Файл: Адаптация детей в условиях первого класса школы.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.04.2023

Просмотров: 120

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Развивается умение определять изображать подразумеваемые состояния объектов, умение понимать условность. Стремление указать условия происхождения построения каких-либо предметов – важнейшая психологическая предпосылка развития у младших школьников творческого (продуктивного) воображения.

Происходит осознание промежуточных признаков. Воображение творческое, более реалистичное, начинает подчиняться логическим законам. Младший школьник опирается на нормативы социального пространства. [40]

Память. Дальнейшее развитие памяти в период младшего школьного возраста (от 7 до 11 лет) протекает по линии произвольности и осмысленности. При высокой способности к непроизвольному эмоциональному запоминанию в игре (свойственному и дошкольному возрасту), младшие школьники уже могут целенаправленно произвольно запоминать неинтересный, но нужный материал, и с каждым годом эта произвольная память становится лучше. В этот период также развивается смысловая память, вполне сосуществующая с механической, но позволяющая освоить широкий круг мнемонических приемов, рационализирующих запоминание. [29]

Речь. После 5 лет слово приобретает обобщающее значение, а с 7-8 лет – главенствующее значение среди других раздражителей. К 10-летнему возрасту происходит становление межполушарных отношений, касающихся обработки речевых сигналов. С этого времени становится невозможной передача речевых функций от левого полушария правому, а до 10 лет такая компенсация при необходимости может произойти. Правополушарная функция, связанная с ориентацией в пространстве (и с осознанием этого акта) также стабилизируется постепенно после 6-летнего возраста у мальчиков и после 13 лет у девочек. [40]

Мышление. В связи с развитием речи развивается и мышление от наглядно-действенного, через наглядно-образное к словесному, хотя все же в дошкольный период преобладает наглядно-образное мышление (или репрезентативный интеллект, по Ж. Пиаже). Происходит интенсивное развитие от слаборазвитого интеллекта до очень высокого (качественный скачок). В возрасте 5-6 лет появляется способность логически рассуждать в пределах понимания фактов, преобладают конкретные операции, нет способности к размышлению о несуществующих вещах. К 6-7-летнему возрасту появляется тенденция и способность к обобщению и установлению связей между явлениями. [23] [40]

Основным новообразованием младшего школьного возраста Д.Б. Эльконин считает отвлеченное словесно-логическое и рассуждающее мышление. Его возникновение перестраивает другие познавательные процессы. Память становиться мыслящей, а восприятие – думающим. [56, 105.] [11]


На протяжении этого периода у ребенка развивается понятийное (или теоретическое) мышление, он получает новые знания, умения, навыки, на базе которых у него формируется чувство компетентности. [27]

К 7 годам самооценка у большинства детей становится более адекватный, чем в раннем возрасте, когда ребенок был склонен к завышенной в эмоциональном плане самооценке. Адекватный образ «Я» формируется у ребенка при правильном сочетании знаний, полученных из собственного опыта и из общения с взрослыми и сверстниками. К концу дошкольного возраста происходит половая идентификация, вырабатывается соответствующий стиль поведения, дифференцируется эмоциональное самосознание (т.е. осознание своих переживаний) и начинается осознание себя во времени («когда я был маленьким…», «когда я вырасту…»). [40]

Совместная деятельность увеличивает интеллектуальную активность детей, и, как следствие, лучше усваивается материал, повышается саморегуляция. Развивается рефлексия – осознание своих действий и поступков.

1.3 Развитие личности младших школьников

В младшем школьном возрасте ребенок переживает кризис 7 лет, когда происходит перестройка его поведения в связи с новой (учебной) ситуацией. Если кризис 3 лет связан с осознанием своего «Я» в мире, то кризис 7 лет связан с осознанием своего «Я» в социуме, с рождением социального «Я» ребенка. [9, с. 136] Эмоциональная сфера в этом возрасте включается на удовлетворение потребностей, связанных с развивающимися специфическими мотивациями. Это мотивация достижения успеха в учебе, престижная мотивация, мотивация избегания неудач, компенсаторная мотивация. В возрасте 10-12 лет приобретают ведущее значение высшие эмоции, формирование которых завершается лишь к 20-22 годам, т.е. ко времени завершения формирования высших отделов нервной системы. [40]

Идет активное формирование личности. Закладываются основы многих психических качеств. На основе подражания взрослому формируется характер. Младший школьник импульсивен и только к третьему классу появляется сдержанность как черта характера.

Особенности: безграничное доверие, подчинение, высокая восприимчивость, наивное игровое отношение к миру.

Самосознание. Происходит осознание себя как школьника.В возрасте семи-одиннадцати лет ребенок начинает понимать, что он представляет собой некую индивидуальность, которая, безусловно, подвергается социальным воздействиям. Он знает, что он обязан учиться и в процессе учения изменять себя, присваивая коллективные знаки (речь, цифры, ноты и др.), коллективные понятия, знания и идеи, которые существуют в обществе. В то же время он знает, что отличается от других и переживает свою уникальность, свою «самость», стремясь утвердить себя среди взрослых и сверстников. [36, с. 114]


Происходит усвоение моральных норм и правил. Младшим школьникам указывают весьма широкий свод норм правил поведения, которыми они должны руководствоваться во взаимоотношениях с учителем и взрослыми в разных ситуациях, при общении со сверстниками, во время пребывания в общественных местах и на улице. Будучи сформированными, у ребенка в этом возрасте, такие моральные качества становятся внутренним и органическим достоянием его личности.

Самооценка неадекватна, зависит от результатов учебной деятельности и отношений к нему учителя. В самооценку включается когнитивный (знания о себе) и эмоциональный компонент (отношение к себе). Таким образом, оценка учебной деятельности перестраивает мотивационно-потребностную сферу младшего школьника, эмоционально-ценностного отношения к себе, т.е. источником для возникновения адекватных и неадекватных самооценок.

Кроме того, от самооценок учебной деятельности зависят и самооценки и других видов деятельности, самооценка может доминировать в качестве доминирующего мотива своей деятельности и поведения.

Эмоциональная сфера. С момента, когда ребенок пошел в школу, его эмоциональное развитие больше, чем раньше, зависит от того опыта, который он приобретает вне дома.

Младшие школьники более уравновешены, уменьшается количество импульсивных реакций. Жизнерадостное, бодрое, живое, весело настроение – это норма. Они уже умеют управлять своими настроениями, а иногда даже маскировать их. Более сдержано выражаются негативные эмоции, наблюдается усиление сдержанности и осознанности в проявлении эмоций, повышение устойчивости эмоциональных состояний, умение владеть собой.

Страхи ребенка отражают восприятие окружающего мира, рамки которого теперь расширяются. Необъяснимые и вымышленные страхи прошлых лет сменяются другими, более осознанными: уроки, уколы, природные явления, отношения между сверстниками. Время от времени у детей школьного возраста появляется нежелание идти в школу. Симптомы (головная боль, колики в желудке, рвота, головокружение) широко известны. Это не ре , и в таких ре важно как ре быстрее ре причину. Это ре быть ре перед ре , боязнь ре со стороны ре , боязнь ре отвергнутым ре или сверстниками. В ре случаях ре дружески-настойчивая ре родителей в ре ребенком ре . [17]

В ре межличностных ре формируется ре , чувство ре , чувство ре , эмпатия, ре гнева, ре и недовольства. ре амбивалентные ре – стремление ре ожидания.

ре сфера. ре влияет не ре на учебную ре , но и на отношение ре к учителю, ре , окрашивая их в ре или негативные ре . Например, ре ребенок ре , чтобы ре наказания со ре авторитарных, ре родителей, ре деятельность ре напряженно, со ре , окрашена ре эмоциями, ре . И наоборот, ре ради ре делает его ре , радостным, ре – «учением с ре ».


А.Н. Леонтьев ре мотивы ре и реально ре , осознаваемые и ре , ведущие и ре . [28, с. 12] Все они присутствуют в ре младшего ре . Но надо ре мотивы, ре самой ре деятельностью, ре непосредственно с ре и процессом ре , и мотивы, ре за пределами ре деятельности (ре социальные или ре мотивы ре ). Установлено, что ре , связанные с ре учебной ре , еще не являются в ре школьном ре ведущими. У них ре 3 группы ре :

широкие ре ,

узколичностные,

ре мотивы.

ре социальные ре младших ре выглядят как ре самосовершенствования (ре культурным, ре ) и самоопределения (ре школы ре учиться или ре , выбрав ре ). Тот факт, что ре осознает ре значимость ре , создает ре готовность к ре и положительные ре к ней как результат ре установки. Эти ре выступают, как ре и связаны с ре , отсроченными ре . К ним примыкают ре долга и ре , которые ре не осознаются ре , но реально ре в форме ре выполнения ре учителя, ре соответствовать ре его требованиям. ре эти мотивы ре далеко не ре детям, что ре с 1) неточным ре ответственности и ре в этом ре и с 2) некритичным ре к себе и ре – завышенной ре .

Узколичные ре выступают в ре стремления ре хорошую ре любой ре , заслужить ре учителя или ре родителей, ре наказания, ре награду (ре благополучия) или в ре желания ре среди ре , занять ре положение в ре (престижные ре ).

Учебно-познавательные ре прямо ре в самой ре деятельности и ре с содержанием и ре учения, с ре , прежде ре , способом ре . Они обнаруживаются в ре интересах, ре преодолевать ре в процессе ре , проявлять ре активность. ре мотивов ре группы ре от уровня ре потребности, с ре ребенок ре в школу, и от ре содержания и ре учебного ре .

В основе ре , связанной с ре и процессом ре , лежит ре потребность. Она ре из более ре детской ре во внешних ре и потребности в ре , имеющихся у ре с первых ре жизни. ре познавательной ре неодинаково у ре детей: у ре она выражена ре и носит «ре » направление, у ре сильнее ре практическая ре , у третьих она ре очень ре . [51, с. 185] ре

Примерно в 10 лет ре общения ре меняет ре направленность от ре к сверстнику. ре начинает ре гомосоциальный ре .

В целом, ре сфера за ре младшего ре возраста ре переходит от ре одноуровневой ре побуждений к ре построению ре мотивов. [27, с. ре

Отношения со ре . Они дифференцируются в ре учителя и ре . Учитель – ре значимая и ре фигура. ре и тяга к ре не зависят от ре самого ре . В конце 2 к ре 3 класса ре учителя ре свою ре .

Внутрисемейные ре целиком ре школьной ре . Содержание ре с родителями ре школьной ре . Эмоциональная ре от родителей у ре снижается. Но ре со стороны ре еще имеет ре воспитательное ре . Для ребенка ре реакции ре . А родители, ре результаты ре ребенка, ре у него ре умелости. ре


Отношения со ре . Начиная с ре возраста, ре все больше ре времени со ре , причем ре всегда ре с ними ре . Популярные ре обычно ре адаптируются, ре себя ре сверстников ре и, как правило, ре к сотрудничеству. ре

Интерес к ре особо ре ко 2-3 классу и это ре «зеркальное» ре оценок ре .

Форма ре со сверстниками ре и товарищеские ре . Формируются ре дружеские ре . Взаимоотношения ре ситуативно и ре всего ре .

Детские ре однородны по ре признаку. ре школьники ре огромный ре к старшеклассникам.

ре новообразования ре школьника:

ре ;

Внутренний ре действия;

ре рефлексия;

ре рефлексия.

ре . Осуществление ре деятельности ре только в том ре , если ре приучается ре своими ре процессами и ре в целом. Это ре возможность ре свои ре «хочу» ре учителем и ре дисциплиной «ре » и способствует ре произвольности как ре , нового ре психических ре . Она проявляет ре в умении ре ставить ре действия и ре искать и ре средства их ре , преодоления ре и препятствий.

ре план ре . Необходимость ре и самоконтроля, ре словесных ре и оценок ре у младших ре способность к ре и выполнению ре про себя, во ре плане. ре различать ре рассуждения и ре попытки их ре предполагают у ре школьника ре умения как бы со ре рассматривать и ре собственные ре и действия. Это ре лежит в ре рефлексии. [15, ре

Личностная ре . Появляется ре на все иметь ре точку ре . У них также ре суждения о ре социальной ре – самооценка. Она ре благодаря ре самосознания и ре связи с ре из окружающих, ре мнением они ре . Высокая ре обычно ре у детей в том ре , если ре относятся к ним с ре , теплотой и ре . Младший ре возраст – ре развития ре .

Рефлексия ре . Имеется в ре рефлексия в ре мышления. В ре годы ре хранить и ре информацию из ре совершенствуется, ре метапамять. ре не только ре запоминают, но и ре размышлять о том, как они это ре .

Младший ре возраст ре вершиной ре . Ребенок ре много ре качеств – ре , наивность, ре на взрослого ре вверх. Но он уже ре утрачивать ре непосредственность в ре , у него ре другая ре мышления. [27, с. ре

1.4 Выводы 

Таким ре , младший ре возраст ре наиболее ре этапом ре детства. ре достижения ре возраста ре ведущим ре учебной ре и являются во ре определяющими для ре лет обучения: к ре младшего ре возраста ре должен ре учиться, ре учиться и ре в свои ре .

Полноценное ре этого ре , его позитивные ре являются ре основанием, на ре выстраивается ре развитие ре как активного ре познаний и ре .

Основная ре взрослых в ре с детьми ре школьного ре – создание ре условий для ре и реализации ре детей с ре индивидуальности ре ребенка. [42, с. ре