Файл: Процессы принятия решений на предприятии (Пассажирское вагонное депо г. Орла АО ФПК).pdf
Добавлен: 05.04.2023
Просмотров: 208
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
1.1 Сущность и принципы управленческих решений в организации
1.2 Технология разработки управленческих решений на железнодорожном транспорте
2. КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПАССАЖИРСКОЕ ВАГОННОЕ ДЕПО Г. ОРЛА АО ФПК
2.1 Общая характеристика Пассажирское вагонное депо г. Орла АО ФПК
3.1 Направления процесса выбора эффективного управленческого решения на железнодорожном транспорте
Эффективность общественного производства отражается в ряде экономических показателей, характеризующих уровень развития и рациональную организацию производства, степень использования всех элементов производственного процесса – средств труда, предметов труда и живого труда. Соответственно, железнодорожный транспорт занимает по перевозке людей первое место, второе место у автомобильного транспорта. Так как железнодорожный транспорт отличается регулярным движением. Эффективность управления во многом определяется применяемыми методами руководства, которые представляют собой совокупность способов воздействия на управляемый объект.
Анализ управленческой и финансово-хозяйственной деятельности Пассажирское вагонное депо г. Орла АО ФПК
Анализ управленческой и финансово-хозяйственной деятельности анализируемого Пассажирского вагонного депо г. Орла АО ФПК представляет собой и заключается в оценке следующих потенциалов анализируемого Пассажирского вагонного депо г. Орла АО ФПК: экономический потенциал; управленческий потенциал; кадровый потенциал.
В целях определения резервов экономического роста и принятия обоснованных управленческих решений, направленных на их мобилизацию, проводится анализ эффективности деятельности организации на основе расчета показателей эффективности, дающих возможность объективно оценить эффективность деятельности организации в целом [29, C. 102]. Информационной базой для расчета показателей, характеризующих эффективность использования экономического потенциала, является бухгалтерская отчетность Пассажирского вагонного депо г. Орла АО ФПК. На сегодняшний день уровень конкурентоспособности оказываемых железнодорожным транспортом услуг устанавливается рядом параметров. Для улучшения механизма управления хозяйствующим субъектом следует на предельном уровне принимать к учёту все возможные факторы.
В рамках бухгалтерского и налогового учета, который, в собственную очередь, основывается на сведениях бухгалтерского учета, реализовать все установленные перед фирмой задачи в полноценном объеме не представляется возможным, в связи с чем, в Пассажирского вагонного депо г. Орла АО ФПК функционирует система управленческого учета. На постановку управленческого учета воздействует особенности продукции транспортной работы, которая представляет собой законченную транспортную перевозку.
Таблица 5 – Показатели, характеризующие эффективность использования экономического потенциала
Показатели |
Ед. изм. |
2017 год |
2018 год |
2019 год |
Темп прироста, % |
|
2019/ 2018 |
2018/ 2017 |
|||||
Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом НДС, акцизов и аналогичных платежей), тыс. руб. |
тыс. руб. |
104016 |
240863 |
400101 |
166,1 1 |
231,56 |
Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг, тыс. руб. |
тыс. руб. |
65785 |
142570 |
263458 |
184,7 9 |
216,72 |
Среднегодовая стоимость основных средств, тыс. руб. |
тыс. руб. |
64207 |
98311 |
119791 |
121,8 5 |
153,12 |
Прибыль (убыток) от продаж, тыс. руб. |
тыс. руб. |
11231 |
43204 |
63447 |
146,8 5 |
384,68 |
Чистая прибыль (убыток), тыс. р. |
тыс. руб. |
6283 |
26165 |
34758 |
132,8 4 |
416,44 |
Численность работников, чел |
чел. |
460 |
480 |
478 |
99,58 |
104,35 |
Собственный капитал, тыс. руб. |
тыс. руб. |
46618 |
92779 |
126249 |
136,0 7 |
199,02 |
Фондоемкость |
руб. |
0,61 |
0,41 |
0,29 |
70,73 |
67,21 |
Фондоотдача |
руб. |
1,62 |
2,45 |
3,34 |
151,2 3 |
136,33 |
Производительность труда |
тыс. руб. |
226,12 |
501,8 |
837,03 |
221,9 2 |
166,18 |
Коэффициент устойчивости экономического роста |
0,13 |
0,28 |
0,27 |
- |
- |
|
Затраты на один рубль проданной продукции |
руб. |
0,63 |
0,59 |
0,65 |
110,1 7 |
93,65 |
Рентабельность (убыточность):
|
% % |
9,55 2,81 |
18,35 17,94 |
13,19 15,86 |
71,88 88,41 |
192,15 638,43 |
Коэффициент оборачиваемости оборотных средств |
1,86 |
3,10 |
3,43 |
- |
- |
|
Длительность оборота |
дни |
193,55 |
116,13 |
104,96 |
90,38 |
60,00 |
Коэффициент абсолютной ликвидности |
0,02 |
0,12 |
0,27 |
- |
- |
|
Коэффициент текущей ликвидности |
0,80 |
0,56 |
1,14 |
- |
- |
|
Коэффициент общей ликвидности |
2,61 |
1,61 |
1,84 |
- |
- |
|
Коэффициент обеспеченности собственными средствами |
-0,80 |
-0,25 |
-0,70 |
- |
- |
|
Коэффициент автономии (финансовой независимости) |
0,32 |
0,41 |
0,45 |
- |
- |
|
Коэффициент финансовой зависимости |
0,67 |
0,58 |
0,53 |
- |
- |
Оценка эффективности использования управленческого потенциала проведена по данным таблицы 6.
Таблица 6 – Показатели, характеризующие эффективность использования управленческого потенциала
Показатели |
2017 год |
2018 год |
2019 год |
Темп прироста, % |
|
2019/ 2018 |
2018/ 2017 |
||||
Коэффициент звенности: |
1,15 |
1,10 |
1,10 |
100 |
95,65 |
Коэффициент дублирования функций: |
1,17 |
1,15 |
1,12 |
97,37 |
98,29 |
Степень централизации функций: |
0,47 |
0,52 |
0,59 |
113,46 |
110,63 |
Соотношение численности линейного и функционального персонала |
0,51 |
0,46 |
0,49 |
106,52 |
90,19 |
Эффективность системы управления, % |
21,23 |
29,54 |
29,05 |
98,34 |
139,14 |
Эффективность системы управления повышенной «чувствительности»,% |
0,09 |
0,06 |
0,03 |
50 |
66,67 |
Эффективности менеджмента по конечному результату, тыс. руб./чел. |
131,68 |
494,95 |
736,11 |
148,72 |
375,87 |
Индекс роста эффективности менеджмента по конечному результату |
0,88 |
3,76 |
1,47 |
39,09 |
427,27 |
Доля управленческих расходов в выручке от реализации, % |
24,49 |
21,59 |
17,17 |
79,52 |
88,15 |
Производительность труда управленческих работников, тыс. руб./чел. |
1651,05 |
3705,58 |
6155,40 |
166,11 |
224,43 |
Проведя анализ эффективности структуры управления исследуемого предприятия по данным таблицы 6 можно сделать вывод том, что в данной организационной структуре существует избыточное число звеньев. О чем говорит коэффициент звенности, равный интервалу от 1,15 в 2017 г. до 1,10 в 2019 г. Данный факт может негативно сказаться на эффективности управления, реализации заданий, а также надежности и организованности системы управления. Учетный процесс Пассажирское вагонное депо г. Орла АО ФПК базируется на принципах организационной и функциональной централизации. Ведение бухгалтерского учета и формирование бухгалтерской (финансовой) отчетности выполняется Бухгалтерской службой Пассажирское вагонное депо г. Орла АО ФПК и Центром корпоративного учета и отчетности «Желдоручет» – филиалом ОАО «РЖД». Формирование информационных потоков учетно-аналитического обеспечения деятельности Пассажирское вагонное депо г. Орла АО ФПК, который объединяет большое количество видов бизнеса, обуславливающих ежемесячное многомиллионное число фактов хозяйственной жизни, связано, в первую очередь, с необходимостью формирования качественного управления документооборотом.
В таблице 7 представлены показатели, характеризующие эффективность использования кадрового потенциала Пассажирского вагонного депо г. Орла АО «ФПК».
Таблица 7 – Показатели, характеризующие эффективность использования кадрового потенциала
Показатели |
2017 год |
2018 год |
2019 год |
Темп прироста, % |
|
2019/ 2018 |
2018/ 2017 |
||||
Среднесписочная численность персонала, чел. |
460 |
480 |
478 |
99,58 |
104,34 |
Количество принятого персонала за год, чел. |
8 |
26 |
9 |
34,61 |
325,00 |
Общее количество уволенных работников за год, чел. |
13 |
6 |
11 |
183,33 |
46,15 |
В том числе количество уволившихся работников:
|
52 |
31 |
40 |
133,330 |
6050 |
Число рабочих, состоявших в списочном составе предприятия за весь отчетный год, чел. |
439 |
448 |
458 |
102,23 |
102,05 |
Среднемесячная заработная плата, тыс. руб. |
20,86 |
21,34 |
22,18 |
103,93 |
102,30 |
Коэффициент оборота по приему персонала, % |
1,74 |
5,42 |
1,88 |
- |
- |
Коэффициент оборота по выбытию персонала, % |
2,83 |
1,25 |
2,30 |
- |
- |
Коэффициент текучести кадров, % |
1,52 |
0,83 |
0,84 |
- |
- |
Коэффициент постоянства кадров, % |
95,43 |
93,33 |
95,82 |
- |
- |
Анализируя данные таблицы 7 можно сделать следующие выводы:
- среднесписочная численность персонала в 2018 году увеличилась на 20 чел., что составило 4,34%, в 2019 году численность сократилась на 2 чел.
(0,42%);
- в 2017 и 2019 гг. общее количество уволенных работников превысило количество принятого персонала, в 2018 году темп прироста показателя принятого персонала составил 225,00%, а уволенных работников – 53,85%;
- количество уволившихся работников по собственному желанию в 2018 г. снизилось на 40,00%, в 2019 г увеличилось на 33,33%; количество уволившихся работников за прогулы и другие нарушения трудовой дисциплины имеет устойчивую тенденцию к снижению;
- число рабочих, состоявших в списочном составе предприятия за весь отчетный год возросло в 2018 г. на 2,05% по сравнению с 2017 г., в 2019 г – на 2,23% по сравнению с 2018 г.;
- среднемесячная заработная плата увеличивается в 2018 г. на 2,30% по сравнению с 2017 г., в 2019 г – на 3,93% по сравнению с 2018 г.; следует отметить, что данный показатель соответствует среднемесячной заработной плате в отрасли по Орловской области;
- коэффициент оборота по приему имеет наибольшее значение в 2018 г. – 5,42, в 2017 и 2019 гг. данный показатель находится в пределах 1,74-1,88;
- коэффициент оборота по выбытию снижается в 2018г. до 1,25, в 2019 г. составляет 2,30;
- коэффициент текучести кадров наибольшее значение имеет в 2017 году, в 2018-2019 годах ниже уровня 2017 года на 0,69 и 0,68 соответственно;
- коэффициент постоянства кадров в анализируемом периоде находится в пределах 95,43-95,82, что говорит о стабильности кадрового состава.
Принятые решения в Пассажирское вагонное депо г. Орла АО ФПК оформляются приказом. Руководитель доводит информацию о принятом решении каждому из своих заместителей, которые в свою очередь доводят четкие указания в письменной форме начальникам структурных подразделений о последовательности действий, которые необходимо выполнить в сложившейся ситуации и в конкретные сроки, определяют ресурсы и средства, которые могут использоваться. Начальники структурных подразделений назначают ответственных исполнителей за реализацией данного решения, и контролируют правильность и своевременность выполнения решения. Совокупность знания и умения составляют компетентность любого руководителя и в зависимости от его уровня говорят об эффективно или неэффективно работающем менеджере.
Таким образом, Пассажирское вагонное депо г. Орла АО ФПК в составе РЖД сохраняет кадровый потенциал и реализует достаточно эффективную кадровую политику, а так же ведет управленческую и финансово- хозяйственную деятельность.
Оценка текущего состояния и принятия управленческих решений в Пассажирское вагонное депо г. Орла АО ФПК
В процессе управления руководству Пассажирское вагонное депо г. Орла АО ФПК приходиться принимать большое количество управленческих решений на стадиях планирования, организовывания, мотивирования, контроля и координации. Так, составление плана на предстоящий плановый период связано с принятием таких решений, как цели деятельности, необходимые ресурсы, способы достижения поставленных задач.
Процесс организовывания неизбежно вызывает необходимость принятия решения по вопросам о структуре производства и управления Пассажирское вагонное депо г. Орла АО ФПК, об организации производственного процесса, вспомогательных. Соответственно при процессе осуществления эффективного выбора управленческого решения Пассажирское вагонное депо г. Орла АО ФПК начальный импульс задает информация о состоянии контролируемых параметров управляемого объекта, а воздействие осуществляется после выработки и принятия соответствующего решения, которое в виде той или иной информации подается на "вход" управляемого объекта. Таким образом, процесс принятия управленческих решений Пассажирское вагонное депо г. Орла АО ФПК должен носить циклических характер и начинаться с обнаружения несоответствия параметров плановым заданиям или нормативам, а заканчиваться принятием и реализацией решений.