ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.06.2019

Просмотров: 1337

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

15. Методы воспитания. Классификация методов воспитания.

Метод воспитания – это способ воздействия воспитателя на сознание, волю и чувства учащихся, способ взаимодействия с ними с целью формирования у них убеждений и навыков поведения, что соответствует цели воспитания.

Методы воспитания – это совокупность наиболее общих способов решения воспитательных задач и осуществления воспитательных взаимодействий, способов взаимосвязанной деятельности воспитателей и воспитанников, направленных на достижение целей воспитания.

Рассмотрим классификацию методов воспитания с позиции деятельностного подхода по Ю.К. Бабанскому. В основу данной классификации положена целостно структурная деятельность, которая включает в себя осознание процесса деятельности, ее организацию, стимулирование, контроль и анализ результатов. В основе этой классификации IV группы методов: 1. группа – методы формирования сознания личности (рассказ, беседа, лекция, диспут, метод примера); II группа – методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения (приучение, метод создания воспитывающих ситуаций, педагогическое требование, инструктаж, иллюстрации и демонстрации); III группа – методы стимулирования деятельности и поведения (соревнование, познавательная игра, дискуссия, эмоциональное воздействие, поощрение, наказание и др.); IV группа – методы контроля и самоконтроля, самооценки деятельности и поведения.

Методы воспитания всегда действуют в определенной системе, каждый является структурным элементом этой системы и во взаимосвязи с другими обеспечивает эффективность воспитательного процесса. Их используют в тесной взаимосвязи и взаимозависимости. Методы воспитания меняются, совершенствуются с изменением цели воспитания, условий осуществления, в зависимости от возраста ребенка и степени его воспитанности.




16. Элитарное воспитание, история возникновения и развития. Вопрос элитарного воспитания в педагогической теории Дж.Локка, реформаторской педагогики. Развитие лицеев, гимназий, специализированных учебных заведений на современном этапе.

Основу нравственного воспитания Дж.Локк видел в выработке правильного представления о добродетели.

Впервые создал элитарную систему воспитания Джон Локк (1632 1704). Английский философ, просветитель и гос деятель Джон Локк написал философские работы, главнейшими из которых являются «Опыт о человеческом разуме» и «Некоторые мысли о воспитании детей».

Концепция воспитания и образования изложена в работе «Некоторые мысли о воспитании детей», в которой содержится программа воспитания «джентльмена», «делового человека» нового общества. По мысли Локка, воспитание делового человека включает в себя три аспекта: физическое воспитание; воспитание души (или нравственное воспитание); образование.

Поскольку цель жизни, а следовательно воспитания заключается в обеспечении счастья индивида, которое, по Дж. Локку, возможно выразить формулой «здоровый дух в здоровом теле», становится понятным, почему английский мыслитель столь огромное внимание уделяет закаливанию организма человека, выработке выносливости и умеренности.

Основу нравственного воспитания Дж. Локк видел в формировании правильного представления о добродетели. Нравственная добродетель Локка ассоциируется с полезностью, честью и благопристойностью, тактом, вежливостью, честностью. Джон Локк — решительный сторонник индивидуального воспитания. Он полагал, что «истинный джентльмен» должен быть воспитан дома, с привлечением добропорядочных и компетентных наставников и учителей.

На рубеже 19-20 столетий идет активный процесс дальнейшего развития педагогических теорий и систем с новыми подходами к теоретическим и практическим проблемам воспитания и образования. Обращение к личности ребенка, его воспитанию и образованию инициирует разработку новых идей. Так рождается реформаторская педагогика.

Одновременно развертывается движение «новых школ». В это период выделяли три научно-педагогические парадигмы, которые можно назвать «школа труда», «школа учебы», «свободная школа». Представителями реформаторской педагогики являлись Джон Дьюи, Георг Кершенштейн, В.А. Лай. Современное элитарное образование. Возрождение новых школ началось с конца 90-х годов ХХ века, т.к. при советском союзе все гимназии и лицеи были закрыты. Сегодня во всем мире ярко выражены учебные заведения новых типов.

Целью этих учебных заведений является решение проблемы развития творческих личностей детей, которые имеют наклонности к интеллектуальной деятельности; дать им элитарные знания, которые выходят за рамки государственных стандартов; развивать в них желание заниматься саморазвитием, самовоспитанием, самореализацией своих возможностей. Среди таких заведений — специализированные и профильные школы, лицеи и гимназии, колледжи. Благодаря вариантной части происходит появление специализированной школы. Специализированная школа предполагает изучение либо углубленных предметов, либо профильных предметов. Лицеи. Учебный план лицея дифференцирует учебную работу по основным профилям: филологический, историко-философский, художественно-культурный, физико-математический, биолого-химический, экономический и технический. Гимназии. Учебные планы предусматривают широкий спектр предметов по выбору: языки народов Украины, стилистика Украинского языка, старославянский язык, латинский и греческий языки, современный европейский языки, народоведение, ораторское искуство , поэтика, логика, история, культура, этнография, «человек и общество». А так же специальные предметы: введение в философию, ритмика, хореография.


Гимназия — это гуманитаризация образования. Сегодня гимназии совершенствуются. Например в Луганске — бывшие 30 и 52 школы, Лисичанская и Старобельская (самая старая гимназия в Луганской оьласти) гимназии. Лицейское образование продолжается 3-4 года.






17. Система дидактических принципов. Развитие научных основ дидактики в истории педагогики ( Я. Коменский, А. Дистервег, Й. Генрих, К. Ушинский).

1. Принцип сознательности и активности

2. Принцип наглядности.

3. Принцип систематичности и последовательности.

4. Принцип прочности.

5. Принцип доступности.

6.Принцип научности.

7.Связь теории с практикой.

Принципы обучения – это исходные положения, определяющие все стороны обучения (содержание, методы, организационные формы) и сформулированные на основе научного познания и учебно-воспитательной практики.

Принципы обучения отражают объективные закономерности процесса обучения и представляют собой общие требования к формированию содержания образования и организации учебно-воспитательного процесса как в целом, так и в отдельных его частях.

Принципы обучения выступают в органическом единстве, образуя некоторую концепцию дидактического процесса, определенную систему.

Я. А. Коменский рассмотрел и обосновал такие вопросы дидактики, как содержание образования, дидактические принципы, организация классно-урочной системы обучения, разработал теорию обучения на основе принципа природосообразности. Одним из наиболее известных теоретиков дидактики был И. Г. Песталоцци, который перенес центр тяжести обучения с книги или слов учителя на доступный для восприятия и наблюдения детьми материал, развивал идею активности и самостоятельности самих детей в процессе обучения и мысли о роли деятельности в обучении: активное наблюдение, измерение, изготовление предметов, упражнение. Разработал теорию элементарного (элементного) обучения путем первоначального овладения простейшими элементами знания — числом, формой, словом.

И. Ф. Гербарт и его последователи главной задачей обучения считали умственное развитие учащихся на основе их интереса, который выступает и средством, и целью обучения. Педагогика И. Ф. Гербарта авторитарная педагогика воздействия на основе жесткого управления и организации, с акцентом на воспитывающее обучение. Основы теории развивающего обучения в мировую педагогику внес А. Дистервег, сформулировав их в виде системы дидактических правил.

К. Д. Ушинский развивал свои общепедагогические и дидактические идеи на основе антропологического подхода. Им глубоко и всесторонне изучены вопросы места и роли родного языка и труда в обучении, развивающий и воспитывающий характер обучения, определение цели и содержания образования в народной школе и др. "Дидактические очерки" П. Ф. Каптерева можно назвать отечественной дидактической энциклопедией.

В дидактике к настоящему времени определились три основные концепции обучения:

традиционная — доминирующую роль играет преподавание, деятельность учителя (Я. А. Коменский, И . Г. Песталоцци, А. Дистервег, И. Гербарт и др.). Цель — передача и усвоение готовых знаний, выработка умений и навыков применения полученных знаний;


педоцентристкая — доминирующая роль отводится учению, деятельности учеников (Л. Толстой, Д. Дьюи, В. Лай и др.). Цель — развитие личности ребенка и раскрытие всех потенциальных возможностей через спонтанную свободную деятельность обучаемого;

современные дидактические системы — в центре обучения — взаимодействие преподавания и учения, деятельность как учителя, так и ученика (Л. В. Занков, Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов, III. А. Амонашвили и др .). Цель — формировать систему знаний и обеспечить развитие личности обучаемого.