ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.06.2019

Просмотров: 1269

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Анкетирование – изучение исследуемых явлений и процессов с помощью анкет или опросных листов, содержащих письменные вопросы.

Наблюдение – специально организованное непосредственное восприятие явлений и процессов в их цельности и динамике в естественных условиях их существования.

Для повышения эффективности наблюдение должно быть длительным, систематическим, разносторонним, объективным и массовым. Может быть отстраненным (когда наблюдатель не включается в действие) и включенным (когда наблюдатель включен в группу члены которой не знают, что за ними ведется наблюдение). Недостатки: не раскрывает внутренних сторон педагогических явлений, не позволяет обеспечить полную объективность информации.

Метод рейтинга – метод оценки тех или иных сторон деятельности компетентными судьями (экспертами).

Метод обобщения независимых характеристик. Сущность этого метода сводится к обработке исследователем информации об ученике, поступившей из различных источников: от учителя, родителей, одноклассников и других людей, которые достаточно хорошо знают ребенка. Разновидностью этого метода является метод „педагогического консилиума”, который предполагает коллективное обсуждение результатов изучения воспитанности учащихся по определенной оптимальной по своему объему программе и по единым признакам.

Педагогический эксперимент – такой метод изучения педагогической действительности, исследователь активно и целенаправленно влияет на него благодаря созданию искусственных условий или использования естественных условий, необходимых для выявления соответствующего свойства.

Моделирование – материальное или мысленное имитирование реально существующей педагогической системы путем создания специальных аналогов (моделей), в которых воспроизводятся принципы организации и функционирования этой системы. Научная модель – это мысленно или материально реализованная система, которая отображает предмет исследования и способна заменить его в такой мере, что позволяет получить новую информацию о самом предмете.


4. Особенности воспитательного процесса в современном социуме. Факторы развитие личности.

Под развитием личности следует понимать взаимосвязанный процесс количественных и качественных изменений, которые происходят при анатомо-физиологического созревания человека, становления его мировоззрения, нравственных взглядов, убеждений, эмоционально-чувственной сферы.

Личность – человек как субъект отношений и сознательной деятельности, способный к самопознанию и саморазвитию; устойчивая система социально-значимых черт, отношений, установок и мотивов, характеризующая человека как члена общества.

Итак, человек, как личность, характеризуется:

самосознанием (основа формирования умственной активности и самостоятельности личности, познание себя и поиск смысла жизни);

активности (стремление выйти за пределы реализованных возможностей);

наличием «Я-образа», – системы представлений человека о себе реальном, себе ожидаемую себя идеальную (обнаруживаются в самооценках, чувстве самоуважения, уровне притязаний и т.д.)

направленностью – устойчивой системой мотивов: потребностей, интересов, идеалов, убеждений и т.д.

способностями (свойства и качества, обеспечивающие успешность в выполнении определенной деятельности);

характером (совокупность устойчивых индивидуальных качеств человека, которые обусловливают типичные для него способы поведения и эмоционального реагирования).

Факторы, влияющий на развитие личности – наследственность.

Наследственность – передача от родителей к детям определенных биологических качеств и особенностей.

По наследству человек получает некоторые особенности строения тела, цвет волос, глаз, кожи, некоторые особенности нервной системы, некоторые болезни.

Концепция развивающего обучения – правильно организованное обучение может и должно стимулировать развитие учащихся.

II фактор – среда (географическое и социальное).

Человек становится личностью только в процессе социализации, в процессе усвоения и активного воспроизводства общественного опыта, приобретение необходимых для жизни среди людей знаний, умений и навыков, способности общаться и взаимодействовать с ними. Это процесс превращения человека из биологического существа в социальное, освоения и присвоения культуры человеческих отношений, социальных норм, ролей, видов деятельности.

Среда – совокупность материальных, духовных, общественных условий существования и деятельности человека, которые взаимодействуют с ним как с организмом и личностью, то есть поддерживают или сдерживают, стимулируют или препятствуют характерные действия живого существа.

Понятие «окружающая среда» означает нечто большее, чем просто то, что физически, пространственно окружает индивида.

Географическая среда – те природные условия (климат, ландшафт, пейзаж, тип поселения, экология), в которых человек развивается.


Социальная среда – общественный строй, система производственных отношений, материальные условия жизни, характер протекания производственных и социальных процессов. В общем – это люди и группы людей, которые окружают человека на протяжении жизни.

Единства в оценке влияния наследственности и среды на развитие человека пока нет. Ученые спорят по вопросу – что осуществляет большее влияние на развитие человека – среда или наследственность? Приверженцы так называемого биогенного направления в педагогике безусловное предпочтение отдают наследственности, а социогенные – среде.

III фактор – воспитание.

Воспитание – целенаправленный педагогический процесс передачи социально-культурного опыта от старших поколений младшим, осуществляется специально подготовленными и уполномоченными на это обществом людьми в учебно-воспитательных заведениях.

Воспитание – форма внешнего воздействия на человека. Оно корректирует влияние наследственности и среды. Мнения относительно места воспитания в этом процессе самые разные: от утверждения о его полное бессилие до признания единственным средством изменения человеческой природы. Истина, как всегда, посередине. Воспитанием можно добиться многого, но полностью изменить человеческую природу невозможно.

Целенаправленное и систематическое влияние воспитателей приводит к созданию новых, заранее спроектированных рефлекторных связей, которые другим путем созданы быть не могут. Одно из важнейших задач правильно организованного воспитания – выявление склонностей и дарований, развитие в соответствии с индивидуальными особенностями человека, его способностями и возможностями.

Воспитание может обеспечить развитие определенных качеств, только опираясь на заложенные природой задатки.

Люди поддаются воспитанию неодинаково. Диапазон очень широкий – от полного неприятия воспитательных требований до абсолютного подчинения воле воспитателей.


5. Развитие идеи природосообразности обучения и воспитания в истории педагогики (Я. Коменский, Ж.-Ж. Руссо, Й. Песталоцци, А. Дистервег, В. Сухомлинский). Индивидуальный и личностно-ориентированный подходы в современной школе.

Проблема природосообразности в воспитании занимала умы наиболее выдающихся педагогов прошлого, и причем каждый из них понимал ее по-своему. О сходстве природы и воспитания говорили еще древнегреческие мыслители Демокрит и Аристотель.

Я.А.Коменский исходил из признания общности главных законов, управляющих развитием природы, человека и человеческой деятельности. Он утверждал, что все педагогические средства должны быть природосоответствующими, то есть они соответствуют общим законам природы. Кроме того, принцип природосообразности у чешского педагога предполагает тщательное изучение законов духовной жизни человека и согласования с ним всех педагогических действий.

Другая трактовка принципа природосообразности в Ж.-Ж. Руссо. Этот принцип он раскрыл в своем романе трактате «Эмиль, или о воспитании», основное положение исследуемого принципа французского мыслителя, сводится к формуле: природосообразно все естественное; поэтому воспитание должно следовать естественному ходу развития растущего человека, учитывать естественные возрастные особенности.

В педагогической теории И.Г. Песталоцци принцип природосоотвествие раскрывается как соответствие воспитания особенностям природы человека, законам ее вечного саморазвития, предопределенного божественным началом.

А.Дистервег, немецкий ученый, считал, что воспитание необходимо согласовывать не только с законами саморазвития природы человека, но и с конкретными социально-историческими условиями его жизни. Он вводит еще понятие «Принцип культуросообразности».




6. Принцип культуросообразности обучения и воспитания в истории педагогики (Г. Сковорода, А. Дистервег, К. Ушинский, В. Сухомлинский). Современная концепция «Школы диалога культур».

Принцип культуросообразности, определяет отношения между воспитанием и культурой как средой, которая растит и питает личность, а также между воспитанием и развитием личности как человека культуры. Это означает, что культурное ядро содержания воспитания должны составлять универсальные общечеловеческие, общенациональные и региональные ценности, а отношение к ребенку строится исходя из восприятия его как свободной, целостной личности, способной по мере своего развития к самостоятельному выбору ценностей, самоопределению в мире культуры и творческой самореализации.

Культурологический подход требует рассматривать педагогику как часть духовной культуры общества, предполагает адаптацию воспитания и образования к конкретной культурной среде, а это значит, что очень существенным является осмысление культурных достижений родного края, страны, всего мира. Воспитание при этом не навязывает те или иные ценности, а лишь создает условия их узнавания, понимания и выбора, стимулирует этот выбор и последующую внутреннюю работу ребенка над своими действиями и поступками.

Функции культуросообразности воспитания:

- создание различных культурных сред, где осуществляется развитие ребенка и приобретение опыта культуросоответствующего поведения;

- оказание помощи в культурной самоидентификации и самореализации творческих задатков и способностей.

«Школа диалога культур» – это модель обучения, которая основывается на интеграции содержания гуманитарных предметов на культурологических принципах, понимании учениками человека определенной исторической эпохи через работу с реальными текстами данной эпохи.

Цель обучения в этой модели заключается не в подготовке «человека образованного», овладевшего научной картиной мира, научными методами познания и направленного на дальнейшее восхождение вперед и вверх, а в воспитании к идеалу человека культуры.