Файл: Воспитательный климат семьи и его влияние на становление личности ребенка (подробно).pdf
Добавлен: 05.04.2023
Просмотров: 122
Скачиваний: 3
По мнению зарубежных исследователей (Дж. Макдермот, Дж. Валлерштейн и др.), наиболее острые переживания и соответствующие им последствия развода вызывают у детей дошкольного возраста. Они становятся более замкнутыми, агрессивными, капризными. Наиболее уязвим в разводе единственный ребенок. Те, у кого есть братья и сестры, намного легче переживают развод: дети или поддерживают друг друга, или вымещают друг на друге агрессию и тревогу.
Не в меньшей мере, хотя и по-другому, развод влияет на детей более старшего, в том числе и подросткового возраста. Замечено, что повышенная эмоциональность, неуравновешенность, болезненная чувствительность, свойственные переходному периоду, у подростка из распавшейся семьи носят гипертрофированный характер, делая его психику особенно ранимой. Чувство боли и стыда, собственной ущербности, неполноценности, ощущение покинутости и одиночества долгое время в таких случаях не оставляют детей, делая их грубыми, раздражительными, некоммуникативными, утратившими интерес ко всему.
Частым следствием распада семьи является изменение отношения ребенка к матери. Иногда у него возникает обостренное чувство жалости к ней, иногда он обвиняет мать в уходе отца. Вследствие этого он начинает критически относиться к ней и т. о., по существу, теряет для себя и второго родителя.
Развод с предшествующими ему и последующими обстоятельствами — это комплекс взаимосвязанных неблагоприятных факторов, способных оказывать отрицательное влияние на психическое и нравственное становление личности детей. С подростками могут произойти патологические изменения в области психики, а поведение стать криминогенным.
Однако если родители ,потеряв не только любовь но и всякое уважение друг к другу, продолжают существовать на одной территории и ребёнок ежедневно видит всю злобу и грязь, которая выливается его родителями друг на друга- то развод будет лучшим решением, чем продолжение сохранение так называемой семьи ради ребёнка. Как говорится лучше сразу руку отрубить, чем резать по полпальца в день. Понятие «воскресный» папа ещё никто не отменял. И лучше, чтобы это был папа-праздник, чем папа-ежедневно раздражающий маму.
На сегодняшний момент в Беларуси очень много неблагополучных семей, где есть и алкоголики родители, многодетные семьи, малообеспеченные семьи, неполные семьи (с одной матерью или отцом), а также многодетные семьи алкоголиков. Можно в этом удостовериться, посмотрев социальный паспорт одной из школ.
Проанализируем социальные паспорта 7 классов СОШ № 2 г. Бобруйска и гимназии № 3 г.Бобруйска.
В результате анализа выяснилось, что в обычной школе достаточно большая часть семей попадает в «Группу риска», а также в группу «Малообеспеченные семьи». В цифрах это выглядит так:
СОШ №2 г. Бобруйска : из 25 учеников только 14 живут в полных, материально обеспеченных и абсолютно нормальных с точки зрения общества семьях.
4 ребёнка относятся к группе риска из-за проблем родителей с алкоголем, а соответственно и материальных проблем.
7 детей из неполных семей (у 5-ти - мать в разводе,2 матери-одиночки)
Гимназия № 3 г. Бобруйска: из 25 учеников 19 живут в полных, материально обеспеченных и абсолютно нормальных с точки зрения общества семьях.
2 ребёнка из многодетных, но вполне материально обеспеченных семей
4 детей из неполных семей ( 3- мать в разводе,1 мать-одиночка)
Именно в этом классе учится мальчик, который побывал на 5-ти морях с мамой. Глядя на них нельзя сказать, что их семья неполная, тем более, что там есть ещё и дедушка.
Как видим из данных социальных паспортов, дети-алкоголиков не учатся в гимназии.
Неполная семья является наиболее проблематичной и уязвимой в воспитательном плане. Ее удельный вес в числе других семей довольно высок. На основе статистических данных можно заявить, что большинство правонарушителей — выходцы из неполных семей. Кроме того, атмосфера неполной семьи делает более высоким риск приобщения детей к алкоголю и злоупотреблению им.
Имеются данные, что люди из неполных семей обладают менее выраженным или отрицательным опытом подготовки к семейной жизни, поэтому вероятность распада брака у воспитанников неполных семей значительно выше по сравнению с теми, кто воспитывался в обычных семьях. Неполная семья способна оказывать негативное влияние на успеваемость детей, их нравственный облик, активность, будущую жизненную позицию, подготовку к семейной жизни и т.д.
Заключение
В данной работе сделана попытка описания жизненного пути личности, стадии ее становления и различные влияния семьи на этот процесс. Проблемы семьи постоянно находятся в процессе изучения. Семья — главный источник всех правильных поступков на жизненном пути личности и абсолютно возможным представляется искоренение ошибок в воспитании.
Система семейного воспитания состоит из следующих принципов:
• дети должны расти и воспитываться в атмосфере доброжелательности, любви и счастья;
• родители должны понять и принять своего ребенка таким, каков он есть, и способствовать развитию в нем лучшего;
• воспитательные воздействия должны строиться с учетом возрастных, половых и индивидуальных особенностей;
• диалектическое единство искреннего, глубокого уважения к личности и высокой требовательности к ней должно быть положено в основу семейного воспитания;
• личность самих родителей — идеальная модель для подражания детей;
• воспитание должно строиться с опорой на положительное в растущем человеке;
• все виды деятельности, организуемые в семье с целью развития ребенка, должны быть построены на игре;
• оптимизм — основа стиля и тона общения с детьми в семье.
Эти принципы могут быть расширены и дополнены, но главное, чтобы они обязательно были.
Список использованной литературы
- Бауэр Т. Психическое развитие младенца, М., изд. Прогресс, 2003, 180 с.
- Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание, М., изд. Прогресс, 2004, 290 с.
- Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи, М., изд. Просвещение, 2004, 207с.
- Данилов Д.А. Семья и ребёнок, Мн .,изд. Терра, 2016, 210с.
- Дольто Ф. На стороне подростка, СПб, изд. Петербург-ХХІ век, 2003, 387 с.
- Земска М. Семья и личность, М., изд. Прогресс, 2005, 133 с.
- Крайг Г. Психология развития, СПб, изд. Питер, 2000, 992 с.
- Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения, М., изд. Педагогика, 2006, 263 с.
- Люблинская А.А. Очерки психического развития ребенка, М., изд. АПН , 2006, 138 с.
- Райнпрехт Х. Воспитание без огорчений, М., изд. Семья и школа, 2005, 254 с.
- Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста, СПб, изд. Питер, 2007, 847 с.
- Семья и формирование личности/ред. Бодалев А.А., изд. Просвещение, 2005, 206 с.
- Субботский Е.В. Ребенок открывает мир, М., изд. Просвещение, 2006, 198 с.
- Титаренко В.Я. Семья и формирование личности, М., изд. Мысль, 2006, 351 с.
- Эльконин Э.Г. Детство и общество, СПб, изд. Ленато, 2005, 300 с.
-
12. Семья и формирование личности/ред. Бодалев А.А., изд. Просвещение, 2005, 96 с. ↑
-
6. Земска М. Семья и личность, М., изд. Прогресс, 2005, 33 с. ↑
-
4. Данилов Д.А. Семья и ребёнок, Мн .,изд. Терра, 2016, 50с. ↑
-
5. Дольто Ф. На стороне подростка, СПб, изд. Петербург-ХХІ век, 2003, 85 с. ↑
-
12. Семья и формирование личности/ред. Бодалев А.А., изд. Просвещение, 2005, 37 с. ↑
-
14. Титаренко В.Я. Семья и формирование личности, М., изд. Мысль, 2006, 91 с. ↑
-
14. Титаренко В.Я. Семья и формирование личности, М., изд. Мысль, 2006, 103с. ↑
-
1. Бауэр Т. Психическое развитие младенца, М., изд. Прогресс, 2003, 50 с. ↑
-
7. Крайг Г. Психология развития, СПб, изд. Питер, 2000, 262 с. ↑
-
5. Дольто Ф. На стороне подростка, СПб, изд. Петербург-ХХІ век, 2003, 126с. ↑
-
5. Дольто Ф. На стороне подростка, СПб, изд. Петербург-ХХІ век, 2003, 140 с. ↑
-
7. Крайг Г. Психология развития, СПб, изд. Питер, 2000, 302 с. ↑
-
13. Субботский Е.В. Ребенок открывает мир, М., изд. Просвещение, 2006, 58 с. ↑
-
6. Земска М. Семья и личность, М., изд. Прогресс, 2005, 43 с. ↑
-
9. Люблинская А.А. Очерки психического развития ребенка, М., изд. АПН , 2006, 68 с. ↑
-
10. Райнпрехт Х. Воспитание без огорчений, М., изд. Семья и школа, 2005, 93 с. ↑
-
3. Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи, М., изд. Просвещение, 2004, 85с. ↑