ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.06.2019
Просмотров: 1316
Скачиваний: 2
10. Возникновение и развитие идеи всестороннего и гармоничного развития личности в истории отечественной и зарубежной педагогики.
Целью воспитания в течение тысячелетий, начиная с афинской системы воспитания и обучения. Являются развитие всестороннего и гармоничного развития личности.
Этот термин стал идеалом, к которому нужно стремиться в процессе воспитания. Цель воспитания переплетается с задачами, которые каждая эпоха ставит перед обществом, и общество перед школой.
Какая взаимосвязь между воспитанием и развитием?
Воспитание – общественное явление, которое включает передачу общественного опыта и культуры с целью развития личности.
Развитие личности – процесс качественных и количественных изменений, умственных, моральных, психических изменений человека.
Древняя Греция (Спарта и Афины) Целью воспитания в Спарте была подготовка закаленных воинов. Воспитание осуществлялось государством, идея жестокости. Афинская система воспитания: разностороннее развитие личности (физическое, нравственное, эстетическое).
Аристотель (384-322 до н.е.). Цель воспитания - развитие в человеке высших качеств души – умственной и волевой. Возможность развития осуществляется воспитанием, а воспитание государством, которая определяет его цель, задачи, содержание.
Платон (427-347 до н.е.). Воспитание, по Платону, - важный фундамент жизни личности. Разностороннее воспитание для мудрецов и воинов, предлагает обязательное минимальное 3-х годичное обучение, развивает афинскую традицию: «для тела гимнастика, для души – музыка». Воспитание осуществляется государством.
Сократ (469-399 до н.е.). Целью воспитания, по мнению Сократа, должно быть не изучение природы вещей, а познание самого себя, совершенствование нравственности.
Демокрит ( 460-370 до н.е.). Целью воспитания: подготовить молодежь к реальной жизни на земле, основным в воспитании должно быть овладение знаниями о природе ( принцип природосообразности), гармоничного развития.
Я.А.Коменский – чешский педагог к.16 – п. 17 века, основоположник педагогики. Он утверждает, что разум есть только «tabula rasa», где еще ничего не написано, но на которой со временем может быть написано все. По мнению педагога существует три задачи воспитания: познание себя (умственное), управление собой (нравственное), религиозную (Бог). Обосновал идею обучения детей на родном языке, разработал концепцию профессионализма учителей, критерии педагогического мастерства.
Д.Локк – английский философ 17 в, психолог, педагог, педагогические взгляды которого отражали традиционные взгляды английского дворянства. По теории Локка, у людей нет «врожденных идей» и представлений, душа ребенка напоминает «чистую доску».
Цель воспитания: воспитание джентельмена. Цель обучения: подготовить «делового человека», то есть развить и направить его ум к активному восприятию новых знаний и идей. Предложил программу реального образования, которая предусматривала необходимую подготовку к действенных занятий в реальном мире, к коммерческой деятельности. Содержание обучения значительно шире, чем в то время: чтение, письмо, рисование, родной язык, латынь, география, арифметика, геометрия, астрономия, хронология, этика, история, законоведение, бухгалтерия, езда верхом, танцы. Ремесло – физический труд укрепит здоровье.
Ж.Ж.Руссо – французский просветитель, писатель, педагог 18 века. Основоположник теории свободного воспитания. Суть: учить природосоответственно (соблюдать законы развития организма ребенка и его способностей). Детство – этап развития личности, на ребенка влияют три фактора: природа, люди, общество, которые обеспечивают гармоничное развитие личности. Предложил возрастную периодизацию и содержание воспитания, по Ж.Ж.Руссо, жизнь питомца делится на возрастные периоды. Охарактеризовал содержание, формы и методы обучения и воспитания каждому из них.
Й.Г. Песталоцци – швейцарский педагог, классик, 18-19в. Отстаивал идею всестороннего гармоничного развития личности. Педагог не может подавлять естественного развития подрастающего поколения, а направлять это развитие. Воспитатель помогает развивать природные силы личности, саморазвитие, идея природосообразности. Считается основоположником теории и методики начального обучения (концепция элементарного образования), стремился строить обучение на чувственном познании, большое значение придавал наглядности, выдвинул идею развивающего обучения.
Й.Ф. Гербарт – немецкий философ, психолог и педагог к.18 – 19 ст., последователь Песталоцци. Цель воспитания заключается в формировании добродетельных людей, которые умеют приспосабливаться к существующему общественно-политического строя и подчиняться ему.
11. Воспитание как общественное явление и как педагогическая категория. Генезис представлений о цели воспитания в истории зарубежной и отечественной педагогики.
Сущность воспитания трактуется с различных точек зрения. Но всегда в качестве предмета воспитания рассматривается человек, испытывающий соответствующее воздействие.
Воспитание является одним из видов деятельности по преобразованию человека или группы людей. Сущность воспитания заключается в том, что воспитатель намеренно пытается повлиять на питомца. Это практико-преобразующая деятельность, направленная на изменение психического состояния, мировоззрения и сознания, знаний и способов деятельности, ценностных ориентаций воспитанника. При этом нужно учитывать единство природной, генетической, психологической и социальной сущности восптанника, а также его возраст и условия жизни.
Воспитание – процесс целенаправленного формирования личности. Это специально организованное взаимодействие воспитателей и воспитанников, направленная на формирование личности, нужной и полезной обществу. Это также целенаправленное формирование эмоционального отношения к действительности в соответствии с принятой системой ценностей.
Воспитание является многофакторным процессом. На его результат влияет природная среда, жизненный мир и иерархия общественных ценностей, семья, школа и ВУЗ, детские и юношеские организации, повседневная и профессиональная деятельность, искусство и средства массовой информации.
Среди различных воспитательных факторов выделяют две основные группы: объективную и субъективную.
Объективные факторы:
• генетическая наследственность и состояние здоровья человека;
• социальная и культурная принадлежность семьи, что влияет на ее непосредственное окружение;
• обстоятельства биографии;
• культурная традиция, профессиональный и социальный статус;
• особенности страны и исторической эпохи.
Субъективные факторы:
• психические особенности, мировоззрение, ценностные ориентации, внутренние потребности и интересы как воспитателя, так и воспитанника;
• система отношений с социумом;
• организованные воспитательные воздействия на человека со стороны отдельных лиц, групп, объединений и всего сообщества.
12.Понятие «содержание воспитания». Социокультурная обусловленность эволюции понятия «содержание воспитания» в истории отечественной и зарубежной педагогики.
Содержание воспитания – система знаний, убеждений, навыков, качеств и черт личности, устойчивых привычек поведения, которыми должны овладеть учащиеся в соответствии с поставленными целями и задачами.
Особенности процесса воспитания: целенаправленность, многофакторность, отдаленность результатов, динамичность, длительность, непрерывность.
Наше общество, а вместе с ним и школа переживают трудный период перестройки. Курс взят на гуманизацию и демократизацию школы должен привести к новому качеству воспитания. Хорошо организованное воспитание должно подготовить человека к выполнению пяти ролям в жизни – гражданина, работника, семьянина, собственника, потребителя. Каждая из этих ролей требует от человека определенных знаний, умений, приобретенных качеств.
Гражданин: выполнение гражданских обязанностей; чувство национальной гордости и патриотизма, уважение к Конституции, органов государственной власти, символам государственности, ответственность за судьбу страны; бережное отношение к национальным богатствам страны, языка, культуры, общественная активность соблюдение демократических принципов; активная жизненная позиция.
Рабочий: дисциплинированность и ответственность; работоспособность и организованность, общие, специальные и экономические знания; творческое отношение к труду; профессиональная гордость, уважение к мастерству, уважение к людям труда.
Семьянин: трудолюбие, ответственность, тактичность, культура общения; разносторонняя образованность, знание правовых норм, законов, знание практической педагогики; психосексуальная подготовленность, готовность жениться и выполнять брачные обязанности, уважение к своим родителям, к старикам.
Владелец: ответственность, знание правовых норм и законов; правосознание; трудолюбие; экономические знания, уважение к государственным органам власти, общая культура.
Потребитель: предусмотрительность, бдительность, экономические знания, знание прав и обязанностей потребителей, культура общения, тактичность, общая культура и культура потребления, общественная активность, ответственность.
Воспитание чувств.
Деятельность (главный этап воспитательного процесса). Отдельно выделяется чисто условно, теоретически. На практике всегда сливается с формированием взглядов, убеждений, чувств.
13. Закономерности и принципы воспитания. Генезис представлений о цели воспитания в истории отечественной и зарубежной педагогики.
Закономерность – это упорядоченность педагогических явлений, относительное постоянство устойчивых влиятельных факторов, систематических связей между объектами.
Закономерности воспитания – это устойчивые, повторяющиеся, объективно существующие существенные связи между элементами воспитательного процесса, реализация которых способствует обеспечению эффективности развития личности школьника. Закономерности педагогического процесса описывают его внутренние существенные противоречия, связи и взаимосвязи.
Существенное место в организации и управлении учебно-воспитательным процессом играют принципы воспитания, которые рассматриваются в единстве с принципами образования и принципами обучения и труда.
Принцип – руководящая идея, требование к деятельности и поведению, исходное положение, вытекающее из установленных закономерностей процесса, и которое предполагает учет внутренних и внешних связей между компонентами.
Общие закономерности и принципы воспитания:
1. Цель, характер и содержание воспитания обусловливаются объективными потребностями общества, интересами государства и господствующих классов, социокультурными и этническими нормами и традициями.
- принцип общественной направленности воспитания.
- принцип субъектности – развитие способности ребенка осознавать свое "Я".
2. Результаты воспитания обусловлены согласованностью воспитательных влияний: влияний объективных и субъективных факторов:
-принцип единства воспитательных воздействий семьи, образовательных учреждений, коллектива, общественных организаций.
- принцип учета индивидуальных и возрастных особенностей, личностных характеристик и возможностей ребенка.
- принцип согласованности прямых и параллельных педагогических воздействий.
3. Позитивная реакция личности на педагогические воздействия обусловлена учетом ее потребностей, интересов и возможностей, требовательным и уважительным к ней отношением, опорой на положительное, созданием оптимистических перспектив личностного развития.
- принцип личностно ориентированного подхода в воспитании.
- принцип гуманистической направленности воспитания.
- принцип опоры на положительное.
4. Эффективность воспитания определяется степенью собственной активности личности, содержанием и способами организации деятельности, в которую она включена, мотивами участия в деятельности, характером педагогического руководства деятельностью детей.
- принцип деятельностного подхода.
- принцип стимулирования активности личности, ее участие в социально полезной и значимой деятельности.
- принцип согласованности педагогического руководства деятельностью и развития инициативы и самостоятельности воспитанников.