Файл: Воспитательный климат семьи и его влияние на становление личности ребенка (подробно).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.04.2023

Просмотров: 119

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Уверенность.

Самоконтроль.

Целеустремленность.

Умение действовать, опираясь на законы морали и ценности.

У настоящих личностей не возникает дилемма между «пойти по головам» и «сделать по совести».

Воспитать личность сложно, не каждый станет негласным лидером или начальником, но к такому человеку обязательно проявят интерес похожие люди. Это ли ни счастье для ребенка?

Процесс формирования личности не сиюминутный, он продолжается лет до 18 (пока длится и юридическая ответственность родителей или опекунов за подрастающего человека).

Интересно, что славянский менталитет не ограничивается такими возрастными рамками. Это становится ясно, когда заботливые мамы и бабушки готовят перекусы любимым «деткам» в институт, советуют уже после замужества, как лучше пеленать их младенцев, и как правильно подбирать наряд, когда их отпрыски уже вышли на пенсию. Такая преемственность поколений, с одной стороны, не дает взрослой личности «созреть», с другой – институт семьи в странах постсоветского пространства никогда не перестанет существовать. И для каждого ребенка в роду найдется свой воспитатель.

Этапы становления личности совпадают со сменой важных психологических периодов жизни[9].

Перинатальное развитие (условно можно назвать этот отрезок «Я уже есть»). Согласно учению Станислава Грофа, еще в утробе малыш начинает развиваться как индивидуум. Ему нравится определенная музыка или картины, созерцаемые матерью, некоторые продукты. Карапузу только и остается в знак согласия или нежелания толкать маму изнутри.

0 – 3 года. В это время весь мир для детей – это их окружение (родители, старшее поколение родственников, братья и сестры). Этот период соответствует девизу: «Я – зеркало семьи». Все привычки и другие поведенческие реакции копируются до неузнаваемости. Если старшим людям не по душе характер младшенького, нужно попытаться объяснить, что не так, а самим мотать на ус: настало время корректировать себя!

«Школьная пора», куда входит дошкольная категория детей от 4 до выпускного класса начального звена – 11 лет. Это время детства и осознанного поведения. Например, в саду малыши стараются проявить себя со стороны хорошо воспитанных и отзывчивых деток, а если выходит, что «хорошими делами прославиться нельзя», привлекают внимание шалостями. Внимание и похвала воспитателя (далее – учителя) являются лакмусовой бумажкой идентификации ребенка.

Период «кокона» (отрочество). С 12 лет до 15 подросток, с одной стороны, начинает общение и раскрытие своих способностей в новых социальных группах – классе, кружках, секциях. С другой стороны, происходит накапливание необходимого опыта, развитие возможных способностей.


«Трудный возраст» (юность) от 16 до 18 лет, причем период сложный не только для любимого сына или дочери, но и родителей. С удивлением старшее поколение начинает замечать, что им дерзят, не повинуются, сбиваются с пути (нередко пропускают занятия по причине «ненужности» школьных знаний или влюбляются и забрасывают уроки). Это становление личности без тяжелого времени, когда набиваются шишки и приобретается бесценнейший опыт – свой, личный, невозможно. Но иногда не все так болезненно. Бывает, случается первая любовь, которая юность превращает в романтическую «весну жизни». Оценки юному возрасту будут меняться, но яркие впечатления и нужные выводы помогут сформировать человека[10].

С 18 лет – «да здравствует, Личность!». Теперь невозможно кардинально перестроить индивидуума, только скорректировать уже имеющееся поведение. Выбор учебного заведения по интересам или «свободного плавания» поможет дальше продумать свою жизнь и добиться успеха.

С достоинством и минимальными «потерями» родители, а также их маленькие наследники, выходят из кризисных периодов только тогда, когда присутствует поддержка, самоуважение и предоставленная детям возможность самостоятельно пройти все три фазы каждого этапа:

Адаптационная. Дети овладевают навыками, необходимыми для оптимального существования в своей группе. Например, учатся говорить, чтобы их понимали, или держать ложку, потому что в детском саду все карапузы едят только так.

Стадия индивидуализации. Каждый должен правильно отнести себя к той или иной группе, понять, что он может справляться с задачами («Все сверстники одеваются на прогулку сами, я тоже постараюсь, я же большой, я мальчик»).

Интеграционная фаза. Образно говоря, это возможность впервые сесть за руль после того, как выдали права. Это время управлять собой, эмоциями, чувствами, иногда – подчиняться, а порой – и пытаться самому надавить на кого-то.

Если ребенок какую-то из фаз пропустит (на любом этапе), у него возникнет внутренний конфликт. Помочь избавиться от него (а лучше – дать возможность все пережить) под силу любящим родителям, которые прививали ему культуру поведения и воспитывали духовность[11].

Духовность, словно паззл, складывается из таких элементов:

Умение сопереживать, сочувствовать.

Видеть во всем эстетику, обладать чувством вкуса.

Быть ответственным, прислушиваться к совести.

Относиться к другим, как к самому себе (уметь уважать).


Самореализация.

Целеустремленность.

Творческие способности (они заслуживают отдельного внимания).

Остановиться можно на базовых составляющих морального развития подрастающего поколения.

Эмпатия, или переживание чужих эмоций, как собственных. Дети бывают не просто жестокими, а циничными. Иногда это объясняется их интересом к наблюдению необычной реакции или поведение других живых существ. Например, желанию пнуть котенка или ударить младшую сестру. Многие дети перерастают, если взрослые объяснят, что это ужасно. Ребенок сразу не осознает, с годами придет осмысленность.

У детей до 3 лет проявляется эмпатия. Нужно ее не упустить, а помочь сохранить это качество. Достаточно пронаблюдать, когда малыш смотрит на грустное выражение лица мультипликационного героя или плачущую маму и начинает плакать в ответ, или смеется только потому, что весело его собеседнику. Главное – не высмеивать, а поощрять проявление эмоций, на собственном примере общения с миром демонстрировать сопереживание. Например, не ссориться при ребенке с мужем, сделать кормушку для птичек, собрать ненужные игрушки в детский дом.

Быть ответственным. Только формирующаяся личность должна понимать, что чувство долга и ответственность – фундамент любых отношений, деловых или личных. Малыш забыл убраться в комнате, а старшая дочь – прийти к обещанному времени? Не самый продуктивный способ – платить ребенку той же монетой. Можно поиграть с ним в день «наоборот», когда родители играют роль детей, а сын или дочь – мамы или папы.

Часто любимый наследник просит купить домашнее животное (за которым необходим уход, как это правильно подмечают родители). Проверить готовность младшего члена семьи к такому испытанию легко при помощи современных игрушек или электронных аналогов, которые требуют почасового кормления, выгуливания и купания. Как только ребенок пройдет испытательный срок, можно задумываться о приобретении живого друга. Главное, не переусердствовать с симуляторами.

«Три богатыря» каждого нормального развития настоящей Личности – это уверенность в своих силах, самоуважение и адекватная самооценка[12]. Все три понятия стоят рядом, поскольку они базируются на общих детских впечатлениях, которые родители закладывают своими оценками. Например, фразы по типу: «Сережа – молодец, а ты – нет» способны привить самые серьезные комплексы. Однако перегибание палки в сторону вечного восхваления своего чада превращают маленького человека в Нарцисса, который не то что никогда не добьется значительных успехов, но и останется по жизни один.


Важно научить ребенка (и себе напоминать чаще), что продуктивнее сравнивать ни кого-то с собой, а себя вчерашнего с собой сегодняшним.

Становление личности – процесс пожизненный, но его база формируется именно в детстве. Если сложно постоянно учить и доказывать, можно обратиться к всепоглощающей силе творчества.

Творческие способности, нестандартное мышление, даже особенности культурной речи делают личность более гармоничной, счастливой. Существует теория, что каждый малыш изначально имеет задатки[13]. Минимум, с их помощью человек раскроется и станет искренним, добрым, научится воспринимать мир в его полной красе. Такие люди не нуждаются в сомнительном удовольствии, получаемом от вредных привычек. Максимум – задатки перерастут в талант.

Работать нужно в следующих направлениях:

1. «Красота…формирует мир!». К сожалению, или к счастью, воспринимать красоту окружающего мира, равно как и читать книги, любоваться картинами, учат в детстве. Чтобы подтолкнуть ребенка к эстетическому развитию, необходимо с ним заниматься. Достаточно взрослому человеку самому подмечать мелкие детали (закат солнца, первый снег или расцветшую сирень) и озвучивать их. Малышу станет интересно, можно спрашивать, что понравилось ему.

Если дело происходит на автобусной остановке или в очереди, почему бы не попросить своего маленького наследника про себя подметить красивые черты лица или всего внешнего вида нескольких людей из толпы, а потом обсудить с ним.

2. Коммуникативное искусство. Личность без умения поддерживать разговор, делиться по душам и грамотно строить высказывания, просто неполноценна. Одни дети с самого детства с невероятной точностью копируют интересные методы общения взрослых (родителей, учителей, даже персонажей телепередач).

Другим помогают попытки родителей:

Проявление юмора. Человек, который всегда ответит на вопрос с иронией или умеет посмеяться над своими оплошностями, на вес золота! Только это качество должно иметь задатки и ограничиваться чувством меры и такта.

Поиграть в умницу. Это значит, что можно отыскать 4 положительные черты характера у детей из садика или из класса.

Проводить домашние маскарады, переодевания, даже балы! «Маленькие личности» поборют комплексы, отлично повеселятся и научатся работать в команде.

Делиться игрушками, говорить «спасибо» за проявленное внимание.

3. Творческие мастерские. Конечно, куда проще отвести малыша на занятие к специалисту. Однако главная задача не столь в развитии задатков, сколько в общении между родителями и детьми.


Сегодня можно позволить себе приобрести пластилин, карандаши, фломастеры любых цветов, наборы для сборки и рисования.

Если совсем нет под рукой ничего оригинального, можно воспользоваться старыми методами. Лепить сувениры из соленого теста, рисовать на старых (желательно) обоях, обклеив ими стол или стул.

Нельзя подавлять стремления молодого художника выражать свое виденье мира. Если сыночку или дочке захочется нарисовать несуществующее животное, пусть творит. Фразами, что такого нет, малыша не переубедить. В его-то воображении оно существует. И не стоит навязывать свое мнение. Хочет ребенок вместо синих носков надеть красные или из тарелки с фруктами выбирает не сочное сладкое яблоко, а неприметный кислый виноград? Пусть ест и выбирает! Детям, чтобы они выросли личностями со своим мнением и умением делать выбор, надо его предоставлять! Пусть и в мелочах, но все-таки!

Подытоживая, можно выделить главное: личность ребенка зависит не столько от него самого, как от отношения к нему близких людей, поведение и оценки которых его и формируют. Без толку рассказывать подростку, что надо бы делать зарядку, а самому не уметь даже отжаться. Неправильно навязывать малышу чтение книг, вечерами засыпая под телепередачи. И кто знает, может, пока родители бьются над воспитанием личности наследника, он формирует их, собственную?

В жизни всегда ведь есть место совершенствованию .Важно – не упустить возможность.

1.2 Воспитательный климат семьи

Именно в семье ребенок получает первый жизненный опыт, наблюдает и учится как себя вести в разных ситуациях. Жизненно необходимо, чтобы то, чему мы учим ребенка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что теория у взрослых не расходится с практикой.

Каждый из родителей видит в детях свое продолжение, реализацию определенных установок или идеалов[14]. И очень трудно отступает от них.

Обыкновенно все замечаемые у ребенка неблагоприятные явления приписывают самому ребенку, говорят даже иногда о врожденной его злостности, не думая и не подозревая, что качества ребенка – это отражение негативных качеств окружающих его лиц. Врожденными у ребенка можно считать только явления, связанные с его темпераментом, т. е. только степень силы и быстроты его размышлений и действий. Затем он переживает имитационный период, во время которого у него складываются его речь, привычки, обычаи и т.д. Конечно, ребенок –это весомая причина совершенствования всех представителей семьи, всех качеств, особенно правдивости, прямоты и искренности . Внимательная и любящая мать всегда следит за развитием своего ребёнка , наблюдает откуда берутся рассуждения и действия . И если эти слова и действия основаны на общесемейном поведении и разговорах- то ставя во главу угла интересы ребёнка- вся семья должна меняться к лучшему. Совершенствование семьи, полное соответствием между своим словом и делом непременно приучит и ребенка к правдивости, непосредственности и искренности и этим положит правильное основание для развития нравственного характера и моральных устоев уже взрослого человека.