Файл: Воспитательный климат семьи и его влияние на становление личности ребенка (подробно).pdf
Добавлен: 05.04.2023
Просмотров: 132
Скачиваний: 3
Введение
Бесспорно, семейное и общественное воспитание напрямую влияет на становление и развитие ребенка. Но, как правило, мы не уделяем этому особого внимания, допуская большую ошибку. В жизни каждого человека семья занимает особое место. В ней ребенок растет, и с первых лет своей жизни он усваивает нормы человеческих отношений, впитывая из семьи и добро, и зло, все, чем характерна его семья. Дети, когда взрослеют, повторяют в своей семье все то, что было в семье его родителей. Так бывает не всегда, но в основном срабатывает заложенный с детства семейный сценарий.
Одним из основных условий является то, что семья обеспечивает чувство защищенности, что обеспечивает ему безопасность при взаимодействии с внешним миром. Дети приобретают уверенность в своих силах, уходят страх и волнение.
Также важную роль играют модели родительского поведения. Дети зачастую копируют поведение других людей, особенно тех, кто находится с ними в близком контакте. Отчасти это сознательная попытка вести себя так же, как ведут себя другие, отчасти это неосознанная имитация, являющаяся одним из аспектов идентификации с другим[1].
Семья играет важную роль в приобретении ребенком жизненного опыта. То, насколько родители обеспечивают ребенку возможность заниматься в библиотеках, посещать музеи, отдыхать на природе, зависит запас детских знаний. Здесь важна роль путешествий. Не обязательно на другой конец света, а хотя бы в оздоровительный лагерь, чтобы была полная смена привычной обстановки. Те дети, у которых больший жизненный опыт, будут лучше других детей адаптироваться в новой обстановке и положительно реагировать на происходящие вокруг перемены.
Также очень важно много беседовать с детьми.
Умение слушать и слышать - вот залог любого взаимного общения.
Таким образом, можно утверждать, что положительное отношение родителей к познавательному развитию ребенка, поддержка его познавательной и творческой активности, поощрение познавательной деятельности и признание успехов ребенка помогает развивать свои интеллектуальные и творческие способности.
Семья выступает важным фактором в формировании дисциплины и поведения у ребенка. Родители влияют на поведение ребенка, поощряя или осуждая определенные типы поведения, а также применяя наказания или допуская приемлемую для себя степень свободы в поведении. Ребенок учится у родителей тому, что ему следует делать, как вести себя.
Общение в семье влияет на формирование мировоззрения ребенка, что позволяет ему вырабатывать собственные нормы, взгляды, идеи. Развитие ребенка будет зависеть от того, насколько хорошие условия для общения предоставлены ему в семье; развитие также зависит от четкости и ясности общения в семье, от правдивости слов и действий[2].
Для ребенка семья – это оберег, кладовая знаний и трамплин во взрослую жизнь. Именно в семье ребенок получает азы знаний об окружающем мире, а при высоком культурном и образовательном потенциале родителей – продолжает получать не только азы, но и саму культуру всю жизнь. Семья – это определенный морально-психологический климат, для ребенка – это первая школа отношений с людьми.
Семейное воспитание имеет широкий временной диапазон воздействия: оно продолжается всю жизнь человека, происходит в любое время суток, в любое время года, ежедневно и ежечасно, без перерывов и выходных.
Также семья может таить в себе определенные сложности, противоречия и недостатки воспитательного воздействия. Наиболее распространенными негативными факторами семейного воспитания, которые приходится учитывать в воспитательном процессе, являются[3]:
• неадекватное воздействие факторов материального порядка, избыток или недостаток вещей, приоритет материального благополучия над духовными потребностями растущего человека, дисгармония материальных потребностей и возможностей их удовлетворения, избалованность и изнеженность, безнравственность и противоправность семейной экономики;
• бездуховность родителей, отсутствие стремления духовного развития детей ;
• авторитаризм либо «либерализм», безнаказанность и всепрощенчество;
• безнравственность, наличие аморального стиля и тона отношений в семье;
• отсутствие нормального психологического климата в семье;
• фанатизм в любых его проявлениях ;
• безграмотность в педагогическом отношении;
• противоправное поведение взрослых.
Человек входит в жизнь как целостный феномен. Жизненная деятельность человека всегда несет на себе отпечаток уровня его развития как личности во всей ее разносторонности. Жизненная позиция личности формируется совокупностью всех социальных влияний на человека, и прежде всего системой общественного воспитания.
Личность - есть системное и поэтому "сверхчувственное" качество, хотя носителем этого качества является вполне чувственный, телесный индивид со всеми его врожденными приобретенными свойствами. Они, эти свойства, составляют лишь условия (предпосылки) формирования и функционирования личности, как и внешние условия и обстоятельства жизни, выпадающие на долю индивида.
Характеризуя "личность" имеют в виду "целостность", но такую "целостность", которая рождается в обществе. Индивид выступает как преимущественно генотипическое образование, в основе созревания которого лежат в основном адаптивные приспособительные процессы.
Формирование личности человека-коллективиста требует организации системы многопланового детского коллектива, системы, а не конгломерата классов, групп, кружков и пр. При этом важно направленное включение каждого ребенка в развернутую социально одобряемую деятельность в системе именно такого специально заданного многопланового коллектива при соподчиненности целей каждого конкретного коллектива решению общих социально значимых задач. Необходимо подчеркнуть, что воспитание детей в коллективе, основу которого составляет система просоциальной деятельности - это не один из ряда важных воспитательных принципов, а особый, качественно своеобразный подход к формированию растущего человека как личности[4].
Актуальность работы заключается в том что тема воспитания в семье всегда будет важна, т.к. «семья- это ячейка общества»
Цель работы: Изучение влияния семьи на становление личности.
Объект исследования: Становление личности младшего школьника.
Предмет исследования: Влияние воспитательного климата семьи на становление личности младшего школьника.
Структура: Работа состоит из введения, 2-х глав, заключения и списка использованных источников.
Задачи работы: Рассмотреть такие понятия как становление личности, роль матери и отца в семье на ребенка, влияние неполной семьи на становление личности.
1. Общие условия семейного воспитания
1.1 Понятие становления личности
Становление личности происходит в процессе усвоения людьми опыта и ценностных ориентаций данного общества. Это процесс социализации. Человек учится выполнять особые социальные роли, т.е. учится вести себя в соответствии с ролью ребенка, студента, работника, супруга, родителя и т.д.
Социальная личность складывается в общении людей, начиная с первичных форм общения матери с ребенком. Ребенок постоянно включен в те или иные формы общественной практики; и если отсутствует ее специальная организация, то воспитательное воздействие на ребенка оказывают традиционно сложившиеся ее формы, результат действия которых может оказаться в противоречии с целями воспитания. Формирование человека как личности требует от общества постоянного и сознательно организуемого совершенствования системы общественного воспитания, преодоления застойных, стихийно сложившихся форм. Нельзя зацикливаться на традиционных формах, надо постоянно эволюционировать.
Выступая и субъектом, и результатом общественных отношений, личность формируется через ее активные общественные действия, сознательно преобразуя и окружающую среду, и саму себя в процессе целенаправленной деятельности. Именно в процессе целенаправленно организуемой деятельности формируется в человеке важнейшая, определяющая его как развитую личность потребность в благе другого.
На формирование личности оказывают влияние физиологические и психологические особенности каждого человека[5].
Главная цель развития личности - более полная реализация человеком самого себя, своих возможностей и способностей , в идеале, максимальное самовыражение и самораскрытие. Но эти качества невозможно раскрыть только самому себе, без участия других людей, они невозможны в изоляции и противопоставлении себя обществу, без обращения к другим людям, предполагающего их активное соучастие в этом процессе.
Понятие личности напоминает сказочный цветик-семицветик. С одной стороны, все в нем предельно ясно. С другой – множество трактовок, уточнений, факторов влияния на становление ребенком именно этой самой личностью. Главный залог успеха в таком деле – любовь и понимание. Но все ли так просто?
Пожалуй, самым главным объяснением понятия личности остается осознание человеком себя участником отношений (например, дружеских, родственных, рабочих) и осознанной деятельности (сознательный подход к выполнению любых действий).
Если характер и темперамент регулируются нервной системой, то тут уж ничего не поделать. Бесполезно ожидать, что из активного холерика вырастет усидчивый уравновешенный парень. Но на одну генетику пенять нечего. Многое зависит от воспитания, часто – даже от наглядных примеров.
Факторы, которые помогают становиться личностью[6]:
Близкие взрослые, которых малыш начинает замечать сразу после появления на свет. Естественно, он воспринимает поведение родителей и родственников как норму. Если мамам и папам интересно, что карапуз думает о них (даже если не научился еще говорить), можно дать ему игрушки и посмотреть, как они начнут себя «вести». Тут старшее поколение и поймет, что в своем поведении надо корректировать.
Считается, что дети, которые появились на свет путем природного родоразрешения, к жизни приспосабливаются намного лучше тех, кто рожден благодаря кесаревому сечению. Возможно, это связано с началом естественных стрессов, которые воспринимаются организмом как тренировка. Среди небольшой когорты психологов бытует мнение, что естественные роды – своеобразный переход от внутриутробной жизни к настоящей, среди людей. Недаром некоторые виды гипноза решают личностные проблемы с использованием введения человека в транс, заставляя его мысленно рождаться заново[7].
Другие дети (сверстники). Неудивительно, что не только в детском саду, школе, но и на работе человек всегда пытается соотнести свои действия с поведением других людей. Малыши и дошкольники проходят этап самопознания, глядя как бы со стороны на себя, когда наблюдает за другими детками. В пубертатном возрасте часто поведенческие «несовпадения» приводят к ломке формирующегося характера. «Соломинкой» для асоциального подростка становится дружный коллектив, стремящийся к здоровому образу жизни и знаниям. Плачевным результатом может закончиться ситуация, когда талантливый и добрый мальчик попадает в компанию сильных ребят, ведущих аморальный способ существования.
Иерархия мотиваций, которая становится для ребенка авторитетной только с возрастом. Так, уже к концу 2 лет малыш уже четко понимает, что перед мамой закатывать истерику можно, она в конце поддастся и купит желаемую игрушку или вместо каши на завтрак даст конфету. Только за ней закрывается дверь детского сада, как привереда становится спокойным и «адекватным». Здесь этот номер не пройдет. Дети чувствуют настроение, силу характера своего друга или «оппонента». Или другой пример: малыш может забрать понравившуюся куклу у другого карапуза, но не сделает этого, потому что маленьких обижать – дело неправедное (или потому что обиженный соратник начнет громко плакать, прибегут взрослые тети и станут ругать). Словом, дети все прекрасно понимают и действуют согласно вполне логичным мотивам.
Самоосознание. Удивительно, но никто из взрослых не может сказать, почему в 3 – 4 года (или когда они себя начинают помнить) им приходилась поступать так или иначе. Оказывается, на этот период припадает первый кризис (кризис трех лет), и маленький человек впервые понимает, что значит:
Стыдиться своих поступков. Каждый помнит, когда он или его любимое чадо долго ворочался и не мог уснуть из-за мелкого вранья родителям.Ребенок относит себя к категории мальчика или девочки, пытается больше играть в социальные гендерные игры (девочки воспитывают кукол, мальчики чинят машинки).Начинается самооценка своих действий (малыш может гладить сам себя по голове за собранные игрушки или завязанные шнурки). Правда, с негативной оценкой пока не все так гладко.
До самоконтроля и умения говорить себе «нет» пройдет еще не один год (как в книге о школьнике, который пытался закалить себя, чтобы выработать чувство воли и отправиться после института в Космос). Но каждый период жизни ставит такие цели, достигая которые ребенок взрослеет и становится личностью. Главными чертами такого человека принято считать[8]: