Добавлен: 05.04.2023
Просмотров: 133
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1. Психологические особенности младших школьников
1.1 Анатомо-физиологические особенности младшего школьника
1.2 Познавательная сфера младших школьников
1.3 Развитие личности младших школьников
2. Теоретические изучения адаптации в условиях класса
3. Психологическая адаптация в условиях класса
3.2 Взаимодействие школы и семьи
37 Особенности психического развития детей 6-7 лет [Текст] / под ред. Д.Б. Эльконина, А.А. Венгера. – М., 1988. – 321с.
38 Педагогическая психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 1998. – 288 с.
39 Петровский, А.А. Личность, деятельность, коллектив / Петровский А.А. – М., 1982.
40 Пилипко, Н.В. Здравствуй, школа! Адаптационные занятия с первоклашками: Практическая психология учителю./ Пилипко Н.В., Громова Т.В., Чибисова М.Ю. – М.: УЦ «Перспектива», 2002.
41 Прихожан, А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика / А.М. Прихожан. – М., 2000.
42 Психологическая диагностика: Учебник для вузов / Под ред. М.К. Акимовой, К.М. Гуревича. – Спб.: Питер – 2008. – 652 с.: ил.
43 Психологическое консультирование в школе. Сост. Коптева Н.В. –Пермь, 1993.
44 Рабочая книга школьного психолога. И.В.Дубровина, М.К.Акимова, Е.М.Борисова и др. Под ред. И.В.Дубровиной. – М.: Просвещение, 1991.
45 Расти первоклашка: энциклопедия для родителей / М.М. Безруких, Т.А. Параничева, Л.А.Леонова и др., под ред. М.М.Безруких. – М.: Эксмо, 2010. – 640 с.
46 Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное пособие / Рогов Е.И. – М.: ВЛАДОС, 1996.
47 Талызина, Н.Ф. Педагогическая психология. Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. Заведений / Талызина Н.Ф. ‑ М.: Издательский центр «Академия», 1998. – 288 с.
48 Физиология развития ребенка: Руководство по возрастной физиологии / Под ред. М.М. Безруких, Д.А. Фарбер. – М.: Издательство Московского психолого-социального института, Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2010. – 768с.
49 Флейвелл, Дж. Генетическая психология Жана Пиаже /Дж. Флейвелл. – М., 1973. – 623с.
50 Шинтарь, З.Л. Введение в школьную жизнь Пособие для студентов пед. Вузов. / З.Л. Шинтарь. – Гродно: ГРГУ, 2002. – 263с.
51 Эльконин, Д.Б. Избранные психологические труды / Эльконин Д.Б. – М., 1989.
52 Яницкий, М.С. Адаптационный процесс: психологические механизмы и закономерности динамики: учеб. пособие для вузов/ М.С. Яницкий. – Кемерово: Кемеровский государственный университет, 1999. – 184с.
Приложение 1
Адаптационные занятия с первоклассниками [Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе.]
Анкета для родителей.
Родители должны ответить на вопросы, касающиеся поведения ребенка в школе. Варианты ответов – да, не совсем, нет.
Вопросы:
Охотно ли ваш ребенок идет в школу?
Вполне ли он приспособлен к новому распорядку дня, принимает ли его как должное?
Можно ли сказать, что переживания вашего ребенка по поводу успехов и неудач в учебе чрезмерны или, наоборот, полностью отсутствуют?
Делится ли ребенок с вами школьными впечатлениями?
Положительны ли школьные впечатления вашего ребенка?
Можно ли сказать, что ребенок спокойно справляется с трудностями при выполнении домашнего задания?
Отношения с товарищами по классу уже сложились и они вполне дружелюбны?
Справляется ли ребенок с учебной нагрузкой без чрезмерного напряжения?
Изменилось ли поведение ребенка по сравнению с прошлым годом так, чтобы вас это настораживало?
Жалуется ли ребенок достаточно часто на беспричинные боли, головокружения, тошноту?
Изменился ли по сравнению с прошлым годом характер сна ребенка?
Обработка результатов:
За каждый утвердительный ответ на все вопросы, кроме 3,9,10,11 присваивается 2 балла, промежуточный - 1 балл, отрицательный – 0 баллов. Ответ «Да» на вопросы 3,9,10,11 оценивается как 0 баллов, «Нет» - как 2 балла. Подсчитывается общая сумма показателей.
0 – 10 баллов – выраженная дезадаптация
11 – 15 баллов – средняя степень адаптации
16 – 22 балла – высокий уровень школьной адаптации
Приложение 2
Анкета для учителя. [Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе.]
Учитель должен ответить на вопросы анкеты, охарактеризовав каждого из учащихся своего класса по принципу: если можно утверждать «безусловно да», поставить в соответствующей графе напротив его фамилии цифру «1», если «скорее да, чем нет» - цифру «2», «скорее нет, чем да» - цифру «3», «безусловно нет»- цифру «4».
Вопросы:
Охотно ли, с интересом ли ребенок учится?
Достаточно ли ответственно относится ребенок к учению?
Переживает ли свои учебные удачи и неудачи?
Стремится ли к улучшению своих результатов?
Активен ли на уроках, часто ли выражает желание высказаться, ответить на вопросы?
Вполне ли дисциплинирован?
Умеет ли организовать свою работу?
Достаточно ли внимателен?
Соответствует ли работоспособность ребенка предъявляемым школой требованиям?
Достаточно ли контактен ученик, легко ли откликается на воспитательные воздействия?
Хорошо ли складываются его отношения с другими детьми в классе?
Нуждается ли ребенок в дополнительной помощи при выполнении заданий?
Легко ли откликается на помощь?
Вполне ли удовлетворительно усваивает программные знания, умения, навыки?
Обработка результатов:
Подсчитывается средний балл по каждому ребенку. Дети, набравшие средний балл от 3,1 до 4, испытывают трудности в адаптации к школе.
Приложение 3
Инструкция для родителей [Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе.]