Файл: Американская модель менеджмента Дженерал Моторс", "Форд Мотор" и "Крайслер".pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.04.2023

Просмотров: 391

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. Теоретические аспекты американской модели управления

1.1. История возникновения и основатели Американской модели менеджмента

1.2. Особенности развития менеджмента в США

1.3. Основные направления совершенствования современного состояния американского менеджмента

2. Сравнительная характеристика моделей менеджмента

2.1 Сопоставление американской и японской моделей управления человеческим капиталом

2.2 Особенности использования американской модели менеджмента в российских условиях

3. Анализ американской модели менеджмента на примере компаний "Дженерал Моторс", "Форд Мотор" и "Крайслер"

3.1 Характеристика компаний "Дженерал Моторс", "Форд Мотор" и "Крайслер"

3.2 Сравнительный анализ систем менеджмента в компаниях "Дженерал Моторс", "Форд Мотор" и "Крайслер

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

ВВЕДЕНИЕ

Данная курсовая работа посвящена изучению американской модели менеджмента: её история возникновения, особенности её развития, а также рассмотрена сравнительная характеристика японской модели менеджмента и проанализированы примеры автомобильной промышленности компаний.

Американская модель менеджмента представляет огромный интерес. Именно в США впервые сформировалась наука и практика менеджмента, на рубеже ХIХ-ХХ веков, что позволило занять лидирующее положение среди стран западного мира и Японии.

Актуальность данной курсовой работы состоит так же в том, что она является малоизученной для самого автора данной работы.

Изучение научной теории и практики в контексте особенностей данной модели управления является актуальным в своем влиянии на современное состояние американского менеджмента. И изучая исторические аспекты основателей научной школы управления, как Ф.Тейлор, Г.Форд, Анри Файоль и др. это необходимо и важно для предпринимательства и бизнеса в целом.

В процессе исследования использовались, такие книги как: Т.П. Мамаева « История менеджмента. Национальные модели менеджмента и их истоки» (2011), И.И. Семёнова История менеджмента «(2015), И.Н Герчикова «Менеджмент: практикум: учебное пособие» (2015).

Первый и второй источник имеет преимущество в том, что в содержании входит не только характеристика основных черт американской модели управления, но и история их возникновения и идеи основателей национальных школ. Третий источник даёт описание и анализ известных компаний разных стран , в том числе и США в разных аспектах изучения его, что необходимо в данном исследовании.

Цель исследования состоит в изучении американской модели менеджмента. Объектом исследования являются американские компании автомобильной промышленности.

В качестве предмета исследования является процесс управления в фирмах, менеджмент производства в США.

Для достижения данной цели следует выполнить следующие задачи:

  1. Изучить историю и познакомиться с основателями американского менеджмента;
  2. Изучить особенности развития менеджмента в США
  3. Изучить направления совершенствования современного состояния американского менеджмента
  4. Сопоставить американскую и японскую модели управления человеческим капиталом
  5. Изучить особенности использования американской модели менеджмента в российских условиях
  6. Охарактеризовать и проанализировать на примере компании автомобильной промышленности "Дженерал Моторс", "Форд Мотор" и "Крайслер"

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:

- анализ научно-методической литературы;

- эксперимент (аналитический);

- анализ полученных результатов.

Методы исследования: анализ литературы, обследование, анализ результатов экспериментального исследования.

Структура: курсовая работа состоит из введения, двух глав, библиографического списка и приложений.

1. Теоретические аспекты американской модели управления

1.1. История возникновения и основатели Американской модели менеджмента

За всю историю существования менеджмента многие зарубежные страны накопили значительные сведения в области теории и практики управления в промышленности, сельском хозяйстве, торговле, и другие с учётом своих специфических особенностей. К сожалению, наша отечественная наука управления развивалась самостоятельно и обособленно, часто игнорируя зарубежный опыт искусства управления.[1]

При создании собственной модели менеджмента необходимо учитывать влияние таких факторов, как тип собственности, форма государственного устройства и зрелость сложившихся рыночных отношений. [2]

Известный интерес представляет изучение американской модели менеджмента. Американский менеджмент позволил США занять лидирующее положение среди стран западного мира и Японии. Кроме того, именно США впервые сформировалась наука и практика менеджмента.1

В 1886 г., на собрании Американского общества инженеров-механиков (ASME) Генри Таун сделал доклад «Инженер в роли экономиста». В этом докладе отмечалось, что управление трудовыми процессами становится всё более сложным, ответственным и не менее важным , чем техническое конструирование. Причём сложность управления определяется тем, что от инженеров, управляющих производством, стало требоваться не только знание техники технологии, но и умение подсчитывать затраты, доходы, прибыль, а также находить общий язык с подчинёнными и нести весь груз ответственности за их работу.[3] (Приложение 1)


С именем американского инженера Ф.У. Тейлора связано становление и развитие школы научного управления. Целью Тейлора было создание системы научной организации труда, базирующейся на основе экспериментальных данных и анализе процессов физического труда и его организации. Основными задачами менеджмента являлись: 1. Обеспечение набольшего процветания предпринимателя, 2. Повышение благосостояния каждого работника.1(Приложение 1)

По мнению современного социолога Р. Дэвиса, именно Тейлор заложил основы американского делового предпринимательства, которые базировались на ряде философских принципов. Тейлор считал, что цель производства - это увеличение комфорта и благосостояния человечества.

Миссия « научного менеджмента» состоит в конструктивном вкладе в экономическое и социальное улучшение общества. Вместе с тем, ученый

подчёркивал важность социальной ответственности лидеров бизнеса перед обществом и интересами частного капитала. 2

Таким образом, можно выделить основные положения (законы управления) концепции Тейлора: 1. Создание научного фундамента, научное исследование каждого отдельного вида трудового действия.2. Отбор рабочих и менеджеров, их тренировка и обучение на основе научных критериев.3 Сотрудничество между администрацией и рабочими в деле практического внедрения научной организации труда (НОТ) 4. Равномерное и справедливое распределение обязанностей между рабочими и менеджерами. 1

Формирование новой концепции, получившей название «школа человеческих отношений», связано с именем американского социолога и психолога Элтона Мэйо.3 (Приложение 1)

Основные положения данной концепции: увеличение внимания к социальным, групповым потребностям человека;

__________________

1 Мамаева Т.П. История менеджмента. Национальные модели менеджмента и их истоки /Т.П. Мамаева.- Старый Оскол: ТНТ, 2011.С. 48-59.

2 Кравченко А.Н. История менеджмента /А.Н. Кравченко. – М.: Академический Проект, 2002.- С.122.

3Ключников А.В. Основы менеджмента/ А.В. Ключников.- М.: Советский спорт, 2010.- С. 31.

разработка элементов «менеджмента участия»; обогащение труда рабочих; признание неформальных отношений в организации; изучение взаимодействия формальной и неформальной организаций.1

Генри Форд, именуемый также автомобильным королем, являлся ярким примером американского менеджмента. Он сформулировал основные принципы организации производства: 1. Максимальное разделение труда, специализация. 2. Широкое применение высокопроизводительного специального оборудования. 3 Размещение оборудования по ходу технологического процесса. 4. Регламентированный ритм производства продукции. 5. Механизация транспортных операций.2 (Приложение 1)


На основе этих принципов появилась возможность создания поточного производства, которое позволяет повышать производительность труда

рабочих по существу без вмешательства мастера. 3

Согласно основной концепции Форда, предприятие должно развиваться как комплексное, обеспечивая себя всем необходимым для осуществления производства выпускаемой продукции.1

  1. сокращения числа целей, на которые должны быть направлены внимание и усилия.
  2. Полномочия есть право отдавать приказ, а ответственность есть ее составляющая противоположность. Где даются полномочия, там возникает ответственность.
  3. Дисциплина. Предполагает послушание и уважение к достигнутым соглашениям между фирмой и ее работниками.

______________________________

1 Ключников А.В. Основы менеджмента/ А.В. Ключников.- М.: Советский спорт, 2010.- С. 31.

2 Семёнова И.И. История менеджмента/ И.И. Семёнова.-М.:ЮНИТИ, 2015. –С. 120.

3 Мамаева Т.П. История менеджмента. Национальные модели менеджмента и их истоки /Т.П. Мамаева.- Старый Оскол: ТНТ, 2011.С. 78-82.

  1. Единство направлений. Каждая группа, действующая в рамках одной цели, должна быть объединена единым планом и иметь одного руководителя.1
  2. Подчиненность личных интересов общим. Интересы одного работника или группы работников не должны превалировать над интересами компании или организации большего масштаба.
  3. Вознаграждение персонала. Для того чтобы обеспечить верность и поддержку работников, они должны получать справедливую зарплату за свою службу.2
  4. Централизация. Как и разделение труда, она является естественным порядком вещей. Однако соответствующая степень централизации будет, зависит от конкретных условий. Поэтому возникает вопрос о правильной пропорции между централизацией и децентрализацией.
  5. Скалярная цепь-это ряд лиц, стоящих на руководящих должностях, начиная от лица, занимающего самое высокое положение до руководителя низшего звена.
  6. Порядок. Место для всего и все на своем месте. 3

_________________

1 Мамаева Т.П. История менеджмента. Национальные модели менеджмента и их истоки /Т.П. Мамаева.- Старый Оскол: ТНТ, 2011.С. 78-82.

2 Представители научной школы управления (Ф. Тейлор, Ф. Гибелрт, и Л. Гиберт, Г. Форд)//Studfiles.М.: https://studfiles.net/preview/4239319/. (Дата обращения:29.05.2015)

3 Семёнова И.И. История менеджмента/ И.И. Семёнова.-М.:ЮНИТИ, 2015. –С. 120.

  1. Справедливость. Это сочетание доброты и правосудия. Лояльность и преданность персонала должны обеспечиваться уважительным и справедливым отношением администрации к подчиненным. 1
  2. Инициатива. Означает добровольную разработку работником или группой работников плана какого - либо мероприятия и обеспечения его успешной реализации. Это придает организации силу и энергию. 2
  3. Корпоративный дух. Союз-это сила, которая является результатом гармонии персонала и руководства фирмы.3

Вывод: Основатели научной школы управления были Генри Таун, Фредерик Тейлор, Генри Форд создавали си тему организации труда в производстве, лишь в системе Тейлора центральное место занимал ручной труд. Форд заменил ручной труд машинами, т.е. внес дальнейший шаг в развитии системы Тейлора.

Элтон Мэйо (школа человеческих отношений) увеличил внимание к социальным потребностям человека, разработал «менеджмент участия», изучил взаимодействия формальной и неформальной организаций.

Особое внимание Анри Файоль (классическая школа) уделял составлению плана и прогноза. Его заслугой является также вывод о том, что не только инженерно-технические работники, но и каждый член общества нуждается в той или иной степени в знании принципов административной деятельности. (Приложение 1)

В результате исследования Файоль непросто совершенствовал систему Тейлора, а разделил теории управления на два направления: организация и управление непосредственно производственным процессом, трудовыми процессами и так далее.

________________

1 Мамаева Т.П. История менеджмента. Национальные модели менеджмента и их истоки /Т.П. Мамаева.- Старый Оскол: ТНТ, 2011.С. 78-82.

2 Файоль А. Общее и промышленное управление/ А. Файоль.- М.: ПИТ, 1923. С. 24.

3 Семёнова И.И. История менеджмента/ И.И. Семёнова.-М.:ЮНИТИ, 2015. –С. 50.

В целом заслуга Тейлора, Файоля и др. основателей школ менеджмента заключается в следующих принципах научного управления:

  1. Использования научного анализа для определения оптовых способов выполнения задачи.
  2. Отбор работников, наиболее подходящих для выполнения определенных задач и их обучение .
  3. Обеспечение работников ресурсами, требуемыми для эффективного выполнения задач.
  4. Систематическое и правильное использование материального стимулирования для повышения производительности.
  5. Выделение планирования и обдумывания в отдельный процесс.
  6. Утверждение менеджмента в качестве самостоятельной формы деятельности науки.
  7. Формирования функций менеджмента.

1.2. Особенности развития менеджмента в США

Именно в США впервые сформировалась наука и практика менеджмента. Американская модель применяется в корпорациях Великобритании, США, Австралии, Новой Зеландии, Канады и некоторых других странах. Американская модель менеджмента имеет следующие особенности: 1) большая роль государства в формирования условий для развития государственной и частной собственности;