Файл: Воспитательный климат семьи и его влияние на становление личности ребенка (подробно).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.04.2023

Просмотров: 126

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

По мнению зарубежных исследователей (Дж. Макдермот, Дж. Валлерштейн и др.), наиболее острые переживания и соответствующие им последствия развода вызывают у детей дошкольного возраста. Они становятся более замкнутыми, агрессивными, капризными. Наиболее уязвим в разводе единственный ребенок. Те, у кого есть братья и сестры, намного легче переживают развод: дети или поддерживают друг друга, или вымещают друг на друге агрессию и тревогу.

Не в меньшей мере, хотя и по-другому, развод влияет на детей более старшего, в том числе и подросткового возраста. Замечено, что повышенная эмоциональность, неуравновешенность, болезненная чувствительность, свойственные переходному периоду, у подростка из распавшейся семьи носят гипертрофированный характер, делая его психику особенно ранимой. Чувство боли и стыда, собственной ущербности, неполноценности, ощущение покинутости и одиночества долгое время в таких случаях не оставляют детей, делая их грубыми, раздражительными, некоммуникативными, утратившими интерес ко всему.

Частым следствием распада семьи является изменение отношения ребенка к матери. Иногда у него возникает обостренное чувство жалости к ней, иногда он обвиняет мать в уходе отца. Вследствие этого он начинает критически относиться к ней и т. о., по существу, теряет для себя и второго родителя.

Развод с предшествующими ему и последующими обстоятельствами — это комплекс взаимосвязанных неблагоприятных факторов, способных оказывать отрицательное влияние на психическое и нравственное становление личности детей. С подростками могут произойти патологические изменения в области психики, а поведение стать криминогенным.

Однако если родители ,потеряв не только любовь но и всякое уважение друг к другу, продолжают существовать на одной территории и ребёнок ежедневно видит всю злобу и грязь, которая выливается его родителями друг на друга- то развод будет лучшим решением, чем продолжение сохранение так называемой семьи ради ребёнка. Как говорится лучше сразу руку отрубить, чем резать по полпальца в день. Понятие «воскресный» папа ещё никто не отменял. И лучше, чтобы это был папа-праздник, чем папа-ежедневно раздражающий маму.

На сегодняшний момент в Беларуси очень много неблагополучных семей, где есть и алкоголики родители, многодетные семьи, малообеспеченные семьи, неполные семьи (с одной матерью или отцом), а также многодетные семьи алкоголиков. Можно в этом удостовериться, посмотрев социальный паспорт одной из школ.


Проанализируем социальные паспорта 7 классов СОШ № 2 г. Бобруйска и гимназии № 3 г.Бобруйска.

В результате анализа выяснилось, что в обычной школе достаточно большая часть семей попадает в «Группу риска», а также в группу «Малообеспеченные семьи». В цифрах это выглядит так:

СОШ №2 г. Бобруйска : из 25 учеников только 14 живут в полных, материально обеспеченных и абсолютно нормальных с точки зрения общества семьях.

4 ребёнка относятся к группе риска из-за проблем родителей с алкоголем, а соответственно и материальных проблем.

7 детей из неполных семей (у 5-ти - мать в разводе,2 матери-одиночки)

Гимназия № 3 г. Бобруйска: из 25 учеников 19 живут в полных, материально обеспеченных и абсолютно нормальных с точки зрения общества семьях.

2 ребёнка из многодетных, но вполне материально обеспеченных семей

4 детей из неполных семей ( 3- мать в разводе,1 мать-одиночка)

Именно в этом классе учится мальчик, который побывал на 5-ти морях с мамой. Глядя на них нельзя сказать, что их семья неполная, тем более, что там есть ещё и дедушка.

Как видим из данных социальных паспортов, дети-алкоголиков не учатся в гимназии.

Неполная семья является наиболее проблематичной и уязвимой в воспитательном плане. Ее удельный вес в числе других семей довольно высок. На основе статистических данных можно заявить, что большинство правонарушителей — выходцы из неполных семей. Кроме того, атмосфера неполной семьи делает более высоким риск приобщения детей к алкоголю и злоупотреблению им.

Имеются данные, что люди из неполных семей обладают менее выраженным или отрицательным опытом подготовки к семейной жизни, поэтому вероятность распада брака у воспитанников неполных семей значительно выше по сравнению с теми, кто воспитывался в обычных семьях. Неполная семья способна оказывать негативное влияние на успеваемость детей, их нравственный облик, активность, будущую жизненную позицию, подготовку к семейной жизни и т.д.

Заключение

В данной работе сделана попытка описания жизненного пути личности, стадии ее становления и различные влияния семьи на этот процесс. Проблемы семьи постоянно находятся в процессе изучения. Семья — главный источник всех правильных поступков на жизненном пути личности и абсолютно возможным представляется искоренение ошибок в воспитании.

Система семейного воспитания состоит из следующих принципов:

• дети должны расти и воспитываться в атмосфере доброжелательности, любви и счастья;


• родители должны понять и принять своего ребенка таким, каков он есть, и способствовать развитию в нем лучшего;

• воспитательные воздействия должны строиться с учетом возрастных, половых и индивидуальных особенностей;

• диалектическое единство искреннего, глубокого уважения к личности и высокой требовательности к ней должно быть положено в основу семейного воспитания;

• личность самих родителей — идеальная модель для подражания детей;

• воспитание должно строиться с опорой на положительное в растущем человеке;

• все виды деятельности, организуемые в семье с целью развития ребенка, должны быть построены на игре;

• оптимизм — основа стиля и тона общения с детьми в семье.

Эти принципы могут быть расширены и дополнены, но главное, чтобы они обязательно были.

Список использованной литературы

  1. Бауэр Т. Психическое развитие младенца, М., изд. Прогресс, 2003, 180 с.
  2. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание, М., изд. Прогресс, 2004, 290 с.
  3. Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи, М., изд. Просвещение, 2004, 207с.
  4. Данилов Д.А. Семья и ребёнок, Мн .,изд. Терра, 2016, 210с.
  5. Дольто Ф. На стороне подростка, СПб, изд. Петербург-ХХІ век, 2003, 387 с.
  6. Земска М. Семья и личность, М., изд. Прогресс, 2005, 133 с.
  7. Крайг Г. Психология развития, СПб, изд. Питер, 2000, 992 с.
  8. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения, М., изд. Педагогика, 2006, 263 с.
  9. Люблинская А.А. Очерки психического развития ребенка, М., изд. АПН , 2006, 138 с.
  10. Райнпрехт Х. Воспитание без огорчений, М., изд. Семья и школа, 2005, 254 с.
  11. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста, СПб, изд. Питер, 2007, 847 с.
  12. Семья и формирование личности/ред. Бодалев А.А., изд. Просвещение, 2005, 206 с.
  13. Субботский Е.В. Ребенок открывает мир, М., изд. Просвещение, 2006, 198 с.
  14. Титаренко В.Я. Семья и формирование личности, М., изд. Мысль, 2006, 351 с.
  15. Эльконин Э.Г. Детство и общество, СПб, изд. Ленато, 2005, 300 с.
  1. 12. Семья и формирование личности/ред. Бодалев А.А., изд. Просвещение, 2005, 96 с.

  2. 6. Земска М. Семья и личность, М., изд. Прогресс, 2005, 33 с.

  3. 4. Данилов Д.А. Семья и ребёнок, Мн .,изд. Терра, 2016, 50с.

  4. 5. Дольто Ф. На стороне подростка, СПб, изд. Петербург-ХХІ век, 2003, 85 с.

  5. 12. Семья и формирование личности/ред. Бодалев А.А., изд. Просвещение, 2005, 37 с.

  6. 14. Титаренко В.Я. Семья и формирование личности, М., изд. Мысль, 2006, 91 с.

  7. 14. Титаренко В.Я. Семья и формирование личности, М., изд. Мысль, 2006, 103с.

  8. 1. Бауэр Т. Психическое развитие младенца, М., изд. Прогресс, 2003, 50 с.

  9. 7. Крайг Г. Психология развития, СПб, изд. Питер, 2000, 262 с.

  10. 5. Дольто Ф. На стороне подростка, СПб, изд. Петербург-ХХІ век, 2003, 126с.

  11. 5. Дольто Ф. На стороне подростка, СПб, изд. Петербург-ХХІ век, 2003, 140 с.

  12. 7. Крайг Г. Психология развития, СПб, изд. Питер, 2000, 302 с.

  13. 13. Субботский Е.В. Ребенок открывает мир, М., изд. Просвещение, 2006, 58 с.

  14. 6. Земска М. Семья и личность, М., изд. Прогресс, 2005, 43 с.

  15. 9. Люблинская А.А. Очерки психического развития ребенка, М., изд. АПН , 2006, 68 с.

  16. 10. Райнпрехт Х. Воспитание без огорчений, М., изд. Семья и школа, 2005, 93 с.

  17. 3. Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи, М., изд. Просвещение, 2004, 85с.