ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.06.2019
Просмотров: 1266
Скачиваний: 2
23. Содержание образования как категория дидактики. Компоненты содержания образования на разных исторических этапах. Общие принципы отбора содержания образования.
Содержание образования можно определить как педагогически адаптированный социальный опыт, педагогически адаптированную систему знаний, способов деятельности интеллектуального и практического характера, опыта творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к миру, то есть систему четырех компонентов социального опыта, отображенную в видах и отраслях деятельности, воплощенных в учебных предметах и программах внеурочной деятельности. Элементами содержания образования являются:
Знание – результат процесса познания действительности, адекватное ее отражение в сознании человека в виде понятий, суждений, умозаключений, теорий. Также их можно понимать как учебную информацию, усвоенная на уровне запоминания и осознания.
Умение – это готовность к эффективному выполнению сложной комплексной действия, как в стандартных, так и нестандартных условиях на основе усвоенных знаний, навыков и практического опыта.
Навыки – способы действия, которые многократным повторением доведении до автоматизма и выполняются почти без участия сознания. Между этими элементами существуют определенные связи: каждый из предыдущих является условием функционирования последующих. Так, без знаний невозможны ни воспроизведение способов деятельности, ни их творческое применение. Новые знания, за наличием опорных умений, формируют новые умения. Кроме того, применение известных способов деятельности для получения известного результата приводит иногда при наличии новых, не учтенных условий, не только с приобретением новых знаний, но и к появлению новых способов деятельности. Сам поиск новых способов деятельности непременно сочетается и воспроизведением уже известных. Однако, различные элементы содержания образования отличаются, прежде всего, характером деятельности по его усвоению, когда происходит превращение объективного содержания социального опыта в достояние личности. Каждый элемент содержания образования требует конкретных путей его формирования. Так, например, формирование навыка требует: - ознакомительного этапа, что предполагает осмысление конкретного действия, ознакомление с приемами его выполнения; - подготовительного (аналитического), когда школьник овладевает элементами действия, анализирует и выбирает способы выполнения, но делает это неточно, имеет место высокий уровень сосредоточенности; - стандартизированного, который характеризуется автоматизацией действий; - вариативного (ситуативного), который проявляется в целесообразном выполнении действий, самоконтроле и др.
В научной литературе выделяются различные подходы к определению принципов отбора содержания образования. Оптимальным является вариант, разработанный В.В.Краевским:
- принцип соответствия содержания образования во всех его элементах и на всех уровнях конструирования социально-экономическим потребностям, современному состоянию научных знаний, уровню развития производства;
- принцип учета содержательной и процессуальной сторон при проектировании содержания образования, предполагающий соотнесение учебного материала, форм, способов и средств процесса образования;
- принцип структурного единства содержания образования на разных уровнях его формирования: теоретическое представление, учебный предмет, учебный материал, педагогическая деятельность, личность ученика. Этот принцип обеспечивает сбалансированность всех компонентов содержания образования.
24. Эволюция системы образования в истории педагогики. Современная система образования.
Содержание
образования имеет исторический характер,
поскольку оно определяется целями и
задачами образования на определенном
этапе развития общества и меняется под
влиянием требований жизни, производства
и уровня развития научных знаний.
В последнее
десятилетие в свете идей гуманизации
образования все более утверждается
личностно ориентированный подход к
содержанию образования, что нашло свое
отражение в работах И.Я.Лернера,
М.Н.Скаткина, В.С.Леднева, Бы.М.Бим-Бада,
А.В.Петровского.
Так,
И.Я.Лернер и М.В.Скаткин под содержанием
образования понимают педагогически
адаптированную систему знаний, навыков
и умений, опыта творческой деятельности
и эмоционально-волевого отношения,
усвоение которой должно обеспечить
формирование всесторонне развитой
личности, подготовленной к воспроизведению
(сохранению) и развитию материальной и
духовной культуры общества.
При таком подходе к определению сущности содержания образования абсолютной ценностью являются не знания, а сам человек. Такой подход способствует свободе выбора содержания образования с целью обеспечения общеобразовательных, духовных, культурных и жизненных потребностей личности, гуманное отношение к личности, которая развивается; становление ее индивидуальности и возможности самореализации в культурно-образовательном пространстве. Основные теории формирования содержания образования сложились в конце XVIII - начале XIX века. Они получили название материальной и формальной теорий формирования содержания образования. Теория формального образования начинается от Дж.Локка (XVII ст.), Й.Г.Песталоцци, И.Канта и Й.Ф.Гербарта (XVIII-Хіхвв.). Данная теория основывается на философии рационализма, а именно на положении о том, что источником знаний является разум и знания порождаются только самостоятельностью этого разума. Поэтому задача образования состоит не в овладении учащимися знаниями, а в развитии их ума, т. е. способности к анализу, синтезу, логическому мышлению. Исходя из этого, отстаивался гуманитарный, “классический”, направление образования, поскольку лучшие средства развития мышления – изучение языков и математики.
В конце XVIII - начале XIX века. активно прокладывает себе дорогу теория материального образования. Сторонники этой теории исходили из философии эмпириализма, которая утверждала, что познание не может выйти за пределы непосредственного опыта, и что источником знаний является только опыт. Из этого делались следующие педагогические выводы: нужно вооружать учащихся естественнонаучными знаниями, а критерием при отборе материала должна быть степень его важности для жизни, для непосредственной практической деятельности учащихся в будущем. Достаточно аргументированно критиковал теории формального и материального образования в свое время еще К.Д.Ушинский. Он подчеркивал, что школа должна не только развивать учащихся, но и вооружать их знаниями, которые были бы полезны для их дальнейшей деятельности. В то же время, К.Д.Ушинский считал, что нельзя подходить к усвоению науки лишь с точки зрения ее утилитарной необходимости для повседневной жизни. Широкое распространение в американской педагогике первой трети ХХ века получили прагматические идеи по вопросам содержания школьного образования. Известный представитель прагматизма в педагогике Джон Дьюи (1859-1952) обосновал прагматическую концепцию содержания образования. Он критиковал как рационализм, по его мнению, уводит от жизни, от фактов, который якобы способствует отрыву человека от религии, и вводил идею о необходимости положить в основу школьного образования организацию практической деятельности детей, вооружение умениями и навыками в различных сферах жизни. Таким образом, Д.Дьюи дал необходимость четко очерченного содержания образования и отдельных учебных предметов в школе, не признавал важности научного образования и сводил обучение к узкому практицизма, основывается на интересах детей. В последние десятилетия эти идеи подверглись резкой критике со стороны ведущих деятелей педагогической науки. Американские педагоги И.Адлер, Дж.Бруннер и другие отмечали, что теория Д.Дьюи затормозила развитие американской школы на долгие годы и поэтому необходима модернизации образования.
Факторы, детерминирующие формирование содержания образования разделяют на объективные и субъективные.
25. Факторы развития личности. Особенности воспитательного процесса в современном социума.
Под развитием личности следует понимать взаимосвязанный процесс количественных и качественных изменений, происходящих во время анатомофизиологического созревания человека, становления его мировоззрения, нравственных взглядов, убеждений, эмоционально-чувственной сферы. Личность – человек как субъект отношений и сознательной деятельности, способный к самопознанию и саморазвитию; устойчивая система социально-значимых черт, отношений, установок и мотивов, характеризующая человека как члена общества.
Человек, как личность, характеризуется:
• самосознанием (основа формирования умственной активности и самостоятельности личности, познание себя и поиск смысла жизни);
• активности (стремление выйти за пределы реализованных возможностей);
• наличием „Я-образа", - системы представлений человека о себе реальном, себе ожидаемую себя идеальную (обнаруживаются в самооценках, чувстве самоуважения, уровне притязаний и т.д.)
• направленностью - устойчивой системой мотивов: потребностей, интересов, идеалов, убеждений и т.д.
• способностями (свойства и качества, обеспечивающие успешность в выполнении определенной деятельности);
• характером (совокупность устойчивых индивидуальных качеств человека, что обусловливает типичные для него способы поведения и эмоционального реагирования).
Факторы, влияющий на развитие личности – наследственность.
Наследственность – передача от родителей к детям определенных биологических качеств и особенностей.
По наследству человек получает некоторые особенности строения тела, цвет волос, глаз, кожи, некоторые особенности нервной системы, некоторые болезни.
Концепция развивающего обучения – правильно организованное обучение может и должно стимулировать развитие учащихся.
II фактор – среда (географическое и социальное).
Человек становится личностью только в процессе социализации, в процессе усвоения и активного воспроизводства общественного опыта, приобретение необходимых для жизни среди людей знаний, умений и навыков, способности общаться и взаимодействовать с ними. Это процесс превращения человека из биологического существа в социальное, освоения и присвоения культуры человеческих отношений, социальных норм, ролей, видов деятельности.
Среда – совокупность материальных, духовных, общественных условий существования и деятельности человека, которые взаимодействуют с ним как с организмом и личностью, то есть поддерживают или сдерживают, стимулируют или препятствуют характерные действия живого существа.
Понятие «окружающая среда» означает нечто большее, чем просто то, что физически, пространственно окружает индивида.
Географическая среда – те природные условия (климат, ландшафт, пейзаж, тип поселения, экология), в которых человек развивается.