Файл: Административные барьеры входа на российских рынках.pdf
Добавлен: 05.04.2023
Просмотров: 96
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ АДМИНИСТРАТИВНЫХ БАРЬЕРОВ
1.1 Экономическое понятие и содержание административных барьеров
1.2 Институциональный анализ административных барьеров
2 РАЗВИТИЕ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА И ПОЛИТИКА СНИЖЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНЫХ БАРЬЕРОВ
2.1 Анализ развития малого предпринимательства в РФ
2.2 Опыт снижения административных барьеров в России
2.2 Опыт снижения административных барьеров в России
Значительные потери общества от расширения институциональных ограничений на рынках, как явные в виде неполученных налогов, так и неявные в форме снижения объемов производства и благосостояния населения, страдающего от административных барьеров, требуют разработки мер по дерегулированию российской экономики. В первую очередь это выражается в институциональной инженерии формальных, правовых норм, направленных на деблокирование бизнеса.
Наиболее серьезной положительной тенденцией в преодолении барьерного характера экономики можно считать законодательные инициативы Правительства РФ, выработанные по результатам переговоров с бизнесом в федеральных округах и учитывающие пожелания действующих хозяйствующих субъектов.
На практике меры по снижению административных барьеров проводятся в рамках политики дерегулирования. Эта политика направлена на устранение помех для развития предприятий, а также на улучшение условий их функционирования.
В странах с рыночной экономикой не только накоплен опыт оценки бремени административных барьеров, но и сформировалась практика по минимизации их влияния на предпринимательскую деятельность.
К числу наиболее существенных административных барьеров федерального уровня можно отнести следующие:
- Несогласованность законов, пробелы в законодательстве и общая нестабильность законодательной базы;
- Неравный подход к налогоплательщикам, включая специальные соглашения с крупнейшими налогоплательщиками, специальные схемы платежей, списание задолженностей и договорённости о реструктуризации задолженностей по налогам;
- Предоставление налоговых, таможенных и прочих льгот отдельным категориям хозяйственных структур или отдельным предприятиям на договорной основе;
- Чрезмерное количество контролирующих организаций;
- Неэффективное управление государственным имуществом, включая такие вопросы, как приватизация, аренда и налог на землю, участие в управлении предприятиями, одним из собственников которых является государство;
- Отсутствие конкуренции при размещении госзаказов, установление льготных цен при закупках у определённых категорий поставщиков, нарушение договорных обязательств;
- Вмешательство в процесс управления хозяйственными структурами.
На региональном уровне власти нередко принимают законодательные акты, противоречащие Конституции. Несмотря на то, что территориальные отделения федеральных органов официально не подчиняются органам власти и управления регионов, нередко со стороны глав региональных администраций осуществляется давление на них. В ряде регионов имеет место порочная практика принуждения малых предприятий к заключению с местными администрациями так называемых договоров о сотрудничестве, в рамках которых предприятия обязывают реализовывать значительную часть произведенной продукции по месту своей «прописки» по демпинговым ценам, делать отчисления в различные муниципальные фонды, выступать спонсорами не связанных с их основным видом деятельности мероприятий.
Основные административные барьеры, действующие в Российской Федерации, могут быть сгруппированы по следующим признакам:
- Несовершенство законодательной базы предпринимательской деятельности, имеющей серьёзные недостатки и пробелы, заполняемые подзаконными актами, противоречащими друг другу;
- Сложность, высокая стоимость и отсутствие единого порядка регистрации и ликвидации субъектов хозяйствования, что делает их дороже и удлиняет процесс их осуществления. Увеличение срока регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей связано с объединением процесса государственной регистрации и постановкой на учёт в органах государственной налоговой службы, статистики, отделениях Пенсионного и других внебюджетных фондов, а также процессом открытия накопительных или временных счетов для формирования уставного капитала. В результате в согласовании решения и государственной регистрации участвует 10-15 организаций;
- Несовершенство системы лицензирования предпринимательской деятельности, вводящей ограничения на занятия определёнными видами деятельности, повторяющей порядок регистрации субъектов хозяйствования, а также способствующей усложнению и удорожанию процедур получения лицензий;
- Сложность и дороговизна проведения сертификации и стандартизации продукции, товаров и услуг при отсутствии единых требований к порядку их проведения;
- Установление на федеральном уровне барьеров для межрегионального товарооборота, приводящих к усилению регионализации местных рынков, укреплению локального монополизма товаропроизводителей и препятствующих свободному перемещению товаров, услуг, финансовых средств;
- Отсутствие разработанных процедур выделения квот для субъектов малого предпринимательства при размещении заказов для государственных и муниципальных нужд, приводящее к их вытеснению из этой выгодной сферы деятельности;
- Дискриминационные условия аренды и приватизации государственного и муниципального имущества, не предоставляющие равных условий малым предприятиям и крупному бизнесу при приобретении и аренде недвижимости;
- Усложнённый, часто дублируемый по нескольким направлениям и экономически неоправданный контроль и надзор за текущей предпринимательской деятельностью. К числу лицензионных издержек можно отнести время и затраты на подготовку документов, необходимых для получения лицензии, а также платежи, взимаемые государственными органами.
Для решения этого блока проблем на современном этапе власти Российской Федерации обсуждают варианты снижения административных барьеров, пытаясь тем самым повысить конкурентоспособность российской экономики и способствовать развитию предпринимательства. Для этого было разработано и принято два важных законодательных акта. Первый – это Закон № 88 Российской Федерации «О государственной поддержке сектора малого предпринимательства в Российской Федерации»[5], статья 6 которого направлена на установление «упрощенной процедуры регистрации малого предприятия, лицензирования, сертификации продукции, а также статистической и бухгалтерской отчётности для малого предприятия».
Несмотря на данный Указ Президента и постановление Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2000 г. № 121 «О Федеральной программе государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации на 2000-2001 годы»[6], проблема административных барьеров остаётся нерешённой из-за отсутствия механизма реализации нормативно-правовых актов, а также отчаянного сопротивления контролирующих органов.
В качестве основных задач органов государственной власти в Российской Федерации при проведении государственной политики развития предпринимательства Указ Президента Российской Федерации № 730 определил:
- сокращение административных барьеров при осуществлении предпринимательской деятельности;
- уменьшение количества государственных органов, осуществляющих лицензирование предпринимательской деятельности;
- чёткое разграничение функций по лицензированию, контролю и государственному регулированию между различными органами исполнительной власти.
Институтом, призванным обеспечить координацию различных органов власти в области повышения эффективности государственного регулирования, стала Межведомственная комиссия, созданная летом 2001 г. постановлением Правительства «О Межведомственной комиссии по преодолению административных барьеров и снижению бюджетных расходов в Российской Федерации».
Основными задачами Комиссии являются:
- Рассмотрение вопросов применения конкретных форм государственного регулирования предпринимательской деятельности, и подготовка предложений о целесообразности их дальнейшего использования;
- Подготовка предложения об упорядочении контрольных (надзорных) функций федерального органов исполнительной власти и их подразделений и подведомственных государственных учреждений, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и должностных лиц, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), за исключением налоговой и финансовой сфер;
- Разработка предложений о порядке финансирования уполномоченных органов и организаций, а также предложений по оптимизации расходов федерального бюджета на государственное управление.
На региональном уровне существуют территориальные комиссии по устранению административных барьеров, создаваемые по инициативе региональных и местных органов власти в соответствии с Указом Президента № 730 и федеральными программами государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации субъектами Российской Федерации, а также Положением «О Межведомственных комиссиях по преодолению административных барьеров при полномочных представителях Президента Российской Федерации в федеральных округах».
Таким образом, основными организационными формами деятельности органов государственной власти Российской Федерации, направленной на устранение административных барьеров, являются:
- Межведомственные комиссии по устранению административных барьеров, основной целью которых является формирование благоприятных условий для развития предпринимательства путём преодоления административных препятствий, возникающих при организации и осуществлении предпринимательской деятельности;
- Комиссия, создаваемых, как правило, при главах администраций, мэрах, административных краев, областей, одной из задач которых является «преодоление административных барьеров»;
- Межведомственные комиссии по преодолению административных барьеров в развитии предпринимательства при главных федеральных инспекторах федеральных округов.
В целях создания условий для развития малого предпринимательства, устранения административных барьеров, необходимо:
- государственной Думе Федерального Собрания, а также Правительству Российской Федерации совместно с федеральными общественными объединениями предпринимателей внести изменения в нормативно-правовые акты, позволяющие устранить административные барьеры;
- Правительству Российской Федерации принять конкретные меры по имущественной поддержке малых предприятий, а также сократить и упорядочить процедуру создания ведомственных нормативных и инструктивных актов, направленных на регулирование и контроль субъектов малого предпринимательства;
- региональным органам власти Российской Федерации создавать и совершенствовать механизмы взаимодействия с федеральными структурами в регионах по устранению административных барьеров;
- общественным объединениям предпринимателей, структурам поддержки малого предпринимательства инициировать конкретные меры, направленные на устранение неоправданных административных барьеров, отстаивать интересы предпринимательства в целом и конкретных предприятий в частности.[7]
Правительство Российской Федерации исходит из того, что решение накопившихся проблем в области административных барьеров должно быть сфокусировано на сопряжении и координации законодательной, исполнительной и судебной власти на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.
Был принят блок нормативных правовых актов, систематизирующих разрешительные и контрольно-надзорные функции органов власти, направленные на устранение административных барьеров в развитии предпринимательства.
Продолжая предпринимать попытки ограничения административного воздействия на бизнес, Правительство Российской Федерации приняло еще ряд нормативных правовых актов, посвященных регламентации стратегических направлений проводимых в стране реформ. Среди них: Концепция административной реформы в Российской Федерации в 2006 – 2010 гг., и Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года.
Важным результатом этих лет стало принятие Федерального закона Российской Федерации от 27.07.2010 г. № 210ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»[8], которым впервые на законодательном уровне заложены основы для реализации главных мероприятий административной реформы.
В конце 2010 года истек срок действия Концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006 – 2010 годах. Следует отметить, что в рамках реализации указанных Концепций за последние годы удалось осуществить ряд законодательных мер, направленных на сокращение административной нагрузки на бизнес. А именно - были усовершенствованы механизмы лицензирования и аккредитации, внедрены институты саморегулирования и уведомительного порядка начала предпринимательской деятельности, оптимизировано осуществление контрольных функций и предоставление государственных услуг, а также ряд иных мер.
Вместе с тем, результаты реализации Концепции административной реформы показывают сохраняющуюся актуальность большинства определенных ею направлений совершенствования государственного управления. С учетом этого Министерством экономического развития Российской Федерации разрабатывается проект Концепции снижения административных барьеров и повышения доступности государственных и муниципальных услуг на 2013– 2018 годы.
Целями настоящей Концепции являются:
- снижение административных барьеров;
- повышение качества и доступности государственных и муниципальных услуг.