ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.06.2019
Просмотров: 1265
Скачиваний: 2
7. Коллектив как фактор развития личности. Структура и динамика развития ученического коллектива. Теория и практика коллективного воспитания А. Макаренко.
До недавних пор незыблемым принципом отечественной педагогики был принцип воспитания человека в коллективе и через коллектив. Однако в последнее время появился ряд публикаций, авторы которых решительно отрицают этот принцип, определяя коллектив как удивительное порождение тоталитарной политической системы. Поляризация мнений нашла отражение и в учебниках по педагогике: проблемы в противоречивом изложении материала нет, и студенты, как правило, пользуются одним учебным пособием и поэтому невольно становятся заложниками авторской концепции.
В учебниках (И. Харламов, В. Сластенин, Б.Т. Лихачев) отмечается, что развитие и формирование личности можно осуществить только в коллективе и через коллектив. Б. Вульфов и В. Иванов утверждают, что целью, субъектом и результатом воспитания выступают люди – воспитанники и педагоги, а также детские и юношеские объединения (понятие коллектив авторы практически не используют).
А вот как оценивает коллективное воспитание В. Безрукова: «...индивидуально ориентированная педагогика признает внутреннюю сложность и автономию человеческой личности и противостоит коллективизму, где главная роль отводится влиянию на человека социальной группы». Автор считает, что внедрении теории коллективного воспитания приводит к нивелировке личности, потере индивидуальности, неповторимости.
Как противоречивы не были бы оценки коллектива, в полной мере игнорировать его роль (положительную или отрицательную) и значение в формировании личности не может, пожалуй, никто.
Коллектив является объективная реальность, поскольку:
• коллектив для человека – это сфера его жизнедеятельности;
• сфера самоутверждения, самовыражения и самореализации;
• сфера общения;
• гарант защищенности и поддержки;
• модель общества – основная база накопления опыта взаимодействия личности и общества, усвоение социальных ролей;
• носитель социально-нравственных норм и ценностей, реализуемых в системе коллективной деятельности и коллективных отношений;
• духовное, ценностно-ориентированное единство людей – организационная структура коллектива является средством достижения общих целей.
Показатели положительной социально-психологической атмосферы в педагогическом коллективе:
1. Сплоченность и организованность.
2. Единство официальной и неофициальной сфер общения.
3. Мажорный жизнеутверждающий настрой.
4. Атмосфера коллективной заботы в педагогическом коллективе, взаимоуважения и поддержки, согласованной взаимодействия.
5. Общественное мнение.
Важная заслуга А.С.Макаренко состоит в разработке таких законов и принципу организации жизнедеятельности коллектива и коллективного воспитания, как:
Закон параллельного действия – педагог воздействует на личность через коллектив, поскольку коллектив несет ответственность за каждого своего члена, а каждый человек ответственен перед своим коллективом. Один из важных факторов реализации этого закона – общественное мнение.
Закон развития (движения ) коллектива – коллектив, достигший определенной цели и остановившийся в своем развитии, лишен будущего.
Принцип перспективных линий – суть этого принципа состоит в организации новых перспектив, в использовании уже имеющихся, в постепенной подготовке более ценных. Педагог должен уметь увлечь весь коллектив каждого из его членов определенной целью (перспективой), осуществление которой потребует приложения усилий, труда, но вместе с тем принесет удовлетворение, радость достижения.
Принцип активной целеустремленности – АС.Макаренко настаивает на том, что к достижению цели и перспектив развития «мы должны стремиться в прямом и энергичном действии. В воспитательной работе требуется решительная и активная энергия устремления к цели…»
Принцип ответственной зависимости, связанных с организацией правильного тона и стиля отношений в коллективе, эстетикой воспитания.
8. Традиции воспитания и обучения личности в народной педагогике (В. Духнович, Т. Шевченко, Леся Украинка, В. Сухомлинский).
В коротких и лаконичных, нередко образных выражениях народа сосредоточен глубокий смысл о процессе воспитания и развития личности, их законы, источники. Основа народного идеала нравственности – совокупность многочисленных положительных качеств. Среди них – отношение к людям труду, к природе, всему живому, к самому себе. Важнейшие этические ценности, заветы народа – делать добро, жить в согласии, в мире с соседями, помогать слабому, хранить верность в дружбе и любви, не терять человеческого достоинства во всех случаях жизни, быть честным, правдивым, гостеприимным и так далее.
Средства и методы нравственного воспитания: учение, труд, игра, образование детей в процессе их общения, а также приемы педагогического воздействия на детей их старших товарищей и взрослых (для стимулирования необходимых поступков и действий, торможение нежелательных проявлений).
Народная педагогика есть не только история, а является главным воспитательным инструментом современности, играет решающую роль в воспитании молодого поколения и в наше время. Докажите, что, питая научную педагогику, народная педагогика, в свою очередь, обогащается ее достижениями.
9. Принципы управления современной школой. Взаимосвязь школы и социальной среды в истории педагогики.
Школоведение – отрасль педагогической науки, исследующая принципы и организационные основы деятельности общеобразовательных учебно-воспитательных заведений, содержание и методы управления школьным делом, особенности руководства школой, организации ее работы.
Управление учебно-воспитательными заведениями осуществляют на основе положений, закона «Об образовании», Положение об общеобразовательном учебном заведении, опираясь на принципы управления:
1. Принцип демократичности управления школой – сочетание общественного самоуправления с руководством директора. Главным органом самоуправления является конференция представителей общественности, педагогов, родителей, учеников старших и средних классов, на которой выбирают директора и совет школы.
2. Принцип гуманизации. Создание гуманных отношений, оптимальных условий для полноценной жизнедеятельности детского и педагогического коллектива.
3. Принцип гласности, открытости управления. Открытое принятие решений педагогического совета школы. Обсуждение текущих вопросов. Гласность и открытость предотвращают социально-психологическую напряженность в педагогической, ученической и общественной средах.
4. Принцип региональности школы. Поскольку в пределах государства региональность проявляется как принадлежность к определенному региону, каждый из которых имеет специфическую организацию жизни, быта, языковые особенности, традиции, это обуславливает специфику школы, создание в ней своеобразных культурно-образовательных центров.
5. Принцип плановости. Предусматривает четкую систему перспективного и ежедневного планирования всех видов учебно-воспитательного, организационно-хозяйственного процесса с учетом объективных условий и социально-экономических возможностей конкретного учреждения образования.
6. Принцип перспективности. Вытекает из необходимости предвидения и прогнозирования деятельности школы не только на семестр, учебный год, но и на весь цикл обучения учеников в школе.
7. Принцип компетентности. Требует высокого уровня научно-педагогической подготовки, общей эрудиции, профессионализма учителей.
8. Принцип оптимизации. Направлен на создание в учебно-воспитательном учреждении благоприятных социально-психологических и экономических условий для эффективной деятельности участников педагогического процесса.
9. Принцип соединения единоначалия, коллегиальности и персональной ответственности. Оказывается в персональной ответственности руководителя учебного заведения перед вышестоящими органами образования, обществом, государством, законом за состояние дел в руководимой им организации.
10. Принцип объективности оценивания выполнения участниками педагогического процесса функциональных обязанностей по результатам конкретных дел. Предусматривает необходимость систематического контроля за деятельностью должностных лиц, объективной оценки результатов работы (уровень успеваемости и воспитанности учащихся).
11. Принцип участия общественности.