Файл: Процессы принятия решений на предприятии (Пассажирское вагонное депо г. Орла АО ФПК).pdf
Добавлен: 05.04.2023
Просмотров: 209
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
1.1 Сущность и принципы управленческих решений в организации
1.2 Технология разработки управленческих решений на железнодорожном транспорте
2. КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПАССАЖИРСКОЕ ВАГОННОЕ ДЕПО Г. ОРЛА АО ФПК
2.1 Общая характеристика Пассажирское вагонное депо г. Орла АО ФПК
3.1 Направления процесса выбора эффективного управленческого решения на железнодорожном транспорте
- обеспечение организации профессионально подготовленными рабочими;
- сокращение количества задержек в пути;
- внедрение новой системы льгот и скидок.
Необходимым условием реализации является согласование управленческих решений, которое представляет собой процедуру достижения признания другими людьми предлагаемого решения проблемы. Любое решение должно быть признано двумя группами людей: а) руководителями других подразделений и организаций, на деятельность которых может повлиять данное решение. б) исполнителями (подчиненными), которые будут его выполнять. Таким образом, после принятия решения ЛПР, необходимо довести это решение до руководителей подразделений и непосредственно исполнителей. Затем необходимо оговорить сроки, распределить обязанности, оговорить вопросы, связанные с обеспечением всеми необходимыми ресурсами. Процесс организовывания неизбежно вызывает необходимость принятия решения по вопросам о структуре производства и управления Пассажирское вагонное депо г. Орла АО ФПК, об организации производственного процесса, вспомогательных. Соответственно при процессе осуществления эффективного выбора управленческого решения Пассажирское вагонное депо г. Орла АО ФПК, начальный импульс задает информация о состоянии контролируемых параметров управляемого объекта, а воздействие осуществляется после выработки и принятия соответствующего решения, которое в виде той или иной информации подается на "вход" управляемого объекта.
Таким образом, процесс принятия управленческих решений Пассажирское вагонное депо г. Орла АО ФПК, должен носить циклических характер и начинаться с обнаружения несоответствия параметров плановым заданиям или нормативам, а заканчиваться принятием и реализацией решений. Поэтому основным элементом каждого процесса принятия решений является проблема, под которой понимается несоответствие фактического состояния управляемого объекта желаемому или заданному.
Этапы принятия рационального управленческого решения Пассажирское вагонное депо г. Орла АО ФПК:
- Диагноз проблемы. Проблема — не только не решенный вопрос, но и возможность. Информация должна быть релевантной — относящейся к делу, уместной.
- Формулировка ограничений и критериев принятия управленческих решений. У менеджера Пассажирское вагонное депо г. Орла АО ФПК, должны быть полномочия для принятия данного решения.
- Определение альтернатив. Нужно учитывать время и стоимость процесса выбора.
- Оценка альтернатив. Метод средневзвешенной оценки — стоимость (прибыль) альтернативных проектов. Учет рисков.
- Выбор альтернативы. Поиск оптимального (максимизирующего решения) труден, обычно выбирается удовлетворительное решение.
- Реализация и обратная связь. Согласование полученных результатов с ожидаемыми.
Детальная структуризация процесса принятия управленческих решений Пассажирское вагонное депо г. Орла АО ФПК, может быть представлена по следующей схеме: постановка проблемы, формирование решений, выбор и реализация решения проблемы. В составе каждого из этапа выделены процедуры необходимые для реализации целевых установок каждого этапа. Так, основу для постановки задачи принятия решения составляет возникновение ситуации, которая вызывает появление проблемы. Прежде всего требуется установить, являются ли они внутренними или внешними по отношению к Пассажирское вагонное депо г. Орла АО ФПК.
К внутренним факторам, в наибольшей мере в зависящим от самого Пассажирское вагонное депо г. Орла АО ФПК относят: цели и стратегию развития, состояние портфеля заказов, структуру производства и управления, финансовые и трудовые ресурсы, объем и качество работ и т.д.
На рисунке 9 представлены направления процесса выбора эффективного управленческого решения на железнодорожном транспорте на примере Пассажирское вагонное депо г. Орла АО ФПК.
Управляемые подсистемы
производство,
(
менеджмент
персонал, финансы и др.)
Связи между входными и
выходными подсистемами
предприятия
Факторы внешней среды
по отношениям к подсистемам
(
)
Ресурсы
Продукты
функционирования
Управленческие воздействия
Информация о состояниях
управляемых подсистем и
факторах внешней среды
Организация
выполнения принятых
решений
Разработка
управленческих
решений
Моделирование
ситуаций внутренней
и внешней среды
Подсистема менеджмента
Рисунок 9 ‒ Направления процесса выбора эффективного управленческого решения на железнодорожном транспорте
На сегодняшний день задача принятия решений на железнодорожном транспорте решается как общая задача принятия решений (ОЗПР). Общая задача принятия решений возникает тогда, когда множество альтернатив, из которых осуществляется выбор, может дополняться, а принцип выбора или правило, по которому осуществляется выбор лучшей альтернативы, не формализован. Внешние факторы в меньшей мере поддаются воздействию со стороны менеджеров организации, так как формируют среду, в которой работает Пассажирское вагонное депо г. Орла АО ФПК. В современных условиях она характеризуется большой сложностью, динамичностью и неопределенностью, что существенно затрудняет учет факторов внешней среды при принятии организационных решений в Пассажирское вагонное депо г. Орла АО ФПК. Группа внешних факторов практически неуправляема со стороны менеджеров Пассажирское вагонное депо г. Орла АО ФПК, но оказывает на ее деятельность косвенное влияние, которое необходимо учитывать к ней относят состояние экономики страны, уровень научно технического и социального развития, социокультурную и политическую обстановку и т.п. Необходимым элементом процесса принятия управленческих решений является оценка тех действий, которые предпринимаются на его различных этапах, рисунок 10.
Рынок
Финансы
Видение
Время
выполнения
работ
Длительность
производительного
цикла
Действие
Внешняя эффективность
Внутренняя эффективность
Рисунок 10 ‒ Схема эффективности управления Пассажирское вагонное депо г. Орла АО ФПК
На этапе постановке задачи принятия решений - это оценка границ, масштабов и уровня распространения проблемы и проблемной ситуации на этапе решения - оценка различных вариантов, предлагаемых специалистами, на этапе принятия решения - оценка ожидаемых последствий его реализации. Процесс принятия управленческих решений в Пассажирское вагонное депо г. Орла АО ФПК: ‒ значительность и рациональность; ‒ стратегия и уровень управления; ‒ конечный результат.
Рассматривая процессы принятия решений, следует учитывать два момента. Первый заключается в том, что принимать решения, как правило, сравнительно легко. Второй момент состоит в том, что принятие решений - это психологический процесс. Важно помнить, что руководитель находится под воздействием таких психологических факторов, как социальные установки, накопленный опыт и личностные ценности. Руководитель заботится не столько о решении как таковом, сколько обо всем, связанным и проистекающем из него. Для решения проблемы требуется не единичное решение, а совокупность выборов.
Пассажирское вагонное депо г. Орла АО ФПК может использовать, как простой, так и сложный механизм взаимодействия в менеджменте, что зависит от сложности принимаемых решений и возможностей их реализации. Общее руководство принятием решений предполагает, что процесс принятия решений находится в руках одного линейного руководителя, который подчинен в свою очередь вышестоящему руководителю. Здесь создается иерархия в принятии решения по линейным должностям. Каждый руководитель решает свои проблемы, со своим непосредственным руководителем, а не с вышестоящим, минуя своего непосредственно руководителя. Правило принятия решений, или нормативы, обычно разрабатываются и издаются самими фирмами. В них формулируются действия, необходимые для реализации принятых решений в определенных условиях. Эти правила имеют целью осуществление координации между различными подразделениями и делятся на оперативные, стратегические, организационные. В таблице 9 представлено распределение полномочий при этапах технологии принятия решений в Пассажирское вагонное депо г. Орла АО «ФПК».
Таблица 9 ‒ Распределение полномочий при этапах технологии принятия решений в Пассажирское вагонное депо г. Орла АО ФПК
Этапы управленческого решения |
Субъекты управленческого решения |
Подготовка управленческого решения |
Начальник депо |
Обеспечение процедур принятия и принятие управленческого решения |
Начальник депо |
Выполнение управленческого решения |
Все отделы и подразделения |
Планирование управленческого решения |
Начальник депо, заместитель начальника депо, главный бухгалтер, юрист, начальники отделов |
Контроль за выполнением решения |
Начальник депо |
Как видно из этапов процесса принятие управленческих решений сильно зависит от личностного фактора, так как по сути решения в Пассажирское вагонное депо г. Орла АО ФПК принимает только один человек генеральный директор.
Совершенствование процесса принятия управленческих решений в Пассажирское вагонное депо г. Орла АО ФПК и соответственно повышение качества принимаемых решений должно достигается за счет использования научного подхода, моделей и методов принятия решений.
Процесс осуществления эффективного выбора управленческого решения для Пассажирское вагонное депо г. Орла АО ФПК напрямую зависит изучение влияния экономических законов на эффективность решения, обеспечение качественной информацией, прогнозирования, моделирования и экономического обоснования, построение дерева целей, обеспечение сопоставимости альтернативных вариантов, многовариантность решения, правовая обоснованность, автоматизация, мотивация качественного решения, наличие механизма реализации решения.
Пути совершенствования принятия управленческих решений в
Пассажирское вагонное депо г. Орла АО ФПК и их обоснование
Оценка эффективности принятия управленческого решения определяется не только его обоснованностью, но и степенью ее реализации в соответствии с требованиями лица принимающего решение. Управление эффективностью принимаемого решения характеризуется стабильной и четкой работой организации, в частности на железнодорожном транспорте, где решение, то есть быстрота и правильность принятия, несет само по себе положительный эффект.
Пути совершенствования принятия управленческого решения в Пассажирское вагонное депо г. Орла АО ФПК представляют один из наиболее важных управленческих процессов. От эффективности принятия управленческого решения в организации Пассажирское вагонное депо г. Орла АО ФПК зависит успех всего дело. Современные коммуникационные технологии принятия управленческих решений на железнодорожном транспорте возросли благодаря информационным потокам и возможности оперативной работы с большими массивами информации. Существуют так же на железнодорожном транспорте эффективные интеллектуальные системы сопровождения и поддержки процесса выработки и принятия управленческих решений. Тем не менее, принятие управленческих решений требует регулярного обновления и совершенствования, в связи со специфичной деятельностью организации.
Подход совершенствованию принятия управленческих решений в Пассажирское вагонное депо г. Орла АО ФПК должен быть не только практически обоснованным, но и научным. На рисунке 11 представлена схема методики предлагаемых путей совершенствования принятия управленческих решений в Пассажирское вагонное депо г. Орла АО ФПК, где учтены все моменты деятельности управленческого состава на железнодорожном транспорте.
Рисунок 11 – Схема методики путей совершенствования принятия управленческих решений Пассажирское вагонное депо г. Орла АО ФПК
Данная схема демонстрирует разноплановые решения, которые в конечном итоге приведут Пассажирское вагонное депо г. Орла АО ФПК к четкости и правильности принятых ими решений.
На основании предлагаемой схемы методики путей совершенствования принятия управленческих решений Пассажирское вагонное депо г. Орла АО ФПК можно рекомендовать следующие мероприятия поддержки и развития управленческих решений. На рисунке 12 представлены мероприятия поддержки и развития принятия управленческих решений в Пассажирское вагонное депо г. Орла АО ФПК.