 77-79.

  3. Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ (ред. от 27.12.2018) "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации"

  4. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 9 февраля 2013 года № 101 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства»

  5. О государственной поддержке сектора малого предпринимательства в Российской Федерации [Электронный ресурс]: федер. закон от 14 июня 1995 г. N 88 // КонсультантПлюс: справ. правовая система. – Сетевая версия. – Электрон. Дан. –

    Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том. гос. ун-та

  6. Постановление Правительства РФ от 14.02.2000 N 121 "О Федеральной программе государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации на 2000 - 2001 годы"

  7. Истомина Л.А., Германович Г.В., Пятинкин С.Ф., Мельников Н.К, Лях И.А., Пинигин А.В. Малое предпринимательство: как снизить административные барьеры? // Активизация предпринимательской деятельности через сектор развития партнёрства государства и частного сектора. - 2003. – 56 с.

  8. Федеральный закон от 27.07.2010 N 210-ФЗ (ред. от 29.07.2018) "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг"

  9. Указ Президента РФ от 24.01.2011 N 86 (ред. от 28.10.2014) "О единой национальной системе аккредитации"

  10. Смышляев С.М. Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в системе управления субъекта Российской Федерации // Вопросы публичного права и зарубежных стран. – 2012. - №9. – С. 193-195

  11. Материалы с сайта iP nalog. URL: http://ipnalog.ru/

  12. Материалы с сайта судебные и нормативные акты РФ http://sudact.ru/

  13. Манушин Д. В. Административные барьеры в российской экономике как условия, способствующие существованию коррупции, и меры по их устранению // Актуальные проблемы экономики и права. - № 4.- 2014.-с. 1-9