ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.06.2019

Просмотров: 1330

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

7. Коллектив как фактор развития личности. Структура и динамика развития ученического коллектива. Теория и практика коллективного воспитания А. Макаренко.

До недавних пор незыблемым принципом отечественной педагогики был принцип воспитания человека в коллективе и через коллектив. Однако в последнее время появился ряд публикаций, авторы которых решительно отрицают этот принцип, определяя коллектив как удивительное порождение тоталитарной политической системы. Поляризация мнений нашла отражение и в учебниках по педагогике: проблемы в противоречивом изложении материала нет, и студенты, как правило, пользуются одним учебным пособием и поэтому невольно становятся заложниками авторской концепции.

В учебниках (И. Харламов, В. Сластенин, Б.Т. Лихачев) отмечается, что развитие и формирование личности можно осуществить только в коллективе и через коллектив. Б. Вульфов и В. Иванов утверждают, что целью, субъектом и результатом воспитания выступают люди – воспитанники и педагоги, а также детские и юношеские объединения (понятие коллектив авторы практически не используют).

А вот как оценивает коллективное воспитание В. Безрукова: «...индивидуально ориентированная педагогика признает внутреннюю сложность и автономию человеческой личности и противостоит коллективизму, где главная роль отводится влиянию на человека социальной группы». Автор считает, что внедрение теории коллективного воспитания приводит к нивелировке личности, потере индивидуальности, неповторимости.

Как противоречивы не были бы оценки коллектива, в полной мере игнорировать его роль (положительную или отрицательную) и значение в формировании личности не может, пожалуй, никто.

Коллектив является объективная реальность, поскольку:

коллектив для человека – это сфера его жизнедеятельности;

сфера самоутверждения, самовыражения и самореализации;

сфера общения;

гарант защищенности и поддержки;

модель общества – основная база накопления опыта взаимодействия личности и общества, усвоение социальных ролей;

носитель социально-нравственных норм и ценностей, реализуемых в системе коллективной деятельности и коллективных отношений;

духовное, ценностно-ориентированное единство людей – организационная структура коллектива является средством достижения общих целей.

Показатели положительной социально-психологической атмосферы в педагогическом коллективе:

1. Сплоченность и организованность.

2. Единство официальной и неофициальной сфер общения.

3. Мажорный жизнеутверждающий настрой.

4. Атмосфера коллективной заботы в педагогическом коллективе, взаимоуважения и поддержки, согласованной взаимодействия.

5. Общественное мнение.

Важная заслуга А.С.Макаренко состоит в разработке таких законов и принципу организации жизнедеятельности коллектива и коллективного воспитания, как:


Закон параллельного действия – педагог воздействует на личность через коллектив, поскольку коллектив несет ответственность за каждого своего члена, а каждый человек ответственен перед своим коллективом. Один из важных факторов реализации этого закона – общественное мнение.

Закон развития (движения) коллектива – коллектив, достигший определенной цели и остановившийся в своем развитии, лишен будущего.

Принцип перспективных линий – суть этого принципа состоит в организации новых перспектив, в использовании уже имеющихся, в постепенной подготовке более ценных. Педагог должен уметь увлечь весь коллектив каждого из его членов определенной целью (перспективой), осуществление которой потребует приложения усилий, труда, но вместе с тем принесет удовлетворение, радость достижения.

Принцип активной целеустремленности – А. С. Макаренко настаивает на том, что к достижению цели и перспектив развития «мы должны стремиться в прямом и энергичном действии. В воспитательной работе требуется решительная и активная энергия устремления к цели…»

Принцип ответственной зависимости, связанных с организацией правильного тона и стиля отношений в коллективе, эстетикой воспитания.



8. Традиции воспитания и обучения личности в народной педагогике (В. Духнович, Т. Шевченко, Леся Украинка, В. Сухомлинский).

Основными проблемами воспитания и обучения укр.. деятели и демократы-просветители 2-ой половины XIX — нач. XX ст. считали следующие:

Создание системы общедоступных государственных , обучение, воспитание, общение детей и взрослых должно быть на родном (украинском) языке; Воспитание личности должно происходить в соответствии с национальным идеалом совершенной, гармонической личности; Должна быть связь обучения и воспитания с трудом, природой и активной социальной деят-тью; В обучении и воспитании должны быть использованы народное искусство, фольклор; формирование творч., эстетич. задатков в соответствии с украинским менталитетом.

Тарас Григорьевич Шевченко (1814-1861) — великий украинский поэт, художник, мислитель, революционный демократ. В стихах Ш., в его публицистических и художественных произведениях, в письмах высказаны мысли о воспитании и обучении. Он критиковал политику царизма в области образования, обучение в начальных школах по церковнославянским книгам, основанное на зубрёжке бессодержательных слов, охарактеризовал словами «бестолковое тму-мну».

Ш. мечтал о подлинно народной школе, которая давала бы учащимся глубокие знания и воспитывала бы их в духе ненависти к эксплуататорам, вынашивал план создания доступных учебников для обучения крестьянских детей арифметике, географии, истории Украины и этнографии.

Леся Українка (Лариса Петровна Косач-Квитка) (1871-1913) — выдающаяся украинская поэтесса и общественная деятельница революционно-демократического направления.

Она категорически выступала против буржуазно-националистических деятелей, утверждавших необходимость «науки на национальной почве».

С революцоинно-демократических позиций рассматривала ЛУ роль учителя народной школы, который должен воспитывать молодёжь для борьбы с угнетателями. Цель семейного воспитания она также видела в формировании гражданина-борца.

Павел Арсеньевич Грабовский (1864-1902) — украинский поэт, публицист, революционер-демократ. Как и все русские революционеры-демократы, Г ставил своей целью воспитание нового человека, человека-борца. Наука, образование, лит-ра — это те исходные, которые помогут поднять народ на борьбу против самодержавия. Он резко критикует существующую школьную систему, которая давала мизерные знания. Детей учили дьяки и попы, которые только отбивали стремление к знаниям.

Василий Александрович Сухомлинский  Оценка у В.А.Сухомлинского всегда оптимистична, это вознаграждение за труд, а не наказание за лень. Он уважал «детское незнание». Месяц, полгода, год у ребенка «может что-то не получаться, но придет время — научится». Главный смысл воспитания для Сухомлинского в том, чтобы взаимное человеческое общение и духовное обогащение были источниками полноты и многогранности. В.А.Сухомлинский разделял мнение о том, что успех воспитания во многом определяется развитием эмоционально-чувственной сферы. Приобщая детей к миру прекрасного, Сухомлинский всегда использовал ряд психологических моментов и педагогических заповедей. Прежде всего, воспитание прекрасным основывалось на положительных эмоциях. Там, где начинается хоть малейшее принуждение детской души, об эстетическом воспитании не может быть и речи.


9. Принципы управления современной школой. Взаимосвязь школы и социальной среды в истории педагогики.


Школоведение – отрасль педагогической науки, исследующая принципы и организационные основы деятельности общеобразовательных учебно-воспитательных заведений, содержание и методы управления школьным делом, особенности руководства школой, организации ее работы.

Управление учебно-воспитательными заведениями осуществляют на основе положений, закона «Об образовании», Положение об общеобразовательном учебном заведении, опираясь на принципы управления:

1. Принцип демократичности управления школой – сочетание общественного самоуправления с руководством директора. Главным органом самоуправления является конференция представителей общественности, педагогов, родителей, учеников старших и средних классов, на которой выбирают директора и совет школы.

2. Принцип гуманизации. Создание гуманных отношений, оптимальных условий для полноценной жизнедеятельности детского и педагогического коллектива.

3. Принцип гласности, открытости управления. Открытое принятие решений педагогического совета школы. Обсуждение текущих вопросов. Гласность и открытость предотвращают социально-психологическую напряженность в педагогической, ученической и общественной средах.

4. Принцип региональности школы. Поскольку в пределах государства региональность проявляется как принадлежность к определенному региону, каждый из которых имеет специфическую организацию жизни, быта, языковые особенности, традиции, это обуславливает специфику школы, создание в ней своеобразных культурно-образовательных центров.

5. Принцип плановости. Предусматривает четкую систему перспективного и ежедневного планирования всех видов учебно-воспитательного, организационно-хозяйственного процесса с учетом объективных условий и социально-экономических возможностей конкретного учреждения образования.

6. Принцип перспективности. Вытекает из необходимости предвидения и прогнозирования деятельности школы не только на семестр, учебный год, но и на весь цикл обучения учеников в школе.

7. Принцип компетентности. Требует высокого уровня научно-педагогической подготовки, общей эрудиции, профессионализма учителей.

8. Принцип оптимизации направлен на создание в учебно-воспитательном учреждении благоприятных социально-психологических и экономических условий для эффективной деятельности участников педагогического процесса.

9. Принцип соединения единоначалия, коллегиальности и персональной ответственности. Оказывается в персональной ответственности руководителя учебного заведения перед вышестоящими органами образования, обществом, государством, законом за состояние дел в руководимой им организации.

10. Принцип объективности оценивания выполнения участниками педагогического процесса функциональных обязанностей по результатам конкретных дел. Предусматривает необходимость систематического контроля за деятельностью должностных лиц, объективной оценки результатов работы (уровень успеваемости и воспитанности учащихся).


11. Принцип участия общественности.