Файл: Процессы принятия решений на предприятии (Пассажирское вагонное депо г. Орла АО ФПК).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.04.2023

Просмотров: 211

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Важнейшим резервом эффективности любой организации является качество принимаемых управленческих решений, которое достигается путем совершенствования процесса принятия управленческого решения. Эффективное принятие решений характерно для любых управленческих функций. Принятие управленческого решения характеризуется обоснованием объективных решений в различных ситуациях. Если менеджер не умеет принимать решений, то он не может долго оставаться на своем посту. Искусству принимать решения нужно учиться постоянно. Решение считается готовым только тогда, когда достигнуты желаемые результаты [37, C. 14]. Менеджер сам должен участвовать во всех этапах принятия решения, но прежде всего его роль заключается в выборе наиболее подходящего решения из предложенных вариантов и в принятии окончательного решения. Своевременность управленческого решения означает, что принятое решение не должно ни отставать, ни опережать потребности социально-экономической задачи организации, предприятия, компании или фирмы. Необходимая полнота решений означает, что решение должно охватывать весь управляемый период, все сферы его деятельности и все направления его развития.

Важным требованием управленческого решения является строгое соблюдение субъектом управления тех прав и полномочий, которые возложены на него. Мощным фактором, активизирующим процесс принятия решений должна быть своевременность, особенно это касается транспортной системы в целом и в частности железнодорожного транспорта, от принятия решений которых зависят жизни людей. Процесс принятия управленческого решения подразумевает под собой последовательность действий, которые позволяют принимать четкие и быстрые управленческие решения, которые в дальнейшем необходимы в работе организации [35, C. 120]. Совершенствование процесса принятия управленческих решений и соответственно повышение качества принимаемых решений достигается за счет использования научного подхода, моделей и методов принятия решений. Актуальность темы связана с необходимостью совершенствования процесса принятия управленческих решений на железнодорожном транспорте.

Объект исследования Пассажирское вагонное депо г. Орла АО ФПК. Предметом исследования является процесс принятия управленческих решений на железнодорожном транспорте.

Целью курсовой работы является изучение процесса принятия управленческих решений в организации.


Достижение поставленной цели потребовало решения следующих задач:

  • рассмотреть сущность управленческих решений в организации;
  • изучить технологию разработки управленческих решений на железнодорожном транспорте;
  • рассмотреть характеристику Пассажирское вагонное депо г. Орла АО ФПК;
  • проанализировать деятельность Пассажирское вагонное депо г. Орла АО ФПК;
  • оценить текущее состояние и принятие управленческих решений в Пассажирское вагонное депо г. Орла АО ФПК;
  • разработать пути совершенствования принятия управленческих решений в Пассажирское вагонное депо г. Орла АО ФПК.

В качестве теоретической и информационной основы исследования выступают работы российских и зарубежных ученых связанные с изучением теории и практики анализируемых в работе проблем.

Для проведения исследования были использованы экономико-статистический и экономико-математический методы, а также общенаучные методы.

Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ

1.1 Сущность и принципы управленческих решений в организации

Важнейшим резервом эффективного функционирования организации является правильное принятие управленческого решения. Принятие решения является довольно сложным процессом, так как последствие от принятого решения будут довольно серьезными для любой организации.

Управленческое решение представляет собой результат конкретной управленческой деятельности менеджера. Принятие решений является основой управления, а выработка решений является творческим процессом в деятельности руководителей любого уровня, включающий: выработку и постановку цели; изучение проблемы на основе получаемой информации; выбор и обоснование критериев эффективности (результативности) и возможных последствий принимаемого решения; обсуждение со специалистами различных вариантов решения проблемы; выбор и формулирование оптимального решения; принятие решения; конкретизацию решения для его исполнителей [24, C. 166].


Управленческое решение во многом зависит от менталитета и знаний руководителя, многие решения принимаются интуитивно. Часто руководитель не в состоянии проанализировать и четко осмыслить принятое решение. Здесь полезно применение логической схемы, комплексно использующей нормативные и дескриптивные модели. Можно выделить два типа элементов качественного принятия решений [21, C. 87]:

  1. Ряд последовательных шагов. К ним относятся инициирование процесса, диагностика, формирование и выбор альтернатив, реализация и оценка.
  2. Учет важнейших факторов. К ним относятся такие вопросы, как право принимать решения, межличностные отношения, выбор времени и обмен информацией. Каждый компонент может быть связан с одним или всеми компонентами. В таблице 1 представлены подходы к управленческому решению и их характеристика.

Таблица 1 ‒ Подходы управленческого решения и характеристика [19]

Подходы

Краткая характеристика подхода

Системный

Предполагает, что любая система рассматривается как совокупность взаимосвязанных компонентов, имеющая выход.

Комплексный

Предполагает, что предприятием необходимо принимать во внимание технические, экологические, экономические, организационные, социальные и др. направления управления.

Интеграционный

Предполагает изучение и усиление взаимосвязей между отдельными подсистемами и элементами системы управления.

Маркетинговый

Предусматривает ориентацию управляющей подсистемы на потребителя в условиях решения любых задач.

Функциональный

Состоит в том, что любая потребность рассматривается как совокупность функций, которые следует осуществить для ее удовлетворения.

Динамический

Заключается в том, что при его применении объект управления рассматривается в его диалектическом развитии, в его причинно-следственных связях.

Воспроизводственный

Ориентируется на постоянное возобновление производства данного вида продукции.

Процессный

Рассматривает управленческие функции в их взаимосвязи.

Нормативный

Состоит в установлении нормативов управления по всем его подсистемам.

Ситуационный

Заключается в том, что степень пригодности отдельных методов управления определяется конкретной ситуацией

Административный

Предполагает регламентацию функций, прав, обязанностей, нормативов, затрат, качества.

Поведенческий

Является повышением эффективности деятельности организации за счет улучшения использования ее трудовых ресурсов.


Самое негативное в управлении - это не плохое решение, а отсутствие решения. Чтобы научиться принимать правильные решения, необходимо принимать много решений. Не бывает неудач или неправильных решений, а бывает только опыт. В общем, управленческий опыт можно было бы определить как сумму принятых решений. Несмотря на такое количественное выражение, опыт как бы приобретает качественную окраску. Это выражается в том, что обобщенный опыт становится ключевой составляющей интуиции, т.е. предчувствия, воображения, проницательности, мысли, которые спонтанно проявляются в сознательном постижении проблемы и последующем ее решении. В реальной деловой активности факты и цифры нередко проявляются без видимой связи со стоящей за ними проблемой [11, C. 216].

Внимательное рассмотрение процесса принятия решений с целью его лучшего уяснения приводит к необходимости четкого определения целей и задач. Нередко цели или, во всяком случае, непосредственно связанные с ними факторы являются как количественными (объективными), так и качественными (субъективными) [9, C. 89].

Под факторами, связанными с ресурсами понимают время, денежные средства и производственные возможности. Под производственными возможностями здесь подразумеваются такие разнообразные вещи, как наличие материалов, деталей, техническое и научное мастерство, организационные возможности и т. д. Для решений характерно, что без специального изучения или исследования информация о существенных сторонах таких факторов может оказаться недостаточно полной. К техническим факторам относятся факторы, которые непосредственно связаны с анализом или выработкой требований к конструкции [14, C. 66]. Обычно технические факторы являются конкретными и выражаются количественно. Кроме ресурсов и технических факторов, в ходе принятия решений важную роль играют чисто человеческие факторы. Эти факторы выражают не только требования политической или социальной целесообразности осуществления или достижения альтернативы, но и требования человеческой этики и морали. Для принятия правильного решения требуется не только техническая компетентность в оценке ресурсов и технических факторов, но и учет чисто человеческих факторов [23, C. 71].

В таблице 2 представлены принципы управленческих решений в организации.

Таблица 2 ‒ Принципы управленческих решений в организации [16]

Принципы управленческих решений

Характеристика принципа управленческого решения в организации

Принцип оптимальной

информированности

Рациональные управленческие решения достижимы, лишь, когда им соответствует достаточная информационная база. Причем для каждого из управленческих уровней существует оптимальный размер информационной базы.

Принцип единства единоначалия и

коллегиальности

Единоначалие и коллегиальность. Первое предполагает персональную ответственность за принятие решения, второе - коллективную ответственность и право.

Принцип автоматизма реализации управленческих решений

Принцип заключается, чтобы принятое руководителем “решение” автоматически доводилось до требуемого уровня и становилось практическим руководством.

Принцип своевременности.

Он ориентирует на выбор наилучшего момента для принятия решения. Решение не даст ожидаемого эффекта, если оно преждевременно и, тем более, если оно запоздало.

Принцип соучастия

Он означает активное и непосредственное участие в принятии решения тех, кого оно касается. Нарушение этого принципа приводит к тому, что люди привыкают быть только исполнителями.

Принцип ответственности

Принимающий решения несет ответственность за результаты реализации принятого решения. Это в равной степени относится и к коллегиально принятому решению.

Принцип соразмерности прав и ответственности

Данный принцип предполагает оптимальное распределение обязанностей и ответственности между руководителем и исполнителем разного уровня.

Принцип творчества

Творчество в управлении не всегда высоко ценилось, но сейчас это важная ценность, и, вероятно, ее значение будет расти. Особо творческий подход требуется, когда имеющимся решениям не хватает эффективности и силы.

Принцип учета вероятных

последствий

Рациональное управленческое решение предполагает учет вероятных последствий его реализации.

Принцип свободы выбора

Если у человека (группы), принимающего решение, нет или недостаточно условий для выбора из множества возможных вариантов, то об эффективном решении остается только мечтать.


Прежде чем задача принятия решений примет форму, необходимо рассмотреть большое число факторов. Для этой цели здесь кратко излагается методика преобразования ситуации принятия решений к такому виду, когда становится возможным применение одного из разнообразных научных методов [17, C. 99]:

  1. формулируется цель и составляется, возможно, более полный список альтернатив;
  2. составляется возможно более полный перечень факторов и список рассматриваемых факторов используется для уменьшения числа альтернатив;
  3. оставшиеся альтернативы используются для сокращения списка факторов, часть которых теперь уже можно не рассматривать.

Понятие «управленческое решение» в научной литературе трактуется по-разному. Оно понимается и как процесс, и как акт выбора, и как результат выбора. Решение как процесс характеризуется тем, что он, протекая во времени, осуществляется в несколько этапов [22, C. 63]. Этап принятия решений можно трактовать как акт выбора, осуществляемый индивидуальным или групповым лицом: 1) возможность выбора из множества альтернативных вариантов: если нет альтернатив, то нет выбора и, следовательно, нет и решения; 2) наличие цели: бесцельный выбор не рассматривается как решение; 3) необходимость волевого акта руководителя при выборе решения, так как субъект принятия решения формирует его через борьбу мотивов и мнений.

Управленческие решения могут быть обоснованными, принимаемыми на основе экономического анализа и многовариантного расчета, и интуитивными, которые хотя и экономят время, но содержат в себе вероятность ошибок и неопределенность [26, C. 55].

Принять «правильное» решение, – значит выбрать такую альтернативу из числа возможных, в которой с учетом всех этих разнообразных факторов будет оптимизирована общая ценность. Принятие управленческого решения, по существу, является промежуточной фазой между управленческим решением и управленческим воздействием. Исходя из этого, эффективность управленческих решений следует охарактеризовать как совокупность эффективности разработки управленческих решений и эффективности осуществления этих управленческих решений [12, C. 85].

Методология управленческого решения представляет собой логическую организацию деятельности по разработке управленческого решения, включающую формулирование цели управления, выбор методов разработки решений, критериев оценки вариантов, составление логических схем выполнения операций. Методы разработки управленческих решений включают в себя способы и приемы выполнения операций, необходимых в разработке управленческих решений. К ним относятся способы анализа, обработки информации, выбора вариантов действий и пр. [15, C. 44].