Файл: Воспитательный климат семьи и его влияние на становление личности ребенка (подробно).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.04.2023

Просмотров: 123

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Вследствие недостатка внимания, а главное вследствие незнания обыкновенно спешат допустить существование врожденных дурных наклонностей, красноречиво толкуют о «неисправимо испорченных» детях, точно эта испорченность явилась сама по себе и за нее ответствен сам ребенок! Влияние руководства взрослых как-то всегда остается в тени, и верить не хотят, что «испорченность» ребенка школьного или дошкольного возраста есть результат системы воспитания, за которую расплачивается воспитанник. В громадном большинстве случаев не прирожденная тупость (нравственная или умственная) ребенка, а педагогические ошибки подготовляют ребенку горькое будущее, оставляя на его личных проявлениях и привычках неизгладимые следы нравственной порчи: умственного бессилия.

Всем известно, что все дело воспитания (и в семье, и в школе) зачастую сводится к тому, что ребенка нужно «учить», причем под словом «учить» нередко подразумевают: «принудить» и т.д. Шаблоны обучения в школе не призваны раскрывать таланты и выявлять гениев. Если ребёнок одарён в математике- его «задушат» русским языком, а если гениален в словесности- «убьют» двойками по математике. Кто любит сейчас школу из детей? У вас есть такие знакомые? У меня нет. Мальчик-сосед обожает химию, дома всё заставлено колбочками . Ведь можно же , если кардинально изменить систему образования и давать возможность после 7 класса выбирать набор любимых дисциплин, выучить его в соответствии с его способностями. Так нет же. Учитель русского языка реально задушила его двойками. На данный момент рутинные педагогические приемы принудительного характера по-прежнему будут царить и в стенах школы и дома.

Обыкновенно предполагают, что ребенка можно и обмануть: ведь он глуп, не разберет; а между тем различие правды и неправды у него слагается именно таким образом, что он приучается проверять слышанное им видимым и осязаемым. Если ему говорят, что «мамы нет дома», а он случайно увидит ее, то он при первом удобном случае, если ему что не понравится, заявит, что его самого нет дома. Чем чаще его обманывают и чем более он встречает в семье несоответствие слова с делом, тем менее выясняются для него признаки правды и тем легче он начинает говорить только то, что ему выгоднее. Необходимо твердо помнить, что ребенок первоначально только и знает впечатления, получаемые органами его чувств, он только им и повинуется и действует исключительно на основании этих чисто реальных впечатлений; он непременно делает только то, что ему приятно, и избегает всего, что ему в каком-либо отношении неприятно. От ребенка имеют обыкновение все скрывать, но, если он видит, что окружающие пользуются чем-нибудь, а ему не дают, то и он при первом, же удобном случае непременно присвоит интересную для него вещь, раз она плохо лежит, и затем во всяком подобном случае не преминет повторить то же самое. Будучи пойман в своих проступках и за это наказан, он, опять же на опыте, видит, что необходимо быть осторожнее и что выгоднее пользоваться всяким случаем так, чтобы этого не видели и не знали; он старается быть умником, и пользуется удобными случаями уже осторожнее, более скрытно. Наказание не может выяснить ему объективных признаков правды, оно только покажет ему, что не попадаться - добро, а попадаться - зло и, имея возможность сделать кому-нибудь зло, он именно так и поступит, как с ним поступали при наказании.


Кроме простого, всегда искреннего и правдивого слова, не могут быть допущены ни в семье, ни в школе никакие поощрения, никакие наказания.

Значение привычек, приобретенных в раннем возрасте, громадно, отделаться от них впоследствии очень трудно, а иногда и не под силу взрослому. При нормальных условиях развития ребенка, когда его не ограничивают постоянными регламентациями, он всегда отличается наблюдательностью, причем сейчас же повторяет подмеченное им действие и затем уже рассуждает над ним. Это самый выгодный способ развития ребенка, который необходимо поддерживать; при этом ребенок более всего останавливается над теми явлениями, которые ему доступны. Он сам их подмечает, они ему не навязаны, соответствуют его силам и способностям, и поэтому он легче их усваивает. При всяком искусственном способе, применяемом для возбуждения наблюдательности ребенка, недостает первого момента, и именно: он не сам наталкивается на новые явления, а его внимание останавливают на тех явлениях, с которыми хотят его познакомить. В таком случае легко впасть в ошибку при оценке сил ребенка и его подготовки, между тем как всякое такое несоответствие приводит к тому, что ребенок недостаточно усваивает воспринимаемое.

Вслед за наблюдением ребенок повторяет то, что произвело на него более сильное впечатление; этим повторением он приучается к различным приемам, употребляемым в обыденной жизни. При искусственном же приучивании к таким приемам и действиям ребенок не сам выбирает производимое им действие, а имитирует требуемое от него: понятно, что и здесь такие требования могут не соответствовать степени физического развития ребенка и уменью его производить такие действия[15].

После наблюдения и повторения наблюдаемого ребенок обыкновенно охотно рассуждает над значением воспринятого и повторенного им; это драгоценное качество главным образом и содействует его образованию, а также ограничению произвола его действий и выяснению личных качеств человека. Обыкновенно находят, что ребенок должен только исполнять обращенные к нему требования, что он должен набирать материал и знания для будущей своей деятельности. С этим никак нельзя согласиться на основании следующего психологического положения: смотря по тому, каким образом человек относится к каким-либо явлениям при первой встрече с ними, соответственно этому, скорее всего он будет к ним относиться и впоследствии. Если он в раннем возрасте не приучился рассуждать над своими впечатлениями и действиями, то он впоследствии очень трудно к этому привыкает. Набором знаний он развивает свою память, которую до того изощряет упражнением, что ему легче всего все воспринимать этой умственной способностью; он не привык и не умеет рассуждать, у него знания остаются сырым материалом, который не переварен рассуждением. Без анализа и рассуждения, без проверки своими действиями ребенок лично не знакомится с качествами воспринимаемого, он поэтому сам не в состоянии выводить общих положений, не в состоянии составить общего образа; у него нет общих понятий, он знает, но не понимает. Поэтому самостоятельно видоизменить свои действия он не в состоянии и только повторяет то, что знает, что слышал, что вычитал из книги; у него нет личного характера, а для развития нравственного характера нет условий. Вычитал из книги - это ещё не самое страшное. Страшнее то, что книги сейчас не читаются. Интернет и всё, что с ним связано- вот чем засорён мозг ребёнка.


Часто полагают, что ребенок не понимает значения личных отношений, что у него нет еще понятия о лице и личной его неприкосновенности. Если родители думают, что их дети составляют их собственность, что они должны быть безличны и находиться в полной зависимости от их требований и действий - такая семейная психология обречена на провал. Ребёнок у же с самого раннего возраста позиционирует себя как личность, как самостоятельного человека. По крайней мере, должен, если его не растят совсем уж безвольным существом. Чем раньше у ребенка пробуждается понятие о своей личной неприкосновенности и о своих человеческих правах, тем более он приучается дорожить ими и ценить эти права у других . Такие понятия могут у него сложиться не из слов, а исключительно из действий и обращения с ним, они слагаются не по слову, а только по делу. Любовь, основанная на идее правды, возвышает человека и заставляет уважать его, без чего немыслимо развитие истинных человеческих качеств и достоинств; поэтому-то самый главный и существенный агент при воспитании - это искренняя, неподдельная и глубокая любовь. Если родительская любовь настоящая, то 10 объятий и 17 поцелуев, которые как пишут ,жизненно необходимы каждому ребёнку- это очень минимальное количество прикосновений. Потому что любовь-это и есть желание прикасаться.

Внешние ласки и нежности приводят к ложным и лицемерным отношениям к матери и вообще к людям, между тем как отсутствие их и правдивое, внимательное и теплое отношение, а главное, преимущество, даваемое на деле интересам любимого лица перед своими, всегда сильнее всего сближают и связывают людей между собой.

В семье формируется личность не только ребенка, но и его родителей. Воспитание детей обогащает личность взрослого человека, усиливает его социальный опыт. Чаще всего это происходит у родителей бессознательно, но в последнее время стали встречаться молодые родители, сознательно воспитывающие также и себя. К сожалению, эта позиция родителей не стала популярной, несмотря на то, что она заслуживает самого пристального внимания.

В жизни каждого человека родители играют большую и ответственную роль. Они дают ребенку новые образцы поведения, с их помощью он познает окружающий мир, им он подражает во всех своих действиях. Эта тенденция все более усиливается благодаря позитивным эмоциональным связям ребенка с родителями и его стремлением быть похожим на мать и отца. Когда родители осознают эту закономерность и понимают, что от них во многом зависит формирование личности ребенка, то они ведут себя так, что все их поступки и поведение в целом способствуют формированию у ребенка тех качеств и такого понимания человеческих ценностей, которые они хотят ему передать. Такой процесс воспитания можно считать вполне сознательным, т.к. постоянный контроль за своим поведением, за отношением к другим людям, внимание к организации семейной жизни позволяет воспитывать детей в наиболее благоприятных условиях, способствующих их всестороннему и гармоничному развитию.


Детские годы – самые важные в жизни человека. И как они пройдут, зависит от взрослых ,прежде всего от родителей, а затем уже от педагогов.

Главнейшую роль в жизни ребенка играет семья. Нормы поведения, характер взаимоотношений между людьми, ценностные ориентации – все это ребенок усваивает, прежде всего, в семье. Семья выступает одним из самых традиционных и устойчивых социальных институтов. Семья, особенно на ранних этапах развития, является ближайшей микросредой, первой и часто почти единственной социальной группой, наиболее долго действующим фактором, формирующим нравственные чувства, навыки социального поведения, личностное развитие. Но семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей – матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры не относится к ребенку лучше, не любят его так и не заботятся столько о нем. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья. И эти ошибки, допущенные в семье, очень тяжело, а порой и невозможно исправить в детском саду и школе. На развитие личности ребенка оказывают влияние следующие факторы – характеристики семьи:

- Возраст родителей;

- Структура и состав семьи;

- Повторный брак родителей;

- Позиция ребенка в семье как единственного, младшего, среднего или старшего;

- Тип воспитания;

- Отрицательный пример родителей .

Остановимся на некоторых из этих факторов подробнее.

Согласитесь, что если ребёнок желанный- то любовь и счастье всегда будут в семье. А желанным он может быть где-то к 30 годам, чтобы счастье это было осознанным. Разве может на 100% выкладываться в воспитании ребёнка 17-летняя девочка, которая и сама ещё ребёнок?

В современных условиях социально-экономического и нравственного кризиса семья переживает большие трудности. Отмечается низкий уровень материальной обеспеченности, значительной части семей, смещение моральных ценностей и ориентаций, рост бездуховности, снижение ответственности родителей за воспитание детей, тенденция к увеличению разобщенности детей и родителей – причиной тому также может являться алкоголизм родителя или еще страшнее обоих родителей. Дети, воспитывающиеся в семье, зависимой от алкоголя очень рано начинают лгать. Семейная атмосфера характеризуется непредсказуемостью. Каждый раз, возвращаясь, домой, ребенок мучается тяжелыми предчувствиями. Он никогда не уверен в том, что застанет дома: родитель трезвый или пьяный; родители ссорятся или уже один из них ушел, хлопнув дверью. А ведь все это лишает ребенка твердой психологической основы.


В настоящее время наблюдается тенденция к увеличению разводов, т. е к росту неполных семей. Ребенок, воспитывающийся в такой семье, сталкивается с множеством проблем – недостаток внимания со стороны одинокого родителя; оба родителя могут познакомить ребенка с большим кругом различных ситуаций и разносторонних знаний, чем это может сделать только один родитель. Но не всегда бывает именно так. Иногда и полная семья может оказывать точно такое же влияние. Поэтому главное чтобы воспитание было педагогически качественным.

Не менее важным фактором, оказывающим влияние на формирование личности детей, является позиция ребенка в семье.

Каждая позиция ребенка в семье имеет свои положительные и отрицательные стороны.

Первый ребенок часто воспринимает со стороны родителей трепетную любовь и восхищение. Огромное влияние на развитие личности первого ребенка имеет рождение второго ребенка. Даже те дети, которые с нетерпением ждали братика или сестричку могут чувствовать себя забытыми, появляется зависть. Эти чувства более или менее знакомы всем первенцам, но не у всех одинаково интенсивны. Многие дети при рождении младшего ребенка поворачивают в своем психическом развитии назад (регрессия). Второй ребенок в семье никогда не переживает ситуации единственного ребенка, которому отданы все внимание, любовь. Младшим детям не выдвигаются жесткие требования, им больше помогают.

Таким образом, мы видим, что очень важно, чтобы воспитание было качественным.

2. Тенденции положения ребенка в семье

2.1 Роль отца и матери в семье

Место отца всегда было важно в семье. Отец - глава семьи. Не только общество, но и природа подготавливает мужчину, чтобы стать мужем и отцом. А высшее предназначение каждой женщины - быть матерью.

Каждый человек всегда думает о том, кого он оставит после себя в этой жизни, кто будет продолжением рода.

Когда мужчина вступает в брак - он берет на себя огромную ответственность - быть отцом, опорой в семье, решать вопросы материального благосостояния. Однако времена чистого патриархата изменились с распространением городского образа жизни, фактически все чаще семейной жизнью руководит женщина-жена, мать. Авторитет отца значительно упал, из-за сокращения доли участия его в семейных делах. Не так редко можно встретить семьи, где муж зарабатывает меньше жены. Однако, все равно отец должен представлять ум , силу и опору семьи в житейских вопросах.