Файл: Формирование компетентностного портрета руководителя производственного предприятия.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.04.2023

Просмотров: 77

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1.2. Требования, предъявляемые к современным менеджерам

В настоящее время в связи с ростом требований к управленческому составу и специалистам в области менеджмента, а также отсутствием эффективных и современных методик построения системы взаимодействия с персоналом, проблема формирования корпоративной субкультуры менеджеров по персоналу стоит как никогда остро. Не менее важным в контексте данной проблемы является вопрос: как оценивать сформированность компонентов корпоративной субкультуры у менеджеров?

Объективная оценка результатов формирования корпоративной субкультуры предполагает разработки соответствующих критериев и показателей сформированности корпоративной субкультуры менеджеров в процессе обучения.

Для определения критериев и показателей мы исходили из следующих положений:

    1. важнейшее социальное требование к профессиональной деятельности менеджера - направленность на перспективу и развитие;
    2. достижение главной цели в практической деятельности менеджера возможно только при условии регулярного повышения уровня своей профессиональной компетенции.

Другим важным направлением разработки критериев и показателей компетенции корпоративной субкультуры явился учет особенностей деятельности менеджеров по персоналу. В качестве таких особенностей согласно «Стандартам профессиональной деятельности в области кадрового менеджмента»[12] мы выделяем:

1) Участие менеджера в организаторском развитии компании и рабочего коллектива;

2) Участие менеджера в профессиональной жизни персонала, его адаптация, обучение и стимулирование;

3) Обеспечение менеджерами высокой эффективности производственного процесса;

4) Систематическое повышение своей квалификации.

В педагогической теории и практике разработаны различные подходы к определению уровня профессиональной компетентности работников различных учреждений. Данные положения представлены в трудах таких ученых, как В.П. Беспалько, Н.Н. Булынский, И.А. Зимняя, С.Г. Молчанов, В.П. Панасюк, М.М. Поташник, А.И. Субетто. Так, основываясь на выявленных аспектах этими авторами, на требованиях к менеджерам в профессиональных стандартах, нами предпринята попытка соотнесения знаний, умений, навыков и качеств личности менеджера с элементами корпоративной субкультуры, которые мы будем формировать.

Согласно теории деятельности процесс формирования предполагает соблюдение поэтапного формирования умений и опыта корпоративной субкультуры менеджеров в процессе выполнения ими профессиональных функций.


Отметим, что каждый уровень формирования корпоративной субкультуры определяется системой показателей, охватывающей знания, умения, навыки и качества личности.

Исходя из предмета нашего исследования, рассмотрим следующий основной состав критериев.

Мотивационный критерий в формировании компетенции корпоративной субкультуры характеризуется наличием заинтересованности сотрудника в формировании корпоративной субкультуры; во внедрении полученных знаний, умений, опыта в данной области в производственный процесс; пониманием необходимости формирования и внедрения в производственную деятельность элементов корпоративной субкультуры в организации с учетом особенностей личности сотрудника и корпоративных факторов внутри компании; заинтересованность в дальнейшем обучении, самосовершенствовании и развитии в данном направлении.

Гносеологический критерий в формировании компетенции корпоративной субкультуры определяется наличием знаний по корпоративной субкультуре, её элементов, и методов её формирования; наличием потребности в совершенствовании знаний о корпоративной субкультуре, а также поиск новых знаний в данной области.

Деятельностный критерий характеризуется наличием всестороннего умения переноса навыков, полученных в ходе обучения в сфере профессиональной деятельности; использованием полученных знаний о корпоративной субкультуре в производственном процессе; принятием профессиональных решений в области корпоративной субкультуры, осуществляемых самостоятельно, с учетом индивидуальных особенностей сотрудников и корпоративных интересов исходя из текущих задач.

Рефлексивно-оценочный критерий характеризуется осуществлением самоконтроля и самодисциплины в процессе формирования корпоративной субкультуры; наличием сформированных умений по выявлению собственных ошибок, связанных с формированием корпоративной субкультуры; уверенностью и определенностью в осуществляемой деятельности на основе сформированных элементов корпоративной субкультуры.

Для измерения степени сформированности у менеджеров по персоналу компетенции корпоративной субкультуры использовалась шкала, включающая три уровня: высокий, средний и низкий.

Высокий уровень характеризуется наличием у менеджеров по персоналу потребности в формировании компетенций корпоративной субкультуры, знаний, умений, навыков, качеств личности, необходимых для решения профессиональных и корпоративных задач, заинтересованности в дальнейшем саморазвитии и формировании элементов корпоративной субкультуры как у себя, так и у сотрудников компании. Менеджеры в вопросе корпоративной субкультуры проявляют самостоятельность, креативность, самокритичность, решительность, коммуникативные и организаторские способности. Наблюдается высокий уровень культуры педагогического общения и гуманитарной культуры. Менеджер характеризуется творческим отношением к работе, создает благоприятную атмосферу уважения, утверждения культурных и индивидуальных особенностей каждого сотрудника.


Средний уровень отличается недостатком знаний, умений, навыков и качеств личности, необходимых для успешного формирования компетенций корпоративной субкультуры. Менеджеры недостаточно самостоятельны в принятии решений, слабо выражено проявление компетенций корпоративной субкультуры в профессиональной деятельности. Обладают рядом педагогических приемов, а также наставнических умений. Имеют представления об индивидуальных особенностях членов рабочего коллектива, их корпоративных убеждениях, уровне принятия ими корпоративных основ компании.

Низкий уровень - для него характерны низкий уровень овладения знаниями, умениями, навыками, качествами личности, способствующими успешному формированию компетенции корпоративной субкультуры. Менеджеры нерешительны, у них слабо развиты организаторские и коммуникативные навыки. Менеджеры обладают низким уровнем профессиональной этики. Отсутствует желание к педагогическому и наставническому самообразованию. Степень понимания и принятия корпоративных компонентов, миссии, видения компании является низкой. Менеджер использует ограниченный набор форм и методов воздействия на сотрудника.

1.3. Функциональная и отраслевая специфика в управленческой деятельности

Управление уходит своими корнями в глубокую древность. С момента появления управления, появилась новая социальная роль - управленец, и люди, обладающие определенным набором качеств, позволяющих оказывать влияние на других, стали занимать особое место. И неважно, кем управлять, будь - то цех на производстве или же целое государство, - существует перечень универсальных качеств, которые необходимы любому, кто хочет научиться воздействовать на людей[13]. Так, например, ещё много веков назад правитель Вавилона - царь Хаммурапи, выделил несколько аспектов, от которых зависит твой статус управляющего:

  1. то, что думают о тебе окружающие;
  2. то, что думает о себе он сам;
  3. то, что он есть на самом деле.

Хаммурапи умел отлично манипулировать своим народом и целенаправленно смог создать в глазах людей образ заботливого правителя.

В науке долгое время стоял вопрос об образе идеального управляющего. Так, например, в двадцатом веке Анри Файоль и Фредерик Тейлор в своих работах описывали качества идеального управляющего.


Например, Фредерик Тейлор выделил в своих трудах следующие качества:

  1. ум;
  2. наличие образования;
  3. опыт;
  4. такт;
  5. энергия;
  6. сообразительность;
  7. честность;
  8. здравый смысл;
  9. здоровье[14].

Анри Файоль выделял практически те же самые качества, но он их расставляет в другом порядке:

  1. Здоровье, а также физическая выносливость.
  2. Ум и умственная работоспособность.
  3. Нравственные качества:
  • твёрдая воля;
  • активность;
  • энергия;
  • отвага и мужество;
  • ответственность;
  • чувство долга;
  • забота об общем интересе.
  1. Значительный круг общих познаний.
  2. Административная установка.
  3. Более глубокая компетентность в специфически характерной для данного предприятия профессии[15].

Как мы можем видеть, многие качества, выделяемые А. Файолем и Ф. Тейлором, сходятся, однако Анри Файоль делает акцент на нравственных качествах. Ф. Тейлор же, в свою очередь, особо выделяет культурные качества[16]. В дальнейшем теме образа идеального управленца уделялось всё

большее и большее внимание.

Согласно работам Ивана Дмитриевича Ладанова, автора книги для управляющих "Практический менеджмент", менеджер должен играть одновременно несколько ролей:

  1. "управляющий" (эта роль базируется на данных ему формальных полномочиях управления).
  2. "дипломат" (в сфере менеджмента нужно постоянно вести переговоры, что требует от управляющего определённых дипломатических способностей)
  3. "лидер" (чтобы воздействовать на людей в коллективе, надо, прежде всего, стать для них лидером).
  4. "воспитатель" (воспитанность и нравственность работников являются одним из важнейших условий прогресса на предприятии, поэтому хорошему управляющему необходимо постоянное повышение нравственности среди работников.).
  5. "инноватор" (менеджер должен уметь быстро ориентироваться в постоянно сменяющейся обстановке, схватывать все новшества «на лету» и внедрять их в организацию)[17].

В дополнение к вышеизложенному следует заметить, что мужчины и женщины имеют абсолютно равные шансы на успех, что позволяет разрушить устоявшиеся с давних времен стереотипы о том, что женщине не место на посту управляющего.

Таким образом, чтобы быть лидером в группе, руководитель должен в глазах подчинённых быть, как:

  1. "Один из нас" (менеджер должен иметь общие характеристики с членами группы)[18].
  2. "Подобный большинству из нас" (менеджер должен быть членом группы и воплощать в себе нормы и ценности, важные для группы)[19].
  3. "Лучший из нас" (менеджер должен быть примером для работников организации, а также образцом для подражания)[20].

Однако не стоит забывать, что характеристики идеального руководителя формируются исходя из особенностей экономического и исторического развития государства, религии, моральных ценностей и других внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на организацию[21].

Например, в Японском менеджменте управляющий является другом- наставником, и поэтому для японцев характерно чуткое отношение к людям. По мнению американцев, менеджер должен быть инициативным, стрессоустойчивым, настойчивым, коммуникабельным, решительным, независимым лидером, который умеет держать власть и рисковать. Английская концепция среди важнейших качеств менеджера выделяет: умение делегировать власть, слушать; авторитетность; компетентность; честность; твердость; позитивность; решительность другие. Французские эксперты, в свою очередь, считают, что у менеджера должен быть так называемый "божий дар". Действительно, в этом есть доля правды, ведь кому-то от природы даны ораторские способности, а кому-то управление другими даётся сложнее. Однако, по мнению автора, развивая в себе определенные качества, можно научиться этому.

Выводы по главе 1

В наше время, чтобы стать хорошим менеджером, нужно обладать серьёзными знаниями и умениями, накопленными нашими предками в области современного менеджмента.

Для эффективности работы предприятия очень важны взаимоотношения между рабочими и менеджерами. Менеджер должен для своих подчинённых быть не просто руководителем, приказы которого будут неохотно выполняться подчинёнными, а настоящим лидером, который будет авторитетом и предметом всеобщего уважения.

ГЛАВА 2. ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОРТРЕТА РУКОВОДИТЕЛЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ ООО «МАРСО»

2.1. Содержание и специфика деятельности менеджера на предприятии ООО «Марсо»